10. Спасительный вирус творчества
Любые совпадения случайны, потому что сейчас мы говорим не про современность, а о периоде кризиса позднего Средневековья (XIV – первая четверть XVI века). Которую я соотношу с эпохой архетипа Революционер.
Как выходить из кризиса? Через творчество, чему есть множество причин. Во-первых, в условиях всеобщих войн есть потребность в развитии техники – у кого оружие лучше, у кого экономика лучше, тот и победил. Поэтому появляется запрос на инженерное творчество. Во-вторых, череда нескончаемых бедствий всё время расширяет окно Овертона, что хорошо для творчества, потому что убирает рамки. И если Италия привычно продолжает жечь мыслителей вроде Джордано Бруно, то Франция, напротив, спасает Кампанеллу. Угадайте, где после этого окажется на 300 лет Италия? В-третьих, когда вокруг примерно всё ужасно, творчество является средством сублимации, просто чтобы не сойти с ума.
Исходя из этих соображений, становится логичной мысль о том, что кризис позднего Средневековья должен был закончиться расцветом творчества – то есть Возрождением, то есть эпохой Творца. Также логично, что дальнейшее развитие техники приводит к усилению отдельных дальновидных правителей, которые строят новые глобальные империи – Испанскую, Британскую или, в конце концов, Российскую. Подкармливаемые разумными владыками творцы обеспечивают атмосферу культа личности патрона. И, таким образом, эпоха Творца столь же логично перетекает в эпоху Правителя.
Правители продолжают вливание денег в науку, потому что вопрос о том, кто будет последним императором, пока не закрыт. Развитие науки приводит к открытию совершенно неожиданных явлений – например, психических. Их механизм первоначально непонятен, потому что контр-интуитивен, лежит за пределами здравого смысла. И в ответ люди не могут придумать ничего лучше, кроме как впасть в мистицизм. Так приходит время архетипа Маг.
Но конкуренцию империй по-прежнему никто не отменял. Поэтому наука продолжает развиваться. По мере всё новых открытий приходит осознание, как неудобные факты уложить в строгую, непротиворечивую картину мира. Да и вообще возникает ощущение, что человеку всё подвластно. Ибо, благодаря науке, жизнь становится в целом комфортной. Нет былых болезней, массового голода, бытовых неудобств. Экономические проблемы в целом решены. Знакомьтесь: это архетип Мудрец, вторая половина 19 – первые две трети 20 века.
Как ни странно, состояние благополучия порождает новые проблемы. О чём мы поговорим… правильно, в следующий раз.
Впервые опубликовано 20 августа 2020 года в https://t.me/rufuturism/19417
Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества;
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).
Свидетельство о публикации №220082001507