Система

Творчество, ценности и игра: их системные связи.

1

В самом общем виде в первую очередь следует  указать на то, что в этой работе ценность не понимается как результат социально - исторической практики человеческого сообщества, хотя существует очень много устоявшихся, теоретический воззрений подобного рода на ценность1. Причина основного разногласия  в понимании ценности видится  в чёткой обозначенности, очерченности "ценности". Отсюда следует путаница  в понятиях: эталон- норма- идеал- ценность; ценность становится равной продукту, объекту  или результату. Так неизменность и постоянство объективной ценности принимают за конечную, материально оформленную неизменяемость практического результата.
Самым важным моментом в работе считается факт принятия как аксиоматического положения - независимость ценности от социально- исторической практики людей и признания их внеисторичности. Вместе с тем было признано как  факт недоступный комплекс ("глубинные структуры человеческого сознания"2) неких личных переживаний - как неосознаваемых предпочтений - в индивидуальном сознании. Такая оторванность (или "отчуждённость") ценностей приводит к мысли об известной системе перекличек мира так называемых "объективных" ценностей с субъективным сознанием. Следовательно, необходимо стало отказаться от понимания ценности как статичной категории и представить ценность как скрытую, неявную тенденцию, или интенцию, или  "отношение между". Первым рабочим определением становится "неосознанное предпочтение", как форма субъективности, близкая к категории "значимость" (или "вера в личную значимость для себя"); ценность- это также способ привнесения своего "я" субъекта в объективный мир, поскольку ценностный тип отношений содержит в себе интенции.  Таким образом, это определение обозначило связь между сознанием личности и объективным миром, где "гипотетически" содержатся такие универсальные явления, как постоянные, неизменные ориентиры, содержание которых не может быть исчерпано конкретным индивидуальным ("земным") опытом или результатом. (В определении Н.О. Лосского это "абсолютные» ценности, в определении М. Шелера - "объективные" ценности).
В результате, ценность стала занимать место от парадоксального неявного и в то же время чётко очерченного идеального видения до конечного результата - как некая процессуальная длительность или данность. В силу того, что акцент был поставлен на коллективно- родовом бессознательном, на неосознанном и интуитивном, на интенции, а также отмеченное желание видеть свои реализованные предпочтения  "легитимными" и меры, предпринимаемые для их "легитимации всё это адресовало к понятию "творчество".  То есть, постижение объективной, всеобщей и независимой ценности  происходит через творческий процесс. Так была установлена, как несомненная, связь между характерной процессуальности самого бытия ценности и творческим процессом. Было сформулировано предположение: если объектом рассмотрения становится творчество, то его свойства, характеристики помогут решить вопрос о самой ценности, то есть, о её природе и происхождении.

2

Понятие "творчество" анализировалось с точки зрения ценности. Также следует указать на общий характер контекста литературы, посвящённой вопросам творчества. Чаще всего в такой литературе  саму ценность превращают в синоним этизации, поскольку, и это действительно справедливо, преждевременное  оценивание может прекратить собой творческий процесс, а для творчества "необходимо всё  (видимо, имелось в виду даже "неценное"  - а)  содержание (можно добавить, самое неожиданное) мира". То есть, аксиологический анализ проблем творчества становится попросту неуместным, ведь "в творчестве - ...деструктивное начало, и творчество весьма противоречивое явление". Таким образом, продолжается путаница понятий "ценности" и  "оценки" ("как естественной  и единственной формы существования ценности"). Но, согласно выше приведённому, выведенному рабочему определению ценности центральным местом в аксиологическом рассмотрении творчества становится переход в представлениях субъекта из нейтрального  отношения к чему-либо в ценностное отношение. И в этом случае несомненное значение имеет статья Будинайте и Корнилова "Личные ценности и личные предпочтения" (В сознании субъекта имеются некие личностные смыслы, которые могут переживаться субъектом как значимые, но и не быть его личными ценностями, так как они могут стать таковыми, только если субъект самоопределился по отношению к ним). Эта статья поддержала идею аксиологического анализа творчества, а также  подтвердила- с интроспективной точки зрения- определение ценности как неосознанного предпочтения. В результате, творчество в ценностном отношении представляется широким диапазоном личностных ценностей, которые традиционно не считаются ценными - поэтому в результате творчество и характеризуется способностью удивляться тому, что не вызывает удивления, делать серьёзным традиционно  "несерьёзное", и т. д. Таким образом, с точки зрения ценности, творчество- это разнокачественность личностных смыслов, которые внезапно обрели ценностный статус, и их нетрадиционный набор. Это взаимоприсутствие в субъекте разнородных или гетерогенных ценностных представлений, объединённых  неявной и несомненной одновременно логикой идеального, нового ценностного видения -  и, как следствие, их беспредельный в количественном отношении диапазон и характерная разакцентировка, то есть отсутствие акцента (веса) на какой-то определённой  однородной группе ценностей
(невесомость).

