Релиз Альбом Подарок XIX ХХ Менк М. Дурылину С

«АЛЬБОМ – ПОДАРОК
МЕНК М.В. С.Н. ДУРЫЛИНУ –
РАЗНЫЕ РИСУНКИ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ»

(произведения европейской графики начала XIX – середины XX веков)



«Альбом – подарок Менк М.В. С.Н. Дурылину – разные рисунки на цветной бумаге» (название, взятое с наклейки на футляр) – уникальный Памятник альбомного искусства Франции и России начала XIX – середины XX века, дошедший до нас через перипетии Времени, благодаря аккуратности в хранении и любви всех его владельцев к предмету, в очень достойном состоянии, представляет из себя изначально каллиграфически пронумерованные в горизонтальном формате пером орешковыми чернилами на бумаге различных сортов с золочёными торцами до десятка определимых визуально оттенков 25 графических произведений разнообразных оригинальных и печатных техник и отсоединённых от них внутренней прокладкой 21-го чистого листа бумаги такого же свойства, располагающиеся в защищённой футляром ручного декора подарочной коробке из плотного картона, тонких цветных тканей, с тиснением, рельефными орнаментальными и геральдическими накладками золочёной фольги, с расположенной горизонтально надписью на обложке: «SOUVENIR» (на французском).
Изначальное технологическое роскошество Альбома для рисования «SOUVENIR» соответственно украшает целое соцветие русских, французских и иных авторов частично подписанных и датированных миниатюр, выполненных истинно и ровно мастерски, любовно, с ориентацией на европейский романтизм и академизм, что делает Памятник интересным с очень многих точек зрения, его зачало, назначение и смысл прекрасно считываются  буквально с первой, завораживающей, миниатюры: Юрий Флоговский, «Лирический привал: молодой человек с перевязанным тесёмкой рулоном бумаги, литографским карандашом в металлическом держателе и любимым псом в широком синем ошейнике» (название условное), – подписанной «Jeriy P(?)logowski rysowal 1813.», – это полностью сегодня отошедшая лирическая традиция миниатюрной графики, как разговора своего круга, изобразительного искусства, как личного послания невслух, перерисовывания чужих произведений, сочинительства и переписывания стиха доверяющими друг другу сокровенное и ценное людьми, понимающими толк в чувствах, качестве, искусстве, любви!
С начала этого года с Памятником проведены необходимые консервационные работы, он готов к показу и предполагается к экспонированию в ближайшее время.


28 03 2020

Артём Киракосов, реставратор,
«Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина»,
Музейное объединение «Музеи наукограда `Королёв`».




К Выставке «ПЕРОМ И МЕЧОМ»,
посвящённой 77-летию выхода Книги С.Н. Дурылина
«РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА»


