О книге Урса Видмера Дневник моего отца

Необычный стиль изложения событий жизни человека, увлеченного искусством, литературой, в какой-то момент даже политикой, но, главное, страстной любовью к женщине. Весьма своеобразный юмор, присущий скорее героям произведений Кафки, или ожившим персонажам черно-белых комиксов, где черного больше, чем белого.
Дневниковые записи отца словно бы пересказываются сыном, и порой теряется нить повествования, плавно перемещаясь от одного к другому, сплетаясь в единую канву, неделимое целое, о чем и становится предельно ясно в конце книги, когда утраченный дневник отца, так называемую Белую книгу, берется восстановить и продолжить сын.
Белая книга – это символ. Предложение написать самому свою жизнь, но не заранее, а с позиции прожитого момента, осмысляя и понимая происходящего, двигаясь вместе с записями к чему-то важному и главному, что должно завершиться лишь с последним дыханием.
Такой подарок получил на свой двенадцатилетний день рождения мальчик. В честь него устроена необычная церемония в церкви. Чтобы войти туда, попасть на церемонию взросления, ему приходится преодолеть недлинный путь, наполненный яркими и неожиданными картинами познания мира.
И читатель, следуя за мальчиком, оглушен, как и он, страхом смерти, изображенным в стоящих около каждого дома гробах, передаваемых по наследству. Вся деревня заполнена этими гробами, они стоят штабелями. Символично. Ибо ребенок, прежде всего, познает, и его сознание потрясено ужасом умирания людей, повторяемостью этого события. Но, став взрослым, он вернется в эту деревню, и больше не найдет гробов. Они исчезнут, пропадут, как и страх или мысли о смерти.
Пока же герой в начале своего пути, и ведом этим страхом.
Церковь тоже наполнена гнетом непонятных традиций. Ему уготовано окунание в таинственную жуть. Завершается церемония безудержностью плотского веселья, с безумными танцами, обжорством и пьянством до полного беспамятства гостей. Все это выписано контрастом, и, вроде, не имеет отношения к формированию души человека, ступающего в жизнь со своим особым даром тонко чувствовать, любить, и отображать это в творчестве. А может быть, он впервые переживает остроту ощущений, сопутствующих празднику, и страсти в любви.
Многие сцены знакомств, совокуплений и прочих активных действий героя происходят как бы параллельно, на фоне знаменитых событий в мировой литературе и культуре, упоминаний известных авторов, политических лидеров, изменений устоявшихся систем взглядов. Иногда это комично, иногда выглядит просто абсурдом. Так русская народная сказка про репку становится основанием осуждения за связь с коммунистическим режимом, и весьма своеобразно и весело подан пересказ этой сказки в ракурсе выстраивания коммунистической морали.
В конце жизни герой, как и ожидалось, возвращается к недопонятому, не прожитому в юности, чтобы заполнить этот вакуум (в своем дневнике). Он встречает ту самую девушку, единственную, отказавшуюся танцевать с ним на празднике после посвящения. Именно она оказалась иной, не как все в той деревне. Она лучше и выше, она поэтесса, которая смогла воплотить чистые чувства первой влюбленности в творчество, в поэзию, не осквернив их плотскими наслаждениями.
Герой к этому времени уже имеет семью. Но его жена Клара отдалилась от него во всех смыслах, и страдает от непонимания его поступков, столь безрассудного, разорительного, по сути, доверия к людям.
Именно она уничтожит, а в книге выбрасывает после его смерти все его литературные труды, обнаруживает неоплаченные счета, и вынуждена будет возместить долги. Опять очень символично.
А сын, внутренне с этим не согласный, берет на себя обязательство писать дальше Белую книгу отца, восстановить его дневник, как символ продолжения их общей жизни.
И та же задача осмысления встает перед читателем, принявшим на себя часть этого бесконечного путешествия, - осмыслить прочитанное как свое.


Рецензии