3

Именно такая разакцентировка ценностей в творчестве и характерное обращение творчества с ценностями прямо говорит об игровом характере этого обращения. Поэтому логическим продолжением работы стал анализ игры как таковой.
Творчество использует, прежде всего, игровые формы и игровые механизмы для создания чего бы то ни было.  Проанализировав фундаментальную работу  Хёйзинги "Homo Ludens" были названы основные приёмы игры, которыми пользуется творчество: 1. Игровая оболочка. Она многофункциональна: а) Это энергетическая оболочка, аккумулирующая энергию для будущей активности; б) Это плацента или защитное устройство для созревания внутри новой ценности, так как игровая деятельность условна ("несерьёзна"), и это спасает формирующуюся ценность от внешнего давления представлений установленного порядка; в) Это провоцирующее средство для вызова ответных внутренних действий.
2. Ритм или ритмическая упорядоченность. Специально не останавливаясь на художественном творчестве, которое во всех своих разновидностях зависит от ритма, можно только указать на наличие в научном творчестве  "оперативного спокойствия" (Ухтомский А.А.) как необходимости ритмической упорядоченности для исследователя (имеется также ряд интересных замечаний у Ж. Адамара).
3 Порядок и напряжение ("сознательный интенсивный поиск" Ж. Адамара)
Естественно, все три вышеуказанные игровые черты творчества не могут мыслиться как-то отдельно друг от друга.
Таким образом, существуют несомненные связи и аналогии между главными игровыми механизмами, описанными Хёйзингой, и творческим процессом, описанным  Жаком Адамаром в работе  "Исследование психологии  изобретения в области математики". Творчество последовательно и в совершенстве имитирует древнюю архаичную инженерию игрового процесса, чтобы закончить свою направленную активность выведением весомой, значимой, уже легитимной ценности - так же как и игра заканчивается с моментом обнаружения в себе "серьёзного отношения", значимости внешнего по отношению к игре мира.

