Сомбреро, любимая галактика

Астрономическое эссе

Знак информационной продукции: 12 +

На изображении: Галактика NGC 4594 (М 104) «Сомбреро».
Вверху: из книги Т.А. Агекян «Звезды, галактики, Метагалактика» [2], стр. 161, рис. 71.
Внизу: с сайта zastavki.com (источник фото - телескоп «Spitzer»)

1.

В 1991 году, начитавшись космической научной фантастики, я стал всерьёз увлекаться астрономией. Эта наука со временем вышла на первое место среди всех моих увлечений (а их было немало!). Поскольку по телевизору в то непростое время программ и фильмов на тему космоса было немного, то основными источниками знаний для меня стали книги и собственные наблюдения [1].
Примерно в 1992 году, прочитав некоторые астрономические книги (особенно важной среди них была фундаментальная работа И.А. Климишина «Астрономия наших дней» [4]), я понял, что из всего многообразия Вселенной меня особенно интересуют спутники дальних планет, и другие галактики. Я целенаправленно искал различную информацию по этим объектам, выписывал их в блокноты и тетради, пробовал фантазировать на тему многообразия условий и инопланетных существ на этих мирах.
Однажды в Исилькульской районной библиотеке, на книжной полке с астрономическими трудами, мне попалась книга Т.А. Агекяна «Звезды, галактики, Метагалактика» [2]. Она сразу же привлекла меня не только названием, но и невиданным доселе обилием фотографий различных галактик. Я был в полном восторге от этого, и, просматривая книгу, сразу же обратил внимание на фотографию галактики NGC 4594. Книга была взята для полного прочтения домой, и я на несколько дней погрузился в мир внегалактической астрономии. (Кстати, в этой книге я впервые встретил термины «Метагалактика» и «Местная группа галактик», которыми при необходимости пользуюсь на занятиях со студентами и поныне).
Как уже читатель догадался, галактика NGC 4594 (она же – М 104), стала моей любимой. И причин тому три.
Во-первых, меня привлекла её необычная форма. Обратите внимание на верхнюю фотографию – относительно низкого качества, сделанную через наземный телескоп. Астрономы прозвали галактику «Сомбреро» из-за сходства с мексиканской широкополой шляпой. Мне же она напоминала «летающую тарелку». Как и многие подростки, в те времена я активно интересовался уфологией, смотрел передачу «НЛО: необъявленный визит», считая все репортажи в ней научными и правдивыми (хотя это совсем не так!). И, конечно, целая галактика с формой НЛО мне очень и очень понравилась.
Во-вторых, располагалась эта галактика в созвездии Девы. Тут сыграл свою роль ещё один личный фактор: Дева – этой мой знак Зодиака. Мне было вдвойне приятно, что столь необычная галактика находится в моём любимом созвездии. К тому времени я уже знал о скоплении галактик в Деве, но там, на его фотографиях из-за удалённости они слишком маленькие, а здесь – так близко, и необычно. Потрясающий снимок!
В-третьих, меня во все времена притягивало загадочное и неизвестное [5]. Чем меньше информации об объекте, тем больше он был мне интересен.

2.

