Берег родиночувствия Даниил Переяславский
В Сказании о преподобном старце Данииле Переяславском говорится, что однажды он вместе с иноком Мисаилом Щулеповым отправился в Москву. На пути их настигла чрезвычайно морозная снежная буря («зельно со снегом и мразом, яко никому же мощи ни исъ храмины изыти»). Вихрь разделил преподобного Данилу и Мисаила, так далеко, что они не видели друг друга. Стихия бушевала день и ночь. Снег засыпал путников, которые молились о спасении. Наутро буря утихла, и каждый своим путем едва дошел до села Сватково («Богом храними села Сватково»), прославляя Бога, спасшего их от напрасной смерти.
Чудотворец шел в Москву к Василию III Ивановичу (отец Ивана IV Грозного) просить о строительстве храма на божедомном месте. Василий III выдал «храмозданную грамоту» на владение («брежение») тем местом. Храм в честь Всех Святых был освящен в 1508 года. Поэтому и сама поездка к царю случилась, видимо, незадолго до этого.
Почему же великий князь одобрил строительство храма в столь странном месте?
С 1491 года Даниил жил в Переславль-Залесском: сначала в Никитском, а потом в Горицком монастыре. Многие обращались к нему за духовным наставлением и с исповедью. Особую роль в судьбе сыграло отношение Даниила к иночеству.
Странникам, приходившим в монастырь, Даниил давал покой в своей келье. А еще Даниил за мзду узнавал о местах, где лежат тела людей, погибших на дорогах в беде: замершие, убиенные разбойниками или зверем. Ночами Даниил собирал тела погибших, омывал их и относил в скудельницу, чтобы отслужить литургию.
Считается, что наименование «скудельница» (божедомье) происходит от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф 27:6-8). Древнерусское слово «скуд;ль» обозначает «глиняный сосуд, черепок»: в старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях. В результате название могло переосмысляться в связи со словом «скудость».
Однажды Даниил приютил в келье безвестного странника, произносившего только слово «дядюшка». Странник скончался в келье преподобного и Даниил похоронил его на божедомье. Преподобный стал жалеть, что не узнал имени странника и не мог похоронить его в монастыре. Преподобный часто выходил ночью из кельи и всматривался в скудельницу. Много раз он видел, как оттуда исходит свет, точно от множества пылающих свечей. Даниил говорил себе: «Сколько среди погребенных здесь угодников Божиих? Их недостоин весь мир, и мы, грешные, а их не только презирают, но и унижают: по отшествии их из мира их не погребают у святых церквей! Не совершают по ним и поминок, но Бог их не оставляет и еще более прославляет. Что бы такое устроить для них?»
К преподобному приходил священноинок Никифор, который поведал, что много раз слышал, как от скудельницы доносится колокольный звон. Однажды в Горицкий монастырь пришли три заволжских старца. В духовной беседе преподобный Даниил поделился мыслью о возведении на божедомном месте храма. Старцы посоветовали на три года повременить с задумкой. «Если помысел твой не от Бога, незаметно переменится твое настроение и мысль, тебя волнующая, мало-помалу исчезнет. Если желание твое внушено Господом и согласно с Его волей, в течение трех лет твоя мысль будет расти и разгораться сильнее огня и никогда не пропадет и не забудется...»
Через три года опальные бояре Челяднины, жившие невдалеке от Переславля, просили молитв преподобного Даниила, чтобы великий князь вернул им свою милость. По молитве опала была снята. Вернувшись в Москву, они рассказали митрополиту и Василию III о преподобном Данииле, которого и вызвали в Москву.
Именно на этой дороге застигла преподобного Даниила снежная буря у Сватково.
