Берег родиночувствия Смирнов Николай Иванович

«Русская Голгофа» – так назвал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II печально известный Бутовский полигон (полигон НКВД «Объект Бутово»), на котором в период с 08.08.1937 по 19.10.1938 были расстреляны 20 761 человек.
Из всех расстрелянных - 940 человек пострадали за вероисповедание православной веры (на март 2005 г. 294 человека прославлены Русской Православной Церковью в лике святых).
Прошел этот путь и житель нашего села священник Николай – Смирнов Николай Иванович.
Он родился в 1875 году в селе Воскресенская Слобода Суздальского уезда Владимирской губернии. В 1897 году закончил Владимирскую духовную семинарию. В 1930 году священник был арестован, но освобожден через 3 месяца. Бывший келейный монах Троице-Сергиевой лавры с января 1938 года служил священником в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сватково.
19.01.1938 года Николая Ивановича арестовали как «одного из активных участников контрреволюционной подпольной группировки церковников, возглавляемой бывшим настоятелем Лавры Кронидом».
04.03.1938 года - приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «контрреволюционной агитации и участии в группе архимандрита Кронида».
14.03.1938 года – Смирнов Николай Иванович был расстрелян на Бутовском полигоне.
Арестованных привозили на Бутовский полигон ночью в закрытых машинах по 50 человек. Приговор объявляли непосредственно перед расстрелом. Ставили на краю заранее вырытого рва и стреляли в затылок. Тела сбрасывали в ров. Редко, когда казнили меньше 100 человек в сутки, бывало и более 500. Рвы и сейчас видны на аэрофотокосмических снимках.

Хроника событий того времени:
В первой половине 1930-х гг., в первую очередь, подвергались репрессиям те верующие, которые были не согласны с политикой возглавлявшего РПЦ митрополита Сергия (Страгородского) из-за его сотрудничества с советской властью. Их называли «непоминающими». В 1920–1950-х гг. это движение носило очень широкий характер и насчитывало десятки тысяч верующих. Социальную основу его составляли духовенство, монахи и крестьяне-единоличники, подвергнутые раскулачиванию.
В марте–апреле 1931 г. в Московской области прошли аресты «непоминающих» по делу «Истинных Православных Христиан». Всего тогда в Сходненском, Клинском и Загорском филиалах этой организации было арестовано 60 человек. В основном это были монахи, которые после закрытия Лавры, скитов и пустыней служили священниками или находились в тайных монастырях.
Дело «Загорского филиала», по которому арестовали 20 человек, называют еще «Делом Инюшина И.И. и др.». Руководитель филиала Инюшин Иоанн Иванович [Иоанн] (1891–10.06.1931), иерей, священномученик, был расстрелян.
В 1933 г. было сфабриковано дело «Контрреволюционной националистической фашистской организации “Партия Возрождения России”», ставшее продолжением начатого еще в 1929–1931 гг. «Дела академика С.Ф. Платонова», сфабрикованного ОГПУ. Во главе «организации» следствие поставило нескольких профессоров и академиков, в том числе Павла Александровича Флоренского (1882–1937), священника, выдающегося ученого.
Тройка при ПП ОГПУ МО приговорила П.А. Флоренского к 10 годам ИТЛ, П.Н. Каптерева к 5, а С.Н. Каптерева к 3 годам ИТЛ. П.Н. Каптерев окончил факультет естественных наук Московского университета (1911), работал в Зоологическом институте. Позже окончил историко-филологический факультет Московского университета (1922). Преподавал в Московском университете историю философии. В 1920 г. был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы условно по так называемому делу «Тактического центра». В 1920-х гг. работал в Государственной академии художественных наук. С 1920 до начала 1930-х преподавал географию в школе. После приговора был отправлен в лагерь «Свободный», затем – в Сковородинский лагерь в Восточной Сибири. Работал на Сковородинской опытной мерзлотной станции вместе с П.А. Флоренским. Он один из авторов книги «Вечная мерзлота и строительство на ней» (М., 1940). Был освобожден досрочно в 1936 г. и вернулся в Москву. Президент АН СССР А.П. Карпинский пригласил его на работу в Институт мерзлотоведения. В 1940 г. он уехал в экспедицию по изучению вечной мерзлоты. Война застала его в Бурят-Монголии. Вернуться в Москву он не смог. Жил в Томске, преподавал в Томском университете. Защитил кандидатскую диссертацию по биологии. После войны из-за судимости не получил московской прописки. Жил в Иванове, преподавал на географическом факультете Ивановского педагогического института. Защитил докторскую диссертацию. О снятии с Каптерева судимости ходатайствовали видные ученые, в том числе президент АН СССР С.И. Вавилов. Судимость снята 04.03.1953