Что же я узнал о необычной галактике из книги Т.А. Агекяна?
«Галактика  NGC 4594 в Деве. Иначе выглядит галактика NGC 4594, наблюдаемая с ребра. [Автор сравнивает её с другой спиральной галактикой, наблюдаемой с ребра: NGC 891 в созвездии Андромеды – прим. В.Д.]. У неё тоже имеется интенсивная полоса тёмной материи [сейчас понятие «тёмная материя» в физике и астрономии приобрело иной смысл; здесь имеется ввиду большое скопление тёмной межзвёздной пыли – прим. В.Д.]. Но эта полоса ровнее и глаже, а сама звёздная система значительно толще, тип её Sa [по классификации Э.Хаббла – прим. В.Д.], поэтому лишь небольшая часть светящихся областей галактики затемнена пылевой материей.
Воспроизведённый на рис. 71 превосходный снимок NGC 4594, сделанный на 5-метровом телескопе, замечателен тем, что позволяет видеть разбиение всего звёздного населения этой галактики на две составляющие – плоскую и сферическую. Плоская составляющая заключена в основном диске, по ребру которого стелется полоса тёмной материи [то есть тёмной межзвёздной пыли – прим. В.Д.], а из диска, как туманное облако, выступает в обе стороны сферическая составляющая. Можно также видеть несколько десятков точек, частью окружающих галактику, частью погружённых в её сферическую составляющую. Это – шаровые скопления. Галактика NGC 4594 находится приблизительно на расстоянии 5 Мпс [Мегапарсек; сейчас расстояние до неё оценивается более чем в 29 млн. световых лет, или около 8,98 Мпс – прим. В.Д.].  Своей формой она напоминает широкополую шляпу, и потому её называют галактикой «Сомбреро»» [2, с. 159-160].
Внегалактическая астрономия в первую очередь изучает структуру галактик, их строение, расстояние до них, красное смещение, звёзды и звёздные скопления и т.п. Мне же хотелось иных подробностей. Какие планеты могут быть в этой «галактике-НЛО»? Какие инопланетяне могут там жить? Могут ли попасть туда люди с Земли?
Ответов на эти вопросы, конечно же, не было.

3.

Как известно, отсутствие информации даёт пищу воображению. И у меня родилась идея написать об этой галактике научно-фантастический рассказ. Отрядив для этой цели подаренный лучшим другом большой синий блокнот «Советской Туве 40 лет», я взялся за перо.
Рассказ назывался «Созвездие Девы принимает радушно» [11], и повествовал о корреспонденте научно-популярного журнала «Космос и мы», который хотел взять интервью у смелого и амбициозного профессора Томаса Байза. Но тот, сочтя героя шпионом, выставил его за дверь. А потом, сменив гнев на милость, пригласил в путешествие в… другую галактику!
Действие рассказа происходит в начале мая 2035 года (какая наивность в темпах человеческого прогресса!). Герои отправляются на фантастической ракете в далёкий космос, посещают несколько планет, где на них нападают всевозможные монстры, а потом подлетают и к цели своего путешествия.
«А галактика была перед нами, - писал я в этом рассказе. – Она предстала своим величием и своей красотой. Россыпи звёзд светились во мраке. Я почувствовал себя молекулой, даже атомом по сравнению со всем этим величием.
- Нравится? – спросил меня Томас Байз.
- Эта галактика просто великолепна, - просто и ясно ответил я.
- Ну вот и здорово, - проговорил профессор, - эта галактика одна из самых интересных галактик Метагалактики. Она не относится, насколько мне известно, ни к спиральным, ни к иглообразным, ни к эллиптическим. Только, возможно, к неправильным её можно отнести, и то это будет не совсем верно. Эта галактика всё время наблюдается с ребра, и её трудно отнести к какому-либо виду галактик».
В данном отрывке явное влияние книги Т.А. Агекяна: и упоминание о Метагалактике; и перечисление тех видов галактик, которые были представлены в содержании этой книги в виде подразделов третьей главы (эллиптические, спиральные, спиральные с перемычкой, чечевицеобразные, неправильные, иглообразные [2, с. 3, 4]); и упоминание о наблюдении за ней с ребра.
Что касается формы галактики, то, согласно типу Sa, Т.А. Агекян (как и всё мировое астрономические сообщество в то время) относит её к спиральным. Но информация по NGC 4594 размещена в подразделе «Некоторые интересные галактики» [2, с. 4], из чего я заключил, что она к вышеупомянутым формам не относится. А на индекс Sa просто не обратил должного внимания, так как в этом ещё не разбирался.
Свой рассказ я не дописал. Он заканчивается тем, что мои герои долетели до «Сомбреро», и посетили две планеты у звезды Байз (по фамилии профессора). Одна планета была названа Эврика-1, на которой обитали сухопутные рыбы, и кровососущие растения (на это меня явно вдохновила статья Л. Грина о Мадагаскарском дереве-людоеде [8]), а другая была сплошь покрыта каким-то магнитным металлом, отчего получила наименование Магнет  (по-немецки «магнит»).
«Созвездие Девы принимает радушно» я писал по принципу «как пишется», а потому никаких идей по «твистам», или развязке у меня не было. Да и не могло быть, поскольку в данном случае весь смысл произведения заключался в том, чтобы представить столь необыкновенное путешествие в «далёкую-далёкую галактику» столь потрясающей формы. Это был не совсем рассказ, а некая попытка вымышленной «реконструкции» первой межгалактической экспедиции, облачённой в приключенческий вид.
Моё эссе было бы неполным, если бы я не упомянул о двух научно-фантастических романах межгалактической тематики, которые я тогда ещё не читал, но мечтал прочесть: «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова [6], и «Магелланово облако» Станислава Лема [7]. Короткие сведения о них я встречал в литературных очерках, и они убеждали меня в том, что великие фантасты, так же как и я, мечтают о других галактиках.
Но у каждого любимая галактика – своя.