«Альбом – подарок Менк М.В. С.Н. Дурылину – разные рисунки на цветной бумаге», несмотря на лишь начальную стадию своего исследования, самым совершенно неожиданным образом и справедливо оказался связанным многими своими гранями, корнями и узами с темой готовящейся Музейным объединением «Музеи наукограда Королёв» и открывающейся 4 сентября 2020 года совместно с Музеем-панорамой «Бородинская битва» выставки «Пером и мечом»  через Ивана Григорьевича Гогеля (1770 – 1834), награждённого четырьмя Российскими орденами и одним Прусским, отца трёх сестёр, авторов представленных в Альбоме миниатюр: Александрины Гогель (1804 – ?), Алевтины Гогель (1815 – 1884), Капитолины Гогель (1816 – 1894), – военного писателя и переводчика (известно 4 его сочинения и 2 перевода), одного из деятельных издателей «Артиллерийского» (1808 – 1812) и «Военного» (1827 – 1834) журналов, военного воспитателя и педагога, директора «Пажеского корпуса» (1806 – 1830), учёного инженера (с 1808 – в Учёном комитете по Артиллерийской части), оружейника, вице-директора Артиллерийского департамента Военного ведомства (1812 – 1826), председателя, а позже (с 1819) директора «Военно-учёного комитета», артиллерийского генерала, участника многих походов и Отечественной войны 1812 года, во время которой он формировал «Русско-германский легион» и состоял членом «Комитета по управлению «Германскими делами», скорее всего ещё и потому, что Иван Григорьевич – сын  (старший, поэтому его называли ещё и «Гогель „Первый“») монбельярского уроженца дворянского рода Гогель (с французского: «Goguel») Генриха (Григория Горигорьевича) Гогеля (1741—1799), вступившего в 1775 году в `Русскую службу` `Директором немецких колоний`, а затем состоявшего обер-директором «Московского воспитательного дома».
Примечательно, что по мужской линии – все потомки Генриха (Григория Горигорьевича) Гогеля, а не только старший, „Гогель Первый“, отец трёх дочерей-художниц представленных на Выставке миниатюр, – заметные военные, управляющие, связаны с педагогикой, учением, наукой, пишущие: второй сын, Андрей Григорьевич Гогель (1771 – 1805), директор «Пажеского корпуса», генерал-майор, третий сын, Фёдор Григорьевич Гогель (1775 – 1827)  становится заметным командиром всей эпохи так называемых «Наполеоновских войн», на Отечественной войне 1812 командир дивизии, георгиевский кавалер, генерал-лейтенант, четвёртый, Александр Григорьевич Гогель (? – 1812), полковник лейб-гвардии конной артиллерии, скорее всего, погибает в боях Отечественной 1812, внуки: Иван Иванович Гогель (1806 – 1850), генерал-майор, Григорий (Генрих) Фёдорович Гогель (1808 – 1881), генерал-адъютант, управляющий «Царского села», правнук Николай Валерианович Гогель (1838 – 1870), военный публицист.
Символически, но нельзя не отметить и не улыбнуться, забегая вперёд из описываемого времени и оглянувшись одновременно из нашего, что русская, немецкая и французская линии, доходя почти до досягаемых взглядом нашей памяти лет времён другой Отечественной войны 1941 – 1945, соединяются позже и кровно-плотски воедино в вышедшей замуж за Сергея Константиновича Гогеля Александре Валериановне Гогель (1864 – 1942), урождённой графини де Тулуз-Лотрек (а имея дело с памятниками изобразительного искусства нельзя не обратить внимание, можно ли пройти мимо этой фамилии?), дочери Валериана Александровича де Тулуз-Лотрек и Марии Ивановны де Тулуз Лотрек, в девичестве баронессы Стальфон Гольштейн.


Список фотографий и репродукций Публикации «Альбома – подарок Менк М.В. С.Н. Дурылину – разные рисунки на цветной бумаге» к Выставке «Пером и мечом» сентября 2020, «Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина», Музейное объединение «Музеи наукограда `Королёв`»:

01.
«Альбом – подарок Менк М.В. С.Н. Дурылину – разные рисунки на цветной бумаге» «SOUVENIR»: (а) подарочная коробка  с (б) прокладкой  в (в) футляре, c (г) чистыми, белыми и цветными листами бумаги, (д) разнообразной графикой XIX-го – XX-го веков.
а). Коробка: различные сорта плотного картона, тонких цветных тканей (светло-серая, изумрудно-зелёная), цветной бумаги (сиена и светло-зелёная), золочение, тиснение, аппликация рельефными декоративными, орнаментальными и шрифтовой («SOUVENIR») накладками тонкой, тиснённой, золочённой фольги.
13,4 х 20,8 х 02,2 см.
«5 – ВХ / 107» (« / 1» подразумевается (?).
б). Прокладка: плотный картон, цветные (сиена и светло-зелёная) тонкие бумаги, аппликация рельефными декоративными, орнаментальными тиснённой полосками золочёной фольги.
12,0 х 19,0 х 00,2 см.
«5 – ВХ / 107» (« / 1» подразумевается (?).
б). Футляр: тонкий светло-коричневый картон, тонкая цветная бумага ручного декора.
14,1 х 21,5 х 02,3 см.
«5 – ВХ / 107 / 2».
в). 21 каллиграфически нумерованный в правом верхнем углу тонким художественным пером разбавленной чёрно-коричневой тушью (орешковые чернила (?), писчее перо (?) лист чистой, белой и других, разных цветов бумаги различной плотности, структуры, фактуры, толщины, качества и, соответственно, производства с золочёными со всех сторон торцами 12,3 х 19,0 см: «3.» (сиена светлая), «4.» (белая), «5.» (охра тёмная, золотая),  «6.» (белая), «7.» (тёмно-тёпло-розовая), «13.» (белая), «14.» (серо-фиолетовая), «15.» (белая), «16.» (серо-фиолетовая), «19.» (белая), «20.» (охра тёмная, золотая), «26.» (охра светло-жёлтая), «27.» (белая), «29.» (белая), «41.» (белая), «42.» (светло-бледно-розовая), «43.» (белая), «44.» (светло-желтоватая), «45.» (белая), «47.» (белая), «49.» (белая).   
д). 25 листов разнообразной графики (названия условные) (расположены по возрастанию в нумерации «КП»).
Фотография выполнена после проведённых с Памятником консервационных работ.

02.
Наклейка на торце футляра Альбома с надписью красным карандашом, по которой и назван Памятник:  «Альбом – подарок Менк М.В. С.Н. Дурылину – разные рисунки на цветной бумаге».
Фотография выполнена после проведённых с Памятником консервационных работ.

03.
Коробка «SOUVENIR» (Франция?) с крышкой (не склеены) и прокладкой, функционально отделяющей чистые листы от иных.
Фотография выполнена после проведённых с Памятником консервационных работ.

04.
Юрий Флоговский, «Лирический привал: молодой человек с перевязанным тесёмкой рулоном бумаги, литографским карандашом в металлическом держателе и любимым псом в широком синем ошейнике» (название условное, не авторское), 1813.
Лицевая сторона.
«Jeriy P(?)logowski rysowal 1813.» (требует уточнения) (авторская подпись и дата в правом нижнем углу).
Белая (сильно пожелтевшая) бумага с золочёными торцами, графитный карандаш, литографский карандаш, акварель, мягкие кисти, вода; подпись: акварельной краской, предположительно, «марс чёрный», вода, тонкой, мягкой кистью.
09,7 х 15,7 см.
На оборотной стороне в левом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 403» (графитным карандашом) (по горизонтальному формату).
КП – 403.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

05.
Юрий Флоговский, «Лирический привал: молодой человек с перевязанным тесёмкой рулоном бумаги, литографским карандашом в металлическом держателе и любимым псом в широком синем ошейнике» (название условное, не авторское), 1813.
Оборотная сторона.
«Jeriy P(?)logowski rysowal 1813.» (требует уточнения) (авторская подпись и дата в правом нижнем углу).
Белая (сильно пожелтевшая) бумага с золочёными торцами, графитный карандаш, литографский карандаш, акварель, мягкие кисти, вода; подпись: акварельной краской, предположительно, «марс чёрный», вода, тонкой, мягкой кистью.
09,7 х 15,7 см.
На оборотной стороне в левом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 403» (графитным карандашом) (по горизонтальному формату).
КП – 403.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

06.
Александрина Гогель (1804 – ?), «Alexandrine Goguel 1830.» (предположительно, не авторская надпись в правом нижнем углу) орешковыми чернилами (?), тонким, художественным (?) пером, «Младенец в бутоне пиона»  (название условное, не авторское), 1830.
Лицевая сторона.
Белая (пожелтевшая), тонкая бумага, акварель, мягкие кисти, вода; надпись: ореховыми чернилами (?), тонким, художественным пером.
09,8 х 15,3 см. 
На лицевой стороне (по горизонтальному формату): «17» орешковыми чернилами (?), тонким, писчим (?) пером.
На оборотной стороне (по горизонтальному формату): в правом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 407» (графитным карандашом), в левом верхнем углу: «18» чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее перо.
КП – 407.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

07.
Александрина Гогель (1804 – ?), «Alexandrine Goguel 1830.» (предположительно, не авторская надпись в правом нижнем углу) орешковыми чернилами (?), тонким, художественным (?) пером, «Младенец в бутоне пиона»  (название условное, не авторское), 1830.
Оборотная сторона.
09,8 х 15,3 см. 
Белая (пожелтевшая), тонкая бумага, акварель, мягкие кисти, вода; надпись: ореховыми чернилами (?), тонким, художественным пером.
09,8 х 15,3 см. 
На лицевой стороне (по горизонтальному формату): «17» орешковыми чернилами (?), тонким, писчим (?) пером.
На оборотной стороне (по горизонтальному формату): в правом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 407» (графитным карандашом), в левом верхнем углу: «18» чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее перо.
КП – 407.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