Осенью 1933 г. возникло дело «Российской национальной партии» («Дело славистов»). По нему арестовывали искусствоведов, этнографов, филологов, славистов.
В самом конце 1933 г. по «Делу славистов» была арестована Варвара Владимировна Трубецкая, а начале 1934-го – ее отец князь Владимир Сергеевич Трубецкой (1891–1937), офицер лейб-гвардии Ее Величества полка синих кирасир, музыкант, литератор. Участвовал в Первой мировой войне. Сергиев Посад. После революции жил некоторое время в г. Богородицке Тульской губ. Арестовывался там несколько раз. В 1923–1933 гг. жил с семьей в Сергиевом Посаде, зарабатывал игрой на виолончели, публиковал в журнале «Всемирный следопыт» юмористические охотничьи рассказы.

В конце 1935 г. было создано «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием». По этому делу проходили также Графов, Климов, Кондратьев, Марченко и Крестников. Обвинялись они в том, что «объединились в тесно спаянную контрреволюционную группировку, объединили вокруг себя бывших монахов, монашек и контрреволюционно настроенных церковников… распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, говорили окружающим о необходимости организации нового церковного управления и людей, безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью…».

Годы 1937–1938 – пик сталинских репрессий. Массовые расстрелы того времени – следствие решения Политбюро ВКП (б) от 2 июля 1937 г. о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения. За этим решением последовал приказ наркома внутренних дел Н.И. Ежова по репрессированию кулаков, уголовников и других антисоветских элементов. Под последними подразумевались члены других партий, в том числе бывшие, бывшие чиновники царской России, «церковники» и другие лица. На каждую республику, каждый областной город спускались конкретные цифры арестованных, подлежащих расстрелу и подлежащих заключению в лагерь. Чуть позже последовали приказы об арестах в пятидневный срок германских подданных, «немецких шпионов, осевших в совучреждениях», о поляках, обвиняемых в «фашистско-повстанческой, шпионско-диверсионной деятельности». Следующими категориями были объявлены латыши, затем работники КВЖД, обвиняемые в шпионаже в пользу Японии. «Аресты “националов” проводились без наличия компрометирующих материалов. Арестовывали и расстреливали целыми семьями, в числе которых шли совершенно неграмотные женщины, несовершеннолетние и даже беременные, их всех как шпионов подводили под расстрел только потому, что они «националы»».
Сначала тела расстрелянных сжигали в Московском крематории, а пепел захоранивали на Донском кладбище в могиле невостребованных прахов. Но крематорий не справлялся с объемом работы. И с августа 1937 г. расстрелы и захоронения стали производиться на Бутовском полигоне под Москвой, а также в Коммунарке, на территории дачи бывшего Наркома внутренних дел Генриха Ягоды.
В настоящее время установлены имена 21 тысячи человек, зарытых на этом полигоне в период с августа 1937-го по октябрь 1938 г.
Значительная часть репрессированных и в этот период, как и раньше, проходила по сфабрикованным групповым делам. Так, в 1937 г. было создано «Дело Ипполита» 16 . Сам 93-хлетний старец Ипполит (Яковлев Иван Степанович) (1844–1937), живший в чуланчике дома Н.М. Сычева на Штатной улице в Загорске, арестован не был. Он скончался, пока шло следствие. Но дело получило его имя, и арестованным вменялось в вину общение с ним. По этому делу арестовали нескольких жителей города, в основном бывших монахов и священнослужителей. Николай Михайлович Сычев (1871– не ранее 1940) был сыном городского головы Сергиева Посада17. До революции заведовал свечной торговлей на епархиальном заводе, потом имел домашнюю мастерскую по изготовлению цветного шнура. В 1930 г. пережил два кратковременных ареста. Был старостой Петропавловской церкви Сергиева Посада. В его доме находился тайный монастырь, где проживало 6 монахов и монахинь. Допрошенный «с пристрастием» он сознался, что у него живет старец Ипполит, а также игумен Никодим (Монин), иеромонах Симон, монахини Анна (Самойлова), Олимпиада (Носкова) и Пелагея (Авдеева). Сычев сказал: «Как верующий человек, последователь Истинно-Православной Церкви, видя тяжелое положение служителей культа, лишенных возможности кормиться, всегда оказывал им помощь, пустил к себе на жительство монаха Никодима (Монина), за квартиру совершенно не беру». Сычев был отправлен в Сиблаг (Томская область). Еще в апреле 1940 г. он посылал письмо с просьбой о пересмотре дела. Дальнейшая судьба неизвестна.

По «Делу Ипполита» проходил архимандрит Кронид (Любимов Константин Петрович) (1858–1937), последний наместник Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, священномученик. Он служил в должности эконома, потом игумена в Санкт-Петербургском Троицком подворье, был возведен в сан архимандрита (1908) и назначен наместником Лавры в 1915 г. В 1919-м пытался воспрепятствовать вскрытию мощей преподобного Сергия. После закрытия Лавры жил на частной квартире в селе Братовщина, потом в Гефсиманском скиту, в скиту Параклит, а после их закрытия – в Сергиеве у Кукуевского кладбища. В конце жизни потерял зрение. На следствии отказался назвать посещавших его лиц. Был обвинен в том, что вместе с протоиереем Дмитрием Баяновым являлся идейным руководителем контрреволюционной группировки монахов и духовенства.
По этому же делу проходили расстрелянные с архимандритом Кронидом в один день его келейник Потапов Григорий Николаевич [Георгий]; монах Троице-Сергиевой Лавры Бондаренко Константин Андреевич [Ксенофонт]; Сергиев Посад. Репрессии 1930–х годов 13 иеромонах Троице-Сергиевой лавры Умнов Василий Абрамович [Василий], священник в селе Титовском; Марочкин Иван Петрович [Иаков], священник села Озерецкое; Насонов Лазарь Петрович [Лаврентий], священник церкви в селе Мишутине; Павлов Александр Богданович [Азарий], монах, священник; Смирнов Григорий Сергеевич [Гедеон], священник, монах; Монин Николай Ильич [Никодим], игумен Смоленской Зосимовой пустыни, который после закрытия пустыни перешел в монастырскую сельскохозяйственную артель «Киновия», а после ее закрытия служил в Петропавловской церкви Загорска, а когда в 1935 г. она была захвачена обновленцами, поселился нелегально у Сычева, как сказано выше, а также Баянов Дмитрий Федорович, благочинный Загорского округа.

А уже после расстрела архимандрита Кронида в январе 1938 г. было возбуждено «Следственное дело об активной контрреволюционной подпольной деятельности церковников, руководимых бывшим настоятелем ТроицеСергиевой лавры епископом Кронидом». Были сфабрикованы также дела церковно-монархической группы, повстанческой контрреволюционной организации и контрреволюционной группы, по которым проходили расстрелянные в феврале–марте 1938 г. Авдеев Захар Филиппович [Епифаний], священник в селе Спас-Торбееве, Богоявленский Иван Александрович, священник в селе Выпукове, дьякон Введенский Александр Васильевич, Вишняков Александр Егорович [Афоний], художник, Григорьев Семен Гаврилович, монах, Киселев Иван Васильевич, священник в селе Стогове, Мамаев Николай Алексеевич, священнослужитель, Орфеев, Преображенский, Умнов, Абрамова Дарья Гавриловна, Белова Татьяна Васильевна, монахиня, Иванова Лидия Митрофановна и Тучкова Софья Сергеевна, тайные монахини.

Составители сборника Месяцеслова-Синодика обратились к родственникам пострадавших, а также ко всем, кто на местах занимается исследованиями и составляет жизнеописания священнослужителей и мирян, погибших в Бутове.

Источники:
Русская Голгофа. Бутово: месяцеслов-синодик. М., 2005
«Сергиев Посад. Репрессии 1930–х годов». Т.В. Смирнова


Рецензии