4.

Вдохновением же на данное эссе послужил видеоролик Ютуб-канала «Злой космос», посвящённый моей любимой галактике [12]. Просмотрев его, а так же почитав информацию в Интернете [например, 3, 10 и др.], я с удовольствием узнал, что в центре «Сомбреро» находится сверхмассивная чёрная дыра, и что по данным орбитального телескопа «Spitzer» (смотрите нижний рисунок иллюстрации), это не одна, а целых две слившиеся между собой галактики: спиральная и эллиптическая!
Что ж, Метагалактика даёт нам такие чудеса, которые не встретишь и на страницах самых смелых научно-фантастических произведений. В какой-то степени слова моего вымышленного профессора Байза о том, что «её трудно отнести к какому-либо виду галактик» были пророческими, ведь такого типа галактик, как «эллиптическо-спиральные» не существует. Конечно, во Вселенной триллионы галактик, и форма «Сомбреро» явно не единственная. Но, согласитесь, с моей стороны выбор любимой галактики был весьма удачен!
Кстати, в книге Т.А. Агекяна, вслед за рассказом о NGC 4594, идёт характеристика ещё одной интересной галактики - NGC 5128. Тогда я не обратил на неё внимания, поскольку изображение не было впечатляющим. Но зато спустя пару лет, увидев цветную фотографию в книге для учащихся Е.П. Левитана «Эволюционирующая Вселенная» [9; вклейка цветных фотографий без нумерации между страницами 96 и 97], был от неё в полном восторге. Эта радиогалактика (часто называемая Центавр А) стала для меня второй по привлекательности.
Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз.

Список литературы:

1. Демешко В. Мой журнал астрономических наблюдений. // http://proza.ru/2020/01/14/23
2. Агекян Т.А. Звезды, галактики, Метагалактика. - М.: Наука, 1981. - 415 с.
3. Сомбреро (галактика). // https://ru.wikipedia.org
4. Климишин Н.А. Астрономия наших дней. М.: Наука, 1986. – 560 с.
5. Демешко В. Я – исследователь. // http://proza.ru/2019/08/07/111
6. Ефремов И. Туманность Андромеды. Роман. – Минск: Юнацтва, 1987. – 316 с.
7. Лем С. Магелланово облако. Научно-фантастический роман. – М.: Детская литература, 1966. – 383 с.
8. Грин Л. Легенда о дереве-людоеде. // Грин Л. Тайны Берега Скелетов. - М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли. «Мистерия»,  1993. – С.188-195.
9. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. Книга для учащихся 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1993. – 159 с.
10. Галактика Сомбреро М104. // Гид в мире космоса. Канал Яндекс-Дзен. https://zen.yandex.ru/media/spacegid.
11. Демешко В. Созвездие Девы принимает радушно. Научно-фантастический рассказ. // Не опубликовано.
12. Что произошло с галактикой Сомбреро? // Ютуб-канал «Злой космос». https://www.youtube.com


18-19 августа 2020 года.

Полный список произведений автора – по ссылке http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии