Истоки и новаторство

Музей нашего времени – это квинтэссенция духовных, интеллектуальных, эмоциональных и материальных сбережений человечества, которая служит своеобразным мостиком в мир для человека нового тысячелетия. Музей изначально всегда начинался с коллекции, она была вещественной базой для создания экспозиции. В современном мире музеи открываются ежедневно и они часто совсем не похожи на древних предшественников, приобретая новые, порой совсем неожиданные и экстравагантные черты. В то же время традиционные выставки приобретают особый вкус и становятся привлекательными для множества посетителей известных музеев. Уже не модно подолгу скрывать коллекции в фондах – их выставляют напоказ, открывают перед любопытной публикой, интригуя своим ассортиментом. Музейные предметы молниеносно превращаются в экспонаты, а посетитель уже не скромный созерцатель, а активный участник диалога культур и эпох. Зритель проживает в музее жизнь, пытаясь понять и осмыслить происходящие там события. В музейной среде посетитель вступает в диалог культур, круг общения личностных ценностных представлений. Зритель по-разному воспринимает музейные ценности посредством понимания, сопереживания, объяснения и созерцания. Общение с искусством не терпит суетности. Здесь важна как самоорганизация, так и организация извне. Погружение в самобытный мир музея требует определенной самоотдачи, душевных усилий, а порой – преодоления стереотипов и внутренних барьеров. Музейное дело приобрело особый престиж в начале 21 века во всём мире: внимание людей обращено к истокам, появился интерес к коллекционным предметам и старине, родословной и истории края; но вместе с этим человечество жаждет новаторства и прогресса, что не могло не отразиться и на самой структуре и планировке экспозиций, ни на запросах нынешнего «музейного потребителя». История развития музеев – это культурная спираль, проходящая через многие метаморфозы. Начинающаяся у истоков Древнего мира, цепь исторических событий соединяла артефакты Античности с первыми музеями эпохи Возрождения, ко-торая трансформировалась в Храм искусства и науки в эпоху Просвещения, впоследствии став Публичным музеем в Новое время. Эталон европейского му-зея в XIX в. – это системность, упорядоченность, иерархичость. Вместе с разви-тием музея происходило и формирование музейного дела - специфической об-ласти культурной и социальной деятельности, обеспечивающей функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций.
Где находится рычаг управления музеями 21 века и в чём заключается сущность музейного дела современной эпохи?
Музей 21 века -- совершенно незаменимый фактор в исследовании культурных сегментов на каждом новом витке исторического процесса, помогающий понять и осознать окружающее природное пространство; он важен в распространении ретроспективной информации, документально-иллюстративном обогащении образовательных систем, оснащении туристических проектов и культурного досуга.
Проектирование музея будущего сложно представить себе без инновационных процессов. Одним из ярких,  значимых процессов 21 в. стало необратимое про-никновение в музеи аудиовизуальных, цифровых технологий, что во многом объясняется молниеносным развитием технических средств. Ключевым эле-ментом музейной экспозиции всегда был и остается музейный предмет. Однако идея, смысл, история музейного предмета могут доноситься до зрителя различными способами, в том числе через использование цифровых технологий. В экспозиционном пространстве цифровые технологии реализуются в двух видах: как вспомогательные средства к более углублённому раскрытию экспозиции и в виде самого экспоната, усовершенствованного цифровым оборудованием. Экспонатом может быть не только цифровая техника, но и цифровой объект, созданный с помощью компьютерных технологий. Компьютерное искусство, посредством которого создаётся художественное произведение в цифровой форме уже давно освоило музейные пространства, к нему относится как звуко-вое изображение, так и любая цифровая фотография.
Цифровые технологии на музейном поприще используются в трёх основных функциях: предоставленный музейный выставочный материал дополняется виртуально, функция обучения посредством цифровых технологий через призму музейных средств и функция рекламы и создания имиджа музея. Помимо этих функций уже вошла в правовое поле функция дистанционного образования  и «дистанционного туризма», популярность приобретают виртуальные экскурсии, видеоролики, появляются целые туры и образовательные программы. Все эти новейшие разработки приобретут ещё большую популярность в связи с ускорением темпа жизни, развитием самостоятельного обучения и образования, внедрению музееведения в школы и ВУЗы.
Цифровые технологии открывают новые уровни размещения информации об экспонате, лёгким и компактным делается описание музейных предметов, работа с музейными фондами, хранение информации. Цифровые технологии пре-доставляют возможности творческого использования компьютерной техники и информационного потенциала музейного предмета, позволяют реализовать разнообразные творческие идеи сценариста экспозиции, наполнить экспозиционное пространство визуально-выразительными интерактивными элементами, что является привлекательным для современного посетителя, так как активизирует человеческое внимание. Очень часто, особенно в мегаполисах, посещение музеев происходит в более ускоренном темпе, это связано и со значительной экспонируемой площадью, насыщенностью информацией и ограничением во времени посетителей (большое количество музеев и достопримечательностей в городе, недостаточно времени из-за занятости работой, человек находится в краткосрочной командировке). В связи с этим посещение музеев производится без услуг экскурсовода. Система аудиогидов позволяет представлять предмет в контексте виртуального пространства, попадать посетителю в определённую историческую  эпоху.
Использование компьютерных технологий позволяет поддерживать музей на уровне определённого мирового стандарта. Экстравагантные  музейные проекты с использованием «цифры» вызывают интерес, способствуют поднятию статуса музея.
