6. 43 Шишков
Было, да прошло, да много чего было. Начну и продолжу по порядку, как говорят по мере поступления воспоминаний.
Понятно, что это не только к сегодняшнему дню относится.
Было вчера, когда молод был я и на северо-кавказский Атоммаш с южного Урала г. Челябинск 70 приехал в том далёком семьдесят девятом году. Прошу отметить, что приехал по собственному желанию, хотя порой мне кажется, что и по «хотению-желанию» жены своей «кобры очковой», которая устала от сибирских – черемховских, а так же уральских зимних холодов и всегда пыталась убежать в теплые края, теперь уже с потомством своим.
Вообще-то и я не был против. Стоп, чуть-чуть я отклонился от темы основной.
Итак, работаю я на Атоммаше заместителем начальника ПДО первого корпуса и почти уже год прошёл. Контактировал со всеми начальниками цехов первого корпуса по изготовлению крупногабаритных деталей для атомных станций: парогенераторов, ёмкостей САОЗ, корпусов реактора, а также плит перекрытия для биозащиты ив том числе с начальником цеха нестандартизированн6ого оборудования (ЦНО) для изготовления разных сопутствующих деталей необходимых для изготовления и сборки оборудования АЭС.
Появился вопрос по изготовлению сложной детали с использованием металлорежущих станков имеющихся в ЦНО.
Казалось и деталька небольшая, а попробуй, изготовь её. Вообщем «затык» произошёл в производстве.
Начальник ПДО после утреннего производственного совещания – «молебна» направил меня в ЦНО, где я и встретился с молодым технологом Шишковым Виктором, закончившим Московский станкоинструментальный институт по специальности «машины и технология обработки металлов давлением» и как он говорит, что учился на факультете АШП – «алкоголиков широкого профиля».
В своё время мы также во время учёбы в институте перефразировали названия трудных предметов, например «Теорию машин и механизмов – ТММ» в ласковую фразу «ты моя милая» не подведи меня на экзамене.
Технологи ЦНО размещались в небольшом строительном вагончике – «бендежке» в районе «сто двадцатых осей» в первом корпусе, а всего было сто двадцать пять осей.
«Оси» - металлические колонны - опоры в конструкции здания первого корпуса длиною семьсот пятьдесят метров, шириной несколько пролётов и высотой 40 метров. С большим крановым хозяйством, в том числе кран для подъёма груза весом 1200 тонн в то время вес реактора составлял 680 тонн, с «передаточными тележками для перевозки передачи крупногабаритных корпусных деталей в порядке их технологического изготовления с одного пролёта в другой. С термозакалочными камерами – «шахтами» заполненные раствором бишофита по своим свойствам сходным с маслом, но более дешёвым.
Бишофит – сопутствующий нефтяным месторождениям в районе р.Волги семиводный раствор хлористого магния. Ко всему прочему лечебными свойствами обладает при лечении суставов. Сегодня бишофит можно купить в любой аптеке.
С японским прессом- гигантом высотой в трёх этажный дом и с усилием 15 тысяч тонн легко выдавливающим днища реакторов из разогретого в итальянской газовой печи стального листа толщиной пятнадцать сантиметров.
Первую штамповку днища я видел, просто здорово. Наверняка смотрел на штамповку и Виктор Шишков, как и многие другие. В первом корпусе большой парк карусельных станков, координатно- расточных импортных станков, понятно, что и токарные советские станки имелись, например ДИП-200 который как мастодонт с надписью «я первый» рядом с ними стоял.
А вокруг стройка века и пыль мелкодисперсная, солончаковая столбом стоит, а рядом запросто так за полиэтиленовой плёнкой работают заморские станки с высокой точностью изготовления, которая микронами измеряется и всё делается под девизом – «строим и изготавливаем по мере ввода в эксплуатацию производственных мощностей.
Да, а вопрос по изготовлению злополучной детали был решён при помощи Шишкова В.
Бестолковая работа в ПДО, когда начальники цехов переваливают свою вину на других, надоела мне.
Перешёл я начальником группы, в отдел общих устройств созданный для конструкторской подготовки производства гусеничных вездеходов на Атоммаше в мобилизационный военный период. Документацию брали на машзаводе в г. Хорькове.
В отдел нужны были проверенные кадры. Вот так Виктор Иванович стал новым сотрудником отдела, так же как и моя уральская землячка, Ольга Манакова. Обустроились в административно бытовом комплексе (АБК-1) и занимались подготовкой конструкторской документации для производства вездеходов на гусеничном ходу.
В советское время все предприятия должны были помогать колхозам, совхозам то в уборке урожая, то в строительстве разных объектов, а в Атоммашевском случае строили Каргальскую базу отдыха на р. Дон, на эти мероприятия отправляли молодых специалистов. А я с Виктором поехал торкретировать бетонную ёмкость на тысячу кубов воды для утиной фермы, принадлежавшей Атоммашу.
Торкретирование – процесс «забивания» в бетоне мелких пор песчано-цементной смесью для того чтобы водонепроницаемые они были. С поставленной задачей справились. И как память об этом осталась у меня деревянная скамейка, на которой отдыхали в обеденный перерыв.