08.
Алевтина Гогель (1815 – 1884), «1829. Aleftine Goguel.» (предположительно, не авторская надпись в правом нижнем углу) орешковыми чернилами (?), тонким, художественным (?) пером,  «Le Germent.» | «Je t` aime» |  «Клятва» | «Я люблю тебя» (авторские надписи в плоти изображения, с французского), акварель, кисть, вода, «Амурчик со стрелою, луком и колчаном» (название условное, не авторское), 1829.
Лицевая сторона.
Белая (пожелтевшая), тонкая рисовальная бумага, графитный карандаш, акварельные краски, вода.
09,8 х 14,8 см.
На лицевой стороне в правом верхнем углу (по горизонтальному формату, основанием к центру): «51.» (переправлено из «41.»), «42» чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
На оборотной стороне в левом верхнем углу (по горизонтальному формату): «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 421» (графитным карандашом), «215» (графитным карандашом, слабо)
КП – 421.
Затёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: удаление пятен и поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

09.
Алевтина Гогель (1815 – 1884), «1829. Aleftine Goguel.» (предположительно, не авторская надпись в правом нижнем углу) орешковыми чернилами (?), тонким, художественным (?) пером,  «Le Germent.» | «Je t` aime» |  «Клятва» | «Я люблю тебя» (авторские надписи в плоти изображения, с французского), акварель, кисть, вода, «Амурчик со стрелою, луком и колчаном» (название условное, не авторское), 1829.
Оборотная сторона.
Белая (пожелтевшая), тонкая рисовальная бумага, графитный карандаш, акварельные краски, вода.
09,8 х 14,8 см.
На лицевой стороне в правом верхнем углу (по горизонтальному формату, основанием к центру): «51.» (переправлено из «41.»), «42» чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
На оборотной стороне в левом верхнем углу (по горизонтальному формату): «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 421» (графитным карандашом), «215» (графитным карандашом, слабо)
КП – 421.
Затёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: удаление пятен и поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

10.
Капитолина Гогель (1816 – 1894), «Capitoline Goguel 1829.» (предположительно, не авторская надпись и дата справа внизу, чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо), «У часовни» (название условное, не авторское, 1829.
Лицевая сторона.
Белая (пожелтевшая), тонкая бумага, графитный карандаш средней твёрдости, литографский карандаш, подпись: чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
09,9 х 15,5 см.
На лицевой стороне в правом верхнем углу (по горизонтальному формату, основанием к центру): «55.», чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо, перечёркнуто крест-на-крест «69».
На оборотной стороне: в левом верхнем углу (по горизонтальному формату): «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 424» (графитным карандашом), «46», чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
КП – 424.
Потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

11.
Капитолина Гогель (1816 – 1894), «Capitoline Goguel 1829.» (предположительно, не авторская надпись и дата справа внизу, чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо), «У часовни» (название условное, не авторское, 1829.
Оборотная сторона.
Белая (пожелтевшая), тонкая бумага, графитный карандаш средней твёрдости, литографский карандаш, подпись: чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
09,9 х 15,5 см.
На лицевой стороне в правом верхнем углу (по горизонтальному формату, основанием к центру): «55.», чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо, перечёркнуто крест-на-крест «69».
На оборотной стороне: в левом верхнем углу (по горизонтальному формату): «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 424» (графитным карандашом), «46», чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
КП – 424.
Потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

12.
А. Даниэль, «Ton portrait est celui de la jeunesse <...>», A. Daniel. «Tonportrait <...>» (требует уточнения, перевода) (стихи, каллиграфия). XIX век (?).
Лицевая сторона.
«А Daniel» (требует уточнения, перевода), подпись в правом нижнем углу.
Белая (сильно пожелтевшая) бумага с золочёными торцами, чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее (?)  перо.
12,3 х 19,1 см.
На лицевой стороне: «8.» (по горизонтальному формату) (чёрно-коричневая, разбавленная тушь (ореховые чернила (?), тонкое, писчее (?)  металлическое (?) перо.
На оборотной стороне (по горизонтальному формату): в левом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 405» (графитным карандашом), в правом нижнем углу: «8» (графитным карандашом).
КП – 405.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

Ton portrait est celui de la jeunesse,
Tes gr;ces, tes jeux & ta gentillesse,
Expriment l’innocence & le bonheur.
Mais ta pr;coce intelligence,
Du ciel bienfaisant, sublime faveur,
Va t’inspirer le noble amour de la science.
R;double, cher enfant, en de z;le en d’ardeur,
Far ton travail & ta culture,
Seconde les soins de la nature,
Fais que ton esprit ressemble ; ton c;ur.