В начале 21 века появляется новый информационный ресурс – виртуальный музей, который совсем может не существовать в реалиях; наоборот, имея такое необычное лицо, он легко передвигается в социуме, не требует помещения, иногда даже материальных предметов (виртуальный музей голограмм или ху-дожественный музей, основанный только в цифровом варианте). Подобные музеи уже существуют.
Тенденции развития музеев 21 века не ограничиваются только электронными платформами, современность музея может выражаться в нетрадиционном под-ходе к самой проблеме музееведения, нестандартном видении на определение экспозиции, выставки, экскурсии. Сейчас набирают силу так называемые «Музеи современного искусства». Базируются в основном они в крупных городах, где присутствуют различные формы сознания, множество студенческой молодёжи, людей творческих, в частности, художественных профессий. Музей со-временного искусства часто не имеет основной экспозиции либо она невелика по сравнению с классическими музеями, зато беспрерывно происходит смена выставок, произведения которых носят особый характер: это может быть выставка макетов зданий известного архитектора, выкроенных из бумаги, футуристических элементов архитектуры или интерьера, живописных полотен с авангардным стилем письма, а порой и набор движущихся приборов, влияющих на психологическое состояние человека (что подчас непривычно для российского посетителя, т. к. этот вид искусства в массы пришёл не так давно с запада).
Наряду с вышеперечисленными видами музеев всегда популярными останутся музеи-усадьбы, музеи-заповедники, эко- и этно-центры, т. к. музей в сочетании с природным ресурсом -- это не только культурно-образовательное учреждение, но и очаг физического и эмоционального здоровья, что так необходимо людям в современное время гонок и скоростей, время выживания и «проверки на прочность». Ландшафтные музеи-заповедники вкупе с литературой и историей незримо делают своё дело, исцеляя человеческие душу и разум, поэтому они пользуются славой как у жителей мегаполисов, так и у обитателей небольших городков и посёлков. А этнографические музеи, где можно пожить в среде по-нравившейся культуры, народа, создать кувшин или сплести коврик, отведать национальную кухню – всегда будут вне конкуренции, ведь в почёте прежде всего – человеческое, несмотря на технический прогресс. Такие сельские музеи и зоны «зелёного туризма» даже не рекомендуется насыщать техникой, исполь-зовать электронные стенды и аудиогиды. Только радость живого общения, воз-можность всё «попробовать на зуб», увидеть вещи, которыми пользовались и пользуются поныне представители разных национальностей. Архитектура этих музеев должна быть аутентичной, старой или «под старину», чтобы зритель мог окунуться в мир «иных времён». Как правило, материалы, использующиеся в подобной архитектуре, это дерево, камень, кирпич, бамбук и любое другое природное сырьё.
В современной музейной архитектуре отчетливо прослеживаются две противо-положных тенденции. Первую можно условно обозначить как тенденцию воз-никновения «музея без стен», когда музей органично вписан в окружающую среду, является открытым и гармоничным пространством, предназначенным для разнообразных коллекций тематических собраний. К таковым можно отнести Музей Мома в Нью-Йорке, созданный для коллекций современного искусства, Музей на набережной Бранли в Париже, демонстрирующий коллекции искусства народов Азии, Африки и Америки, Музей Ордрупгаард в Дании, основой коллекции которого музея является французская живопись XIX - начала ХХ в. Вторая тенденция может быть сформулирована как «стены без музея», поскольку реализует идею музея без традиционных коллекций в основе, созданных по принципу, который сформулировал Ч. Дженкс: «постройте и придут они», имея в виду коллекции, художников, мероприятия, публику. Грандиозные авторские замыслы, согласно которым здание, предназначенное для демонстрации произведений искусства, само становится искусством, воплотились в Музее Гуггенхайма в Бильбао, в проектах музея Гуггенхайма в Вильнюсе и музея Гуггенхайма в Абу-Даби. Такие музеи перестают быть «статичной» архитектурной единицей в пространстве города, они активно вторгаются в социальную жизнь, изменяют среду, в которой они находятся. К тому же в новых музейных сооружениях используются ультрасовременные материалы и элементы: стеклянные стены, полы и потолки, прозрачные лифты, голографические экраны для мультимедийных шоу. «Стены без музея» являются ярким отражением культурной глобализации, диктующей создание мегамузеев в мегаполисах и обостряющей ситуацию «на перепутье», когда музей должен сохранять баланс между храмом и Диснейлендом, между хранилищем и спектаклем.
Мир музеев безграничен, их множество – совершенно различных по своим кон-цептуальным силам и занимаемым пространствам. Культурная индустрия каж-дый день нам предлагает всё новые и новые варианты, каждый из них имеет право быть. Интерес жизни в том, что всё предугадать и спроектировать в ней невозможно. Какими станут музеи будущего, человечество может только пред-полагать. Не исключено, что через несколько лет, совсем скоро, появятся со-всем новые тенденции развития музейного дела и это станет приятным сюрпри-зом как для музейщиков, так и для посетителей; но что бы ни происходило на музейном поприще – неизменными во все времена останутся люди, которые всегда тянутся к себе подобным, поэтому центром музея останется, как и преж-де, человек, творения его рук, история  бытия и социум или природа, в которые  погружён Homo sapiens.






Список использованных источников.
1. Культурное наследие и музей в XXI веке: учеб. пособие : направление 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного на-следия/ А. Н. Балаш [и др.] ; ред. Е. Н. Мастеница ; ред., сост. А. Н. Ба-лаш; СПбГИК, Фак. мировой культуры. Каф. музееведения. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018;
2. Смирнова Т. А.  Музей в 21 веке: интеграция цифровых технологий в экспозиционное пространство: статья, 2012;
3. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб.: 2008, 792 с., с. 448;
4. Интернет-ресурс.


Рецензии