Теперь дозвольте пару слов без протокола

Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа…

Это – классик нашей литературы Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
Мало кто задумывался, какое именно значение для русского человека сыграло крепостное право.
Наверное, только ленивый не написал о вреде этого явления для страны в целом и конкретно для каждого. Кто только не пнул и не обругал прямо или косвенно абстрактного русского помещика и реальную Салтычиху (вот, мол, людоедка, кровавая барыня и т.п.). Достаточно сказать, что полувековое отставание страны практически по всем параметрам экономической жизни именно здесь нашло свое полное подтверждение.
Так, в Пруссии крепостное право было отменено реформами Штейна и Гарденберга эдиктом 9 октября 1807 года. А в России спустя четверть века после этого события запретили продавать крестьян с публичного торга (указ от 2 мая 1833 года), а полностью крепостное право было отменено спустя 54 года после того, как это произошло у немецких соседей.
То есть, всего лишь 160 лет назад наши предки были настоящими рабами!
И вот ведь парадокс! В отличие от своих европейских соседей (тех же самых французов), русский – пельмень, амёба, приверженец «сильной руки» во власти. Не бунтует, покорно и терпеливо сносит все невзгоды и любые барские придури. Что ему не говори – все проглотит!
Ни тебе революций, ни волнений. Про Разина и Пугачева говорить не будем, потому, как основную движущую силу этих волнений составляли не крестьяне, а казаки.
Присно памятный 1917 год произошел только потому, что войну стали проигрывать. А это наш народ, ох как не любит! В особенности, генералы.
Примечательна и социальная драма, произошедшая непосредственно после отмены крепостного права: всякие Чеховы и прочие, разъезжая по стране, впезапно заметили, что мужики-то без барина предпочитают не работать на себя, а потихоньку спиваться — все пахотные земли остались в собственности у барина, их надо было у него выкупать, а не на что.
Русские полны имперских амбиций, что, в свою очередь, говорит только о национальных комплексах – ведь обладатель «рабского менталитета» остро нуждается в авторитарном правителе. Сложная политическая система слишком мудрена и не подходит («раскусить ее сложно», разбираться некогда), должна быть именно личность, заместитель Бога на Земле, который может решить все проблемы маленького человечка. Правда, для этого, ему нужно угодить.
Ну, а в свою очередь власть обожает своих рабов, поскольку те, кто рабского менталитета лишен и требует от власти сделать хоть что-нибудь полезное, отвлекает ту от действительно важных вещей. Потому рабский менталитет любовно взращивается под видом патриотизма, насаждается через церковь и контролируется соответствующими органами.

****

Почитаешь наших царских генералов – ну, всем хорош великорусский солдат! Лепи из него чего хочешь! Это Вам не инородцы какие-то!
Вот, пожалуйста - русский военный этнограф А.Ф. Риттих (сам, кстати, этнический немец), будущий генерал-лейтенант, дает весьма лестные характеристики в своей книге «Племенной состав контингентов русской армии и мужского населения Европейской России», вышедшей накануне русско-турецкой войны 1877-78 гг.:
 «… Основную массу русских и затем ядро всего населения, проникнувшее в отдаленнейшие места России духом отваги, предприятия, осмысленности и врожденной народной способности, составляют великорусы с их возрастающим, как притягательный элемент населением в 49,84% ...».
Здесь и отвага и смышленость, и народная смекалка! Вот посмотрим, какими эпитетами награждали коренных жителей великорусских земель офицеры Генерального Штаба (добрая часть из которых были национальными меньшинствами в Империи): они и «трудолюбивы, заботливы и деятельны» (подполковник Тур Андреевич Норденстренг), и «добродушны и кротки» (капитан барон Петр Карлович Услар), и «смелы, храбры и отважны» (полковник Людвиг Людвигович Штюрмер), и «отличаются сметливостью, предприимчивостью и понятливостью» (штабс-капитан Василий Данилович Драчевский). Ну и дальше все в том же духе.
Как все это коррелирует с рабской покорностью и послушанием? Чем смелее, тем покорнее…
Парадокс!
При этом, почти каждый, кто занимается историей собственной семьи далеко не прочь найти у себя какие-нибудь дворянские корни? А почему, спрашивается?

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?

Это – «наше все», Александр Сергеевич  Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Выбиться в люди», «их грязи в князи» - вековая мечта русского обывателя. При этом, естественно, про своих «черных предков» лучше не вспоминать.
Слово генералу А.И. Деникину:
«… В молодости отец крестьянствовал. А 27-ми лет от роду был сдан помещиком в рекруты. В условиях тогдашних сообщений и солдатской жизни (солдаты служили тогда 25 лет, и редко кто возвращался до¬мой), меняя полки и стоянки, побывав походом и в Венгрии, и в Крыму, и в Польше, отец оторвался со¬вершенно от родного села и семьи. Да и семья-то рано распалась: родители отца умерли еще до поступ¬ления его на военную службу, а брат и сестра раз¬брелись по свету.
Где они и живы ли - он не знал. Только однажды, был еще тогда отец солдатом, во время продвижения полка по России, судьба занесла его в тот город, где, как оказалось, жил его брат, как говорил отец - «вышедший в люди раньше ме¬ня»...
Смутно помню рассказ, как отец, обрадовав¬шись, пошел на квартиру к брату, у которого в тот день был званый обед. И как жена брата вынесла ему прибор на кухню, «не пустив в покои»... Отец встал и ушел, не простившись. С той поры никогда с братом не встречались… ».
А почему так? Потому, как «вышедшие в люди» думали, что бедные родственники начнут одолевать их просьбами о помощи.
В этом - в общем-то, вся наша Россия. Не очень-то у нас любят родственников, служивых, да тем более, бедных. Зато многие хотят «выбиться в люди», в дворяне (в самом стремлении, конечно, нет ничего плохого), но на всю остальную родню (которая «осталась»), смотреть потом как на чернь.
В общем: пункт первый: «Я - боярин, ты – холоп». Не согласен – смотри пункт первый.
Вывод, который напрашивался по итогам Первой мировой войны, был абсолютно прост: не лезь не в свое дело. Иными словами, никакие союзники не стоят крови собственных граждан, которые, хоть и рабы, но цену жизни все-таки знают. Иначе, потеряешь и власть и голову.
Это неписанное правило большевики заучили хорошо. Правда, их выучки хватило всего на одно поколение: уже второе поколение, пришедшее к власти в 60-х годах, через 15 лет впало в маразм, потеряло бдительность и ввязалось в никому не нужную войну в Афганистане. Как результат – гибель империи, развал страны и армии…
И последнее, вытекающее из предпоследнего. Раз нет никакой войны, то со всем остальным делай, что хочешь. И никакие Хабаровски и Навальные этому не помешают.


Рецензии
Пафос понятен, но мне кажется, что вы выводы из рассказанного делаете без понимания о чем вам пытаются сказать. К прримеру, в рассказе Деникина можно было бы заинтересоваться тем...почему в 27 лет человек в русской деревне не женат? Бобыль. Живущий при семье, возможно при семье этого самого брата. И тогда появляется понимание, что в рекруты он отдан по причине малоценности для обшины в этом качестве. Потому и за стол его не ведут, он низу иерархии - покормили по родственному, но в положеном по статусу месте. А армия дала ему возможность сменить статус, от того сын на казенный кошт выучился и стал генералом.

Владимир Толмачев   22.08.2020 04:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.