A. Daniel

Твой портрет – это портрет молодости,
Твоего благородства, твоих игр и твоей доброты,
Отражает твою невинность и счастье.
Твой юный ум,
С небес дарованный, возвышенное благоволение,
Иди и вдохновляйся благородной любовью к науке.
Дорогой ребенок, усердствуй в своём рвении,
Твоя работа и твоя культура,
Твоя забота о природе,
Пусть твой ум будет похожим на твоё сердце.
 
А. Даниель

палеографический перевод с французского выполнен Рузанн Закарян (РГГУ)


13.
А. Даниэль, «Ton portrait est celui de la jeunesse <...>», A. Daniel. «Tonportrait <...>» (требует уточнения, перевода) (стихи, каллиграфия). XIX век (?).
Оборотная сторона.
«А Daniel» (требует уточнения, установления автора, перевода), надпись в правом нижнем углу.
Белая (сильно пожелтевшая) бумага с золочёными торцами, чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее (?)  перо.
12,3 х 19,1 см.
На лицевой стороне: «8.» (по горизонтальному формату) (чёрно-коричневая, разбавленная тушь (ореховые чернила (?), тонкое, писчее (?)  металлическое (?) перо.
На оборотной стороне (по горизонтальному формату): в левом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 405» (графитным карандашом), в правом нижнем углу: «8» (графитным карандашом).
КП – 405.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

Ton portrait est celui de la jeunesse,
Tes gr;ces, tes jeux & ta gentillesse,
Expriment l’innocence & le bonheur.
Mais ta pr;coce intelligence,
Du ciel bienfaisant, sublime faveur,
Va t’inspirer le noble amour de la science.
R;double, cher enfant, en de z;le en d’ardeur,
Far ton travail & ta culture,
Seconde les soins de la nature,
Fais que ton esprit ressemble ; ton c;ur.

A. Daniel

Твой портрет – это портрет молодости,
Твоего благородства, твоих игр и твоей доброты,
Отражает твою невинность и счастье.
Твой юный ум,
С небес дарованный, возвышенное благоволение,
Иди и вдохновляйся благородной любовью к науке.
Дорогой ребенок, усердствуй в своём рвении,
Твоя работа и твоя культура,
Твоя забота о природе,
Пусть твой ум будет похожим на твоё сердце.
 
А. Даниель

палеографический перевод с французского выполнен Рузанн Закарян (РГГУ)

14.
«An die Freundschaft.», («Ко Дружбе», с немецкого) «… 1832.» (?) (подпись, неразборчиво) (требует уточнения, перевода) (авторская подпись справа, внизу изображения. «An die <...>» (стихи, каллиграфия), 1832.
Лицевая сторона.
Белая (пожелтевшая) бумага с позолоченными торцами (кроме левого), чёрно-коричневая, разбавленная тушь (ореховые чернила (?), тонкое, писчее и художественное перья.
10,0 х 15,3 см.
На лицевой стороне (по горизонтальному формату): «21», чёрно-коричневая, разбавленная тушь (ореховые чернила (?), тонкое, писчее перо.
На оборотной стороне (по горизонтальному формату): в правом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 409» (графитным карандашом), в левом верхнем углу: «22»,  чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
КП – 409.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

палеографический перевод с французского выполнен Рузанн Закарян (РГГУ)

