Вторник. 18 августа

Мали

День своеобразный не для мировой, а для региональной политики. Пока мировые лидеры активно обсуждают, что происходит и что делать с событиями в Белоруссии, где лидеры протестов формируют площадку для передачи власти после прошловоскресных выборов, на другом краю земли в западной Африке с новой силой разгорается конфликт, который в 2013 году некоторые считали потушенным.

Агентство Reuters и другие информационные ресурсы днем сообщили, что в 15-ти километрах от столицы Мали Бамако началась стрельба. Позже стало известно, что стрельба раздается на военной базе, где располагается республиканские военные силы. Предводителем называют полковника Садио Камара, однако, правда ли он стоит во главе разворачивающихся событий, остается пока под вопросом.

Еще через некоторое время стало очевидно, что заложниками ситуации становятся не только иностранные граждане в стране, которые уже были призваны своими посольствами не покидать своих мест пребывания, но высшие государственные чиновники. Министр финансов, спикер парламента, а после премьер-министр и даже сын главы государства – все они арестованы в течение нескольких часов. Странно, что это сделали все невероятно стремительно, хотя еще вчера речь шла о демонстрации оппозиции.

Действующий президент в этой ситуации остается не более чем заложником, который вынужден предпринимать какие-то действия. Как показывает практика противостояний в африканских странах, президент не возглавляет национальное сопротивление, а бежит, бросая государство на произвол судьбы. Но здесь ситуация такая, что президент Кейт уже не (или это пока лишь иллюзия момента) контролировал столицу несколько часов, не то, что страну.

К слову сам Ибрагим Бубакар Кейта является демократически избранным главой государства. В 2012 году в Мали произошел переворот, который привел в страну исламистов, а через год в стране произошли выборы. Кейт победил даже при поддержке Высшего совета мусульман страны, но страну стабилизировать, видимо не смог.

В этой ситуации сам президент заложник не только своего положения (вспоминаются события в Гвинее-Бисау, когда президент погиб при штурме дворца бунтующими), но и заложник политики Франции, ведь Мали являлась когда-то ее колонией, а французский воинский контингент (в первую очередь) пытался привести ситуацию в более менее спокойное русло на протяжении последних восьми лет.

К чему ситуация придет уже на утро 19 августа, которое не за горами, вопрос почти закрытый, потому что, судя по поступающим сведениям, поддержки у действующего президента нет. Столица не за него, да и события 2012 года развивались по иному сценарию.

Le Figaro сообщает, что президент Кейта арестован. Что ж – закономерно. Уже в начале июня этого коронавирусного года сообщалось, что против президента настроены несколько движений (политические и религиозные лидеры с ними), в том числе те, кто агитировал за него в 2013 году. Кейт только слово не сдержал, остался не на пять лет, а видимо захотел большего, а другие планировали для него меньшего. Еще вчера против него должна была назначена демонстрация оппозиции, а уже сегодня вечером Кейт и его правительство арестованы.

Бесславное прошлое, бесславный конец… Для Кейта это так, а вот вернется ли исламизм в Мали с большей силой… Хочется надеяться, что нет, все зависит он нового руководства страны, которое, по всей видимости, будет сформировано военной хунтой.

Всё как всегда в африканском королевстве.      


Рецензии