Строительство Храма всех святых началось на средства родственников, похороненных на божедомье. В то время престарелый купец Феодор, высланный из Новгорода еще при Иоанне III, высказал желание, чтобы на скудельницах был устроен монастырь, где бы он и сам мог постричься. К Феодору присоединилось много горожан и крестьян, главным образом престарелых и немощных. Так и возник Троицкий Данилов монастырь. Преподобный Даниил в то время не был его настоятелем, жил в Горицах и лишь заботился о своей обители и руководил ею духовно. Только после сорока лет иноческой жизни по воле Василия III преподобный Даниил стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита.
Старец был крестным отцом детей Василия III – Ивана IV Грозного и Георгия.
Известно, что преподобный Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем.
Однажды, во время голода, он велел раздать все монастырские запасы — они не уменьшились. Как-то раз брат, приготовлявший квас, положил в него слишком много муки, и квас вышел горький. Тогда преподобный Даниил велел прибавить в него столько воды, что все монастырские сосуды были наполнены. Получился не только необыкновенно вкусный квас, но и имевший чудодейственную силу, так что все больные, которым давали его пить, исцелялись.
Протопопу Андрею преподобный Даниил предсказал, что тот будет царским духовником. Это сбылось, а впоследствии Андрей (нареченный Афанасием) стал митрополитом. Этот протопоп раз подвергся нападению разбойников, но, как только он призвал имя преподобного Даниила, они разбежались.
Однажды в дороге разбойники напали на самого преподобного и его иноков, но по молитве святого иноки стали невидимы, и разбойники тщетно их искали. Когда же разбойников задержали, чудотворец оставил им все награбленное. Братия видели преподобного Даниила ходящим по воде.
Перед самой кончиной он спросил: «Где эти дивные старцы?». «О каких старцах говоришь ты, отец?» удивились окружающие. «Перед основанием этой святой обители пустынники посетили меня в Горицах, и теперь они пришли ко мне — разве вы не видите их?» - отвечал старец. «Мы никого не видим, кроме твоих учеников, здесь стоящих!» - ответили братия. Старец замолк и тихо скончался.
После своей кончины преподобный Даниил явился тяжело больной боярыне Евдокии Салтыковой и сказал ей: «Я — Даниил, игумен Переяславский, пришел принести тебе здравие!» Она исцелилась на его могиле.
Глухой Автолом, гладильщик, молился на его могиле. Вдруг сильный удар грома испугал его. День был ясный, и на небе не было ни одного облачка. Когда он пришел в себя от испуга, он был исцелен. Раз ночью расслабленный инок Иона услышал звон колоколов. Думая, что уже звонят к утрене, он пошел в церковь. Она была освещена. Но когда он до нее дошел, свет потух. Пономарь также уверял его, что он не начинал звона, но Иона был исцелен. В 1734 г. инок Паисий исцелился от глазной болезни, омыв глаза из колодца, выкопанного самим преподобным. В монастыре хранилась его чудотворная икона, написанная исцеленным художником Димитрием, и находился выкопанный самим преподобным колодец. Вода в нем чудотворная. Богомольцы пили и омывались ею, а болящие получали исцеление от своих недугов.
В 1552 г. один священник, бывший в войске, осаждавшем Казань, видел себя во сне в монашеском одеянии у ног преподобного Даниила. Какие-то необычайные люди спросили его: «Что ты скажешь об этом человеке, одетом по-монашески, который имеет жену и детей?» — «Господь пощадит его», — ответил преподобный. Священник проснулся в сильной радости. Сон был настолько живой, что он невольно стал искать монашескую одежду. Над Казанью он увидел огненные столпы, поднимающиеся к небу. Он смотрел на это явление с одним раненым боярином и другими лицами, которые говорили: «Это должно быть знамением для христиан!» В это время другие лица, и в их числе царь, слышали в осажденном магометанском городе звон колоколов. Все они горячо молились Богу и Пресвятой Богородице и в числе святых призывали и преподобного Даниила. Как известно, Казань была взята.