15.
«… 1832.» (?) (подпись, неразборчиво) (требует уточнения, перевода) (авторская подпись справа, внизу изображения. «An die <...>» (стихи, каллиграфия), 1832.
Оборотная сторона.
Белая (пожелтевшая) бумага с позолоченными торцами (кроме левого), чёрно-коричневая, разбавленная тушь (ореховые чернила (?), тонкое, писчее и художественное перья.
10,0 х 15,3 см.
На лицевой стороне (по горизонтальному формату): «21», чёрно-коричневая, разбавленная тушь (ореховые чернила (?), тонкое, писчее перо.
На оборотной стороне (по горизонтальному формату): в правом верхнем углу: «Музей С.Н. Дурылина» (штамп сине-фиолетовой штемпельной краской), «КП – 409» (графитным карандашом), в левом верхнем углу: «22»,  чёрно-коричневая, разбавленная тушь (орешковые чернила (?), тонкое, писчее  перо.
КП – 409.
Деформация, потёртости, пятна, общее поверхностное загрязнение.
Рекомендуемые реставрационные мероприятия: устранение деформации, удаление пятен и  поверхностных загрязнений.
Сохранность удовлетворительная, произведение допустимо к экспонированию.

16.
«Герб Гогелевых 1775 года».
Жалованная грамота Генриху (Григорию Григорьевичу) Гогелю на дворянство с изображением Герба была подписана Императрицей Екатериной II гораздо позже даты составления «Гербовника» А.Т.  Князева – 25 апреля 1796 года.

17.
Неизвестный художник, «Портрет директора «Пажеского корпуса» генерал-лейтенанта Ивана Григорьевича Гогеля», 1826, картон, масло, кисти, растворители, лаки,  10,7 х 09,2 см, Государственный Эрмитаж, награждённого четырьмя Российскими орденами и одним Прусским, отца трёх сестёр, авторов представленных в Альбоме миниатюр: Александрины Гогель (1804 – ?), Алевтины Гогель (1815 – 1884), Капитолины Гогель (1816 – 1894), – военного писателя и переводчика (известно 4 его сочинения и 2 перевода), одного из деятельных издателей «Артиллерийского» (1808 – 1812) и «Военного» (1827 – 1834) журналов, военного воспитателя и педагога, директора «Пажеского корпуса» (1806 – 1830), учёного инженера (с 1808 – в Учёном комитете по Артиллерийской части), оружейника, вице-директора Артиллерийского департамента Военного ведомства (1812 – 1826), председателя, а позже (с 1819) директора «Военно-учёного комитета», артиллерийского генерала, участника многих походов и Отечественной войны 1812 года, во время которой он формировал «Русско-германский легион» и состоял членом «Комитета по управлению «Германскими делами», скорее всего ещё и потому, что Иван Григорьевич – сын  (старший, поэтому его называли ещё и «Гогель „Первый“») монбельярского уроженца дворянского рода Гогель (с французского: «Goguel») Генриха (Григория Горигорьевича) Гогеля (1741—1799), вступившего в 1775 году в `Русскую службу` `Директором немецких колоний`, а затем состоявшего обер-директором «Московского воспитательного дома».


Помимо непосредственной исторической ценности, неоспоримо важной для данной выставки «Пером и мечом», связанной с выходом в свет книги Сергей Николаевича Дурылина «Русские писатели в Отечественной войне 1812 года», плотной переплетённостью с Отечественной войной 1812 года и её глубинной эмоциональной перекличкой, как ране, так и в современности, с 75-той годовщиной, которую только что мы всем миром отмечали, несмотря даже на вселенскую пандемию «Covid 19», другой Отечественной, Великой 1941 – 1945, этот крохотный на вид Памятник, «АЛЬБОМ – ПОДАРОК МЕНК М.В. С.Н. ДУРЫЛИНУ – РАЗНЫЕ РИСУНКИ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ» (произведения европейской графики начала XIX – середины XX веков), несёт не только исчезнувшее обаяние девичества, собирательства себе в сердце красоты стиха и изображения о вечной любви, клятв и уверений в дружбе по жизни, но отблеск высокого кода общеевропейского дворянского семейного воспитания, старшего наставничества в благородстве, вкусе, образовании, чему свидетельство каллиграфии, акварели, гравюры, рисунки, вся соборная коллекция, представляемые миниатюры трёх сестёр Гогель: Александрины, Алевтины, Капитолины, – как бы любительские, но значимые для нашего профессионального, художественного и, вкупе с ним, глубже, духовного интереса именно сейчас, когда учиться рисовать – значит не следовать по ступеням академической лествицы, ведущей начало для всех европейских стран, для нашей всеевропейской Цивилизации, Европы, как нашего общего дома Культуры и Христианства, с самой Античности с подражания реальности и постепенного в годах возрастания и набирания навыков этого воплощения в плоти изобразительного искусства, а абсолютно противно иное действо, типа так называемого „самовыражения“, зачастую полностью перечёркивающего какие-либо критерии, как эстетичности, так и нравственности, а переходы с латиницы на кириллицу и наоборот в Альбоме, речь, как и творческое письмо художника сразу на многих европейских языках – русском, французском, немецком, английском – некая, как бы зарисованная традиция сочинительства «макронического стиха» одновременно и сразу на них всех, переведённая в альбомное, сугубо камерное рисование и русло для юной, только формирующейся души, говорят нам назидательно и напутственно по итогам мировых войн, что мы дети – Единого Бога Отца, Европы, европейцы, родня не просто в культурном слое, слоге и итоге, но самая настоящая – по крови – какими являются Гогели, в которых течёт немецкая, как русская, так и французская крови единоутробно; так к чему ж были все эти войны между нами всеми: русскими, французами, англичанами, немцами, другими европейцами, – память жертв которых мы теперь горько, гордо культивируем? – и какого дивного свойства эти трогательные, заботливые, полные веры и радости, упования на мир и свет, обращённые, возможно, растущей дочери, – Александрине? Алевтине? Капитолине? – окрылённые отеческим счастьем за будущее слова, переписанные чисто любовью каллиграфически, как с немецкого «Ко Дружбе», так и с французского «Твой портрет»:

Твой портрет – это портрет молодости,
Твоего благородства, твоих игр и твоей доброты,
Отражает твою невинность и счастье.
Твой юный ум,
С небес дарованный, возвышенное благоволение,
Иди и вдохновляйся благородной любовью к науке.
Дорогой ребёнок, усердствуй в своём рвении,
Твоя работа и твоя культура,
Твоя забота о природе,
Пусть твой ум будет похожим на твоё сердце.


15 08 2020

Артём Киракосов, Болшево,
«Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина»,
Музейное объединение «Музеи наукограда `Королёв`»,
научный сотрудник, хранитель коллекций, художник-реставратор.

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44468
https://vk.com/id15993373?z=album15993373_276733802



Ссылки на источники по «Википедия»:


                1. Московское дворянство. Алфавитный список дворянских родов с кратким указанием важнейших документов, находящихся в родословных делах Архива Московского Дворянского Депутатского Собрания. — Москва: Тип. Л.В. Пожидаевой, 1910. — С. 103. — 614 с.
            
2. Сост. А.Т. Князев. «Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года». Издание С.Н. Тройницкий 1912 г. Ред., подгот. текста, послесл. О.Н. Наумова. – М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г. Гогели. Стр. 61. ISBN 978-5-904043-02-5.

3. Гогель, дворянский род // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — , 1890—1907.

4. Жалованная грамота Императрицы Екатерины II статскому советнику Генриху Гогелю на дворянское достоинство 25.04.1796. РГИА, Ф. 1411, оп. 1, д. 177.

5. Гогели // Немцы России (энциклопедия) / Председатель ред. коллегии В. Карев. — : Издательство «Общественная Академия наук российских немцев», 1999. — Т. 1: А — И. — С. 589. —
SBN 5-193227-002-0.

6. Лалаев М. С. «Исторические очерки военно-учебных заведений 1700 — 1880 гг»., (Спб., 1880).

7. Гогель, Иван Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — , 1890 —1907.

8. Александрович Н. Гогель, Иван Григорьевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. — — , 1896 — 1918.

9. Гогель 1-ый, Иван Григорьевич // Военная энциклопедия: [в 18 т.] / под ред. В.Ф. Новицкого… [и др.]. —  ; [] : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1911 — 1915.

10. Придворный месяцеслов на лето от Рождества Христова 1810. СПб, 1810.

11. Придворный месяцеслов на лето от Рождества Христова 1824. Часть III. Список кавалерам ордена Св. Анны 1, 2, 3 и 4 степени. СПб, 1824.

12. Придворный месяцеслов на лето от Рождества Христова 1824. Часть II. Список кавалерам ордена Св. Владимира 1, 2, 3 и 4 степени. СПб, 1824.

13. Придворный месяцеслов на лето от Рождества Христова 1827. Часть I. СПб, 1828.

14. Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова 1814. Часть I.


Рецензии