В одну из командировок умер мой отец, который приехал в гости. Когда вернулся в Волгодонск, все похоронные дела были завершены, в том числе и металлическая оградка была изготовлена по эскизу и под контролем Виктора Шишкова. Кстати хочу сказать, что значительно позже участвовал я в организации похорон его матери и даже получил в благодарность командирские часы от него.
Ну что же я всё о грустном, а почему бы и нет, т.к. вся наша жизнь соткана из положительных и отрицательных моментов.
Отпала необходимость в нашем отделе и перевёлся я в ОКБ, а когда понял бесперспективность работы на Атоммаше, устроился на строящуюся АЭС, а потом на ликвидацию аварии на АЭС в Чернобыль уехал. Вот в этот период потерял я из виду Виктора.
Вернулся я на две недели из Чернобыля и узнаю, что Виктор работает технологом в здании бывшей бани в старом городе, где детали разные изготавливают из поликарбоната с помощью экструдера в литьевых формах.
Пригласил его в Чернобыль своим замом в КТО, ПО «Спецатом». Приехал он сразу, благо, что жена Люда во всех начинаниях его поддерживала, правда при этом «скрипела» на него.
Вначале жил он в коттедже на Лазо 3, в Чернобыле, вместе со мной, а потом определился в общежитие в г. Припять.
Легко работалось с Виктором полное доверие, и взаимопонимание было, хотя и работали по разным вахтам – сначала я в одну, а затем Виктор меня сменял.
Располагались мы в г. Припять на бывшем заводе «Юпитер». Однажды «нашла коса на камень» между Виктором и главным инженером завода Николаем Парасюком, который говорил что не сможет никто сделать чертежи пресформы, дескать, придётся заказывать на стороне. Поспорил Виктор с ним и выполнил чертежи пресформы и отстоял честь отдела.
Николай Парасюк ростом в «полтора Ивана» и «косая сажень в плечах». Я всё удивлялся, как такого богатыря киевская Русь родила. Оказывается не только богатыря, но и ярого украинского националиста с его высказыванием «утопим москалей в еврейской крови» это было, когда из командировки с фирмы Патона возвращались и на берегу Днепра обедали и выпивали.
Сегодня все мы видим, что в Украине националисты-фашисты творят.
Вот так незаметно пролетело пять лет до развала союза, когда бывшие республики самостоятельными стали, в том числе и Украина в самостийную превратилась, а Спецатом не востребованным стал.
Вначале уволился Виктор и спустя полгода, и я тоже уволился.
Хочу вспомнить один случай в г. Киеве, когда дети наши Алексей и Максим получили путевки в Германию чтобы посмотреть, как в загнивающем капитализме люди живут. Пришлось Виктору с сыном Максимом в нашей квартире пожить, дожидались вызова, т.к. в России был путч. Жили мужским коллективом неплохо пока «втык» от Натахи не получили за вещи разбросанные, за непорядок на кухне. Вообщем «построила» она мужиков, когда с работы вернулась. Впрочем, чего-чего а «построить» она может – вся в мать пошла. Улыбается Виктор, вспоминая всё это.
Вернулся я в Волгодонск и узнал, что Виктор в фирме по изготовлению металлических конструкций для монтажа электрических коммуникаций работает и неплохо работает. Машину Ауди – 80 с рук купил, а ездить не может – прав нет. Правда, опыт вождения на велосипеде у него был. Потренировались мы с ним, а затем и права получил и неплохо ездит. Теперь уже на другой, новой машине Рено, да в г. Краснодаре, где не только машину, но и квартиру хорошую заработал, впрочем, так и должно бытьт.к. умеет работать Виктор, потому и ценят его.
Пишу, вспоминаю производственную деятельность свою и отмечаю что большую часть её «прошагал» вместе с Виктором и рад этому.
Племянник Максим предложил организовать и возглавить дочернее предприятие Далмекс в г. Ростове. По здоровью я не смог согласиться и предложил Виктору, вот он и поехал вместо меня. Через год или два перешёл он на новую работу в г. Краснодаре.
Да из Волгодонска он несколько лет тому назад уехал и мне свой велосипед отдал это для того чтобы я навыков водителя не терял. Так что я когда на «железном коне» «гарцую» то вспоминаю Виктора.
Не теряем связи друг с другом, даже как-то он на пару дней приезжал в п. Новомихайловский на Черном море, где я с семьей отдыхал. Хорошо с ним посидели, и даже храп его никому спать не мешал.
Приглашает в гости в Краснодар, где он до сего времени работает старшим консультантом по вопросам производства и весомую «прибавку» к пенсии имеет.
Хочу сказать, что каждый человек в меру своих интеллектуальных способностей должен делать свою судьбу сам, примерно, так как её сделал товарищ мой, вернее очень хороший товарищ Виктор, с которым я общаюсь и всегда чувствую сопричастность наших жизненных судеб.
Свидетельство о публикации №220082000578