В 1652 г. после явления преподобного Даниила послушнику Иоанну Даурову святые мощи его были открыты и найдены нетленными. Почивали они в монастырской церкви. Сам он тогда же был причислен к лику святых.
Между тем, подвижнический путь Даниила Переяславского начался с самого детства.
Родители преподобного Даниила - Константин и Фекла - уроженцы города Мценска Орловской области, служили у Григория Протасьева: «некто вельможа» - говорится в Сказании. Вероятно, это был мценский воевода, который в 1423 году разбил и прогнал татарского хана Барака, отняв у него всех русских пленников. В 1424 году успех был повторен. Тогда татарский князь Айдар приступив к Мценску, под клятвою, пригласил Григория Протасьевича к себе в стан для переговоров, нарушил клятву, задержал и увёз в Орду. В 1429 году хан, уважая мужество русского воеводы, отпустил его обратно в отечество.
В Сказании упоминается, что «повелением Великого Князя» Григорий Протасьев переселился в Москву, а вместе с ним и Константин, который со своею супругою и тремя детьми (Герасим, Флор и Ксения) «вселился» в Переславле-Залесском Владимирской области. Здесь около 1460 г. родился преподобный Даниил, при рождении нареченный Дмитрием.
Будучи ребенком, Дмитрий уклонялся от детских игр, но был воздержан и прилежно учился писанию. Мальчика очень впечатлило Житие преподобного Симеона Столпника. Однажды на реке Трубеж он увидел привязанную к берегу лодку тверских торговцев. Тогда Дмитрий отрезал веревку, чтобы обвиться ею, подражая болезням и терпению святому. Веревка глубоко впилась в тело юноши: он ослабел, стал мало питаться и спать, но усердствовал в молитве и смирении. Случайно сестра обнаружила на теле Дмитрия веревку, которую родители тут же сняли с тела, уже начавшего загнивать. Со слезами на глазах они вопрошали о причине самоистязания. Скрывая свой умысел, Дмитрий ответил: «Простите меня. От неразумия сотворил. Дайте мне пострадать за грехи мои». «Но какие же у тебя, столь юного, грехи?» - возразили они ему. Мальчик едва поправился от потери крови и болезненного состояния.
Родители решили отдать Дмитрия в Никитский монастырь, где игуменом был их родственник, всеми чтимый старец Иона. Мальчика влекло к иноческой жизни. Услышав о «равноангельном» житии преподобного Пафнутия (в Боровске), он решил стать его учеником. В семнадцать лет он с братом Герасимом тайно ушел в Пафнутиев Боровский монастырь. Оказалось, что Пафнутия уже нет в живых. Димитрия отдали под руководство строгому старцу Левкию. Обоих братьев скоро постригли. Дмитрий получил имя Даниил.
Десять лет жил в Пафнутьевом монастыре и два года в Левкиевой пустыни и только в 1491 возвратился в Переяславль, где и основал Данилов монастырь.
«Не на песце суеты мирския, но на камени веры основание положив, блаженне, во славу Святыя Троицы обитель созда…» Канон преподобному Даниилу, песнь 7
Источники:
1) Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою коммиссиею [Текст]. - Санкт-Петербург : издание Археографической коммис., 1841-. - 32 см. Т. 21, половина 2: Книга степенная царского родословия, ч. 2. - 1913. - С. 344-708.
2) Книга степенная царскаго родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича, / Сочиненная трудами преосвященных митрополитов Киприана и Макария, ; А напечатанная под смотрением коллежскаго советника, и Имп. Академии наук, також и разных иностранных академий, и Вольнаго економическаго и Российскаго Вольнаго же собрания члена Герарда Фридерика Миллера. - Москва : При Имп. ун-те, 1775. - 4. Ч. 2. - 1775. - [2], 298 с.
3) Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и чудеса его. К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (15 июля 1508 г. — 15 июля 1908 г.) / изд. проф. С. И. Смирнова. М., 1908.
Свидетельство о публикации №220082000084