4

После этого вопрос был поставлен шире: творчество не ограничивается только субъективной деятельностью человека, творчество не эксклюзивное достояние человеческого сознания, и любое приращение бытия следует считать творчеством. Поэтому природа также творит и имеет собственные творческие  интенции, порой вступая в оригинальные коллизии с творческими интенциями человека.
В работе Хёйзинга содержатся в этом смысле некоторые неясности и недоговорённости, которые можно объяснить только увлечённостью и восхищением автора самим феноменом игры, в описаниях парадоксальной сочетаемости прямо противоположных свойств. "Игра затевается  ради чего-то одного", "игра сковывает и освобождает одновременно", или "как творчество" игра "также творит". Это представляется неправомерным, если рассматривать игру как таковую через ценностную призму. Игра - по сути, и всегда - затевается ради самой себя, она слепа и бесчувственна ко всему окружающему миру, она творит только саму себя и признаёт только саму себя.
Что закономерно: такая однозначная направленность сближает игру и  творчество. Творчество однозначно центробежно выходит за свои собственные пределы - в ценностном отношении - и никогда не мыслит (не осознаёт) себя ценностью (иначе речь пойдёт о графомании)- новое ценностное видение всегда расположено вне самого творчества. Игра однозначно признаёт только саму себя, собственную ценность, и направленность её центростремительна. Это можно назвать или  "напряжённой однородностью", или стремлением к "изысканной пустоте" (невесомости).
Хёйзинга в своей работе ограничивается только соотношением игры и конкретных форм человеческой культуры, хотя вскользь отмечает, что имеются биологические прототипы игры - и это его не интересует, хотя заставляет задуматься об игре как  о некоем универсальном начале, или, скорее, изначальной энергетической силе.
Итак, творчество расслаивает понятие игры: есть всегда в наличии условно названная "творческая", "синтетическая" игра и всегда есть условно названная "базовая", "синкретическая" (в силу признанности внешних установленных единичных форм), против которой творчество и протестует.

5


Как указывает в своей работе «Игра в жизни и в искусстве» Михаил Эпштейн,  объективно существуют два вида игры-  (free) PLAY  и  (fair) GAME, но автор не указал, что и "свободная игра" продолжает сохранять свою игровую оболочку, также как и "честная".  Оболочка  "свободной" игры настолько сверхплотная и пространственна относительно традиционных "игровых масштабов", что почти не чувствуется, а нарушение её не имеет принципиального (провоцирующего) значения. Также как автором неточно указано на два игровых вида, когда  речь идёт о двух состояниях, сменяющих друг друга, единого магистрального потока. Игровое пространство создаёт однородную упорядоченную среду. Это "первичная" гармония, моделируемый, приблизительный, предположительный порядок: создание гомогенной среды, адекватной самой себе - или "напряжённой однородности". Творческий процесс начинается с обнаружения в однородном поле игры гетерогенного элемента, "инородного тела" и представляет собой выход за пределы упорядоченного строя. Движения происходит по пути, обозначенному перспективным видением новой ценности.
В целом, получается следующая картина: игровые пульсирующие потоки существуют постоянно, а игровые оболочки, которые создаёт творчество, также возникают постоянно и единомоментно в целях создания конкретных  (меряющихся по шкале "удачности") единичных ценностей.
В книге Джеймса Глейка "Хаос" говорится, что физики отмечают в природе факт стремления к сверхплотному состоянию, то есть к однородности (так называемые "звёздные кластеры"), и, следовательно, к гравитационно - термальному коллапсу. Эти понятия, видимо, можно отнести к самым первым примитивным коллизиям борьбы механизмов захвата, стяжения, вовлечения  ("увлечения") к центру, то есть игровых механизмов и сил деструктивных (творческих).
Используя известную дихотомию "синхрония и диахрония", можно сказать, что понятия "игра", "творчество" и "ценность" представляют собой понятия синхронического (или поперечного) среза. В диахроническом срезе (продольном) мы и получаем своеобразную картину пульсирующего потока, где ценность становится постоянной тенденцией к конкретному единичному воплощению, наравне с остальными - двумя - неизменными константами: силами сжатия, стяжения (игры) и силы разрушения (творчества).
Итак, что такое ценность? Это пристрастное движение к самовоплощению, пристрастная тенденция к самореализации, которая вызывает силы сжатия и концентрации, чтобы в последствии спровоцировать ответные разрушительные (творческие) реакции и таким образом в результате энергетического пересечения и взаимодействия этих двух сил получить для себя конкретную единичную форму, то есть получить таким способом всю объективную реальность.
Актуальность работы заключается в дополнении, уточнении или коррекции понятий "ценность", "творчество", "игра", а также обнаруженная выделенная связь или система отношений между этими тремя понятиями может послужить дополнением к картине всеобщего развития.
Примечания


Рецензии