Казнь

 
КАЗНЬ. ( Быль).

Осенью 1919 года белогвардейцы почти полностью захватили Украину. Получив от Антанты новую партию вооружения и боеприпасов,  Добровольческая армия, Донская и Кубанские казачьи армии  начали наступление на Москву на курско – орловском направлении. Они, преодолевая сопротивление красных войск, быстро продвигались вглубь страны. Вскоре им удалось захватить  города Курск, Орёл, Воронеж.
 
  Революционер Матвей в это время по партийной мобилизации был призван в войска Южного фронта. Его жена,  Александра, с четырьмя детьми, осталась на захваченной деникинцами территории. Старшему сыну, Ивану, было десять лет, а младшему,  Михаилу,около года.                               

  Семья без основного кормильца быстро почувствовала обнищание и перебивалась с хлеба на воду.
      
  Как – то, в середине дня, в их дом нагрянули три изрядно подвыпивших, в снаряжении и полном вооружении казака. Они сразу потребовали у хозяйки денег на водку. Она объяснила, что в доме денег нет. Тогда они подошли к окованному жестью сундуку, в котором находилось её приданое и потребовали открыть висевший на нём амбарный замок. Мать, конечно, в слёзы.

  - Не дам, - говорит, - если вы заберёте наше добро, то мы с голоду погибнем.
  – Открывай, - закричал один из них  и оторвал её от сундука, который она обхватывала двумя руками.
  - Не дам,- закричала мать,- уходите. И опять крепко обхватила сундук всем телом. Один казак схватил нагайку и стал изо всех сил наносить удары по её спине. Александра закричала от боли.

  Одежда разорвалась и из ран ручьями хлынула кровь. Дети заплакали и в ужасе заголосили.Перенося страшную боль, мать не оставила сундук. В это время другой казак увидел на её ушах золотые серёжки, которые родители подарили ей на свадьбу. Он протянул к ним руки и вырвал их из ушей. Из ран полилась кровь и она опять 
застонала от боли.

  Тогда два мародёра схватили её железной хваткой, оторвали от сундука и бросили на пол. Третий, чтоб она не вставала, наступил ей на грудь и так держал,пока двое
разламывали сундук, вытаскивали и складывали в мешки приданое. Всё это происходило под истошный крик испуганных детей.Когда бандиты ушли, мама уже не плакала, не обмывала раны.

  Она долго сидела на стуле возле пустого разбитого сундука. Потом взяла на руки грудного сына, сказала старшему, чтобы из дома никуда не выходили и пообещала скоро вернуться.Она пошла жаловаться, но кому, ещё не знала. По дороге узнала, что в центре города есть генерал Кутепов, ставленник Деникина. Нашла его штаб , у входа в который, скрестив штыки, стояли два солдата.
  - Вы к кому? – спросили её.
  - Я к генералу. Пришла жаловаться на ваших мародёров.
  - Его здесь нет,иди отсюда, - ответили ей.

  Мать громко расплакалась. В это время подъехал автомобиль, из которого вышел генерал Кутепов.
  - Что здесь происходит?- спросил он.
  Мать, в слезах, начала ему рассказывать, но он её прервал и попросил пройти с ним в кабинет. Выслушав всю эту драматическую историю, генерал внешне сохранял спокойствие, но внутри у него всё кипело от злости на тех негодяев, которые разлагали Добровольческую армию.

  Помолчав, он спросил,- Ваш муж коммунист?
  - Да, - ответила она, - но мне тогда было шестнадцать лет, когда выдавали замуж, и меня никто не спрашивал хочу я или нет выходить за него замуж.
  - Хорошо,- сказал генерал,- идите. Я завтра приеду к вам в Ямскую и во всём разберусь.
  - Как же я одна проведу ночь? Ведь им уже наверняка рассказали, что я пошла
жаловаться. Они ж меня убьют.
  - Хорошо,- сказал генерал, - я дам вам на эту ночь охрану.
И в сопровождении двух всадников мать возвратилась домой.

  Солдаты всю ночь  по очереди охраняли дом: один снаружи, другой внутри. Солдат, который дежурил внутри, узнав, что здесь произошло, сочувственно сказал:
  - Не плачь, мать, ваши  скоро придут. Мы здесь не на долго.

  К десяти часам утра, когда все батальоны, расквартированные в Ямской слободе, были выстроены в одну шеренгу, приехал генерал Кутепов. Он дал команду, чтобы мать, в сопровождении двух казаков, прошла вдоль шеренг и опознала виновных. Она шла, внимательно всматриваясь в лица солдат, казаков и слышала их шёпот: - Матка не я, мать не я. Они очень боялись её ошибки,потому что от Кутепова пощады не будет.

  Но вот мать прошла все шеренги солдат и никого не нашла, и только среди казаков она обнаружила одного. Он стоял с пропитым, обрюзгшим лицом,опустив в землю глаза.
  – Вот он, - сказала мать, - но двух других не вижу.
Его вывели из строя,спросили, где его подельники. Выяснилось, что они в запое и не могли прибыть на построение.

  Вскоре, все участники разбоя стояли перед строем своих сослуживцев.
Генерал сказал, чтобы зачитали приказ. Солдаты, казаки, офицеры замерли  в строю, слушая приказ – приговор, в котором говорилось, что командование решило проводить беспощадную борьбу с мародёрством, грабежами и бандитизмом в армии. Приводились слова А.Суворова о значении крепкой военной дисциплины в армии. В конце приказа, виновным был вынесен смертный приговор.

  Когда чтение приказа было закончено, никто не посмел нарушить установившуюся мёртвую тишину. Все ожидали какая будет форма исполнения приговора.
Порядок приведения приговора в исполнение был поручен строевому офицеру.

  На плацу шесть всадников по команде построились в колонну по два.  Между каждой парой подвели по одному осуждённому и привязали длинными верёвками их кисти рук к внутренним стременам всадников. Батальоны построили так, чтобы все видели путь следования колонны.               

  Там, в семикилометровой дали, виднелась тёмная полоска леса, куда по команде: «пошёл», на расстоянии десяти метров друг от друга, всадники начали движение шагом, затем трусцой,на натянутых верёвках еле успевали бежать приговорённые, но когда кони перешли на рысь,быстрый аллюр, галоп, они попадали, оставляя на земле клочья своего тела. Всадники, как и было приказано, достигли леса. Вскоре, трупы привезли повозкой, сбросили в яму и забросали землёй.

  Генерал Кутепов всё это время находился там, где был зачитан приговор. Он надеялся, что такая жёсткая мера окажет положительное влияние на воинский порядок в армии.


Рецензии