Помолвка

               
     Костёл в деревне Гожа. Гродненский район.
 После октябрьского мордобоя в 1917 году ксёндз в Гожском костёле объявляет о помолвке Марианны (невестка моей двоюродной бабушки Ядвиги) и Бронислава Ланевского. Справа стоят мужчины, слева женщины. И всем интересно, но особенно тем, кто стоит слева, посмотреть на стройного, симпатичного, не бедного парня, который намерен жениться на стройной, грациозной, белокурой девушке, к тому же с неплохим приданым. После мессы и левые, и правые расступаются, чтобы пропустить жениха и невесту, и они медленно, взявшись за руки, с улыбками идут через живой коридор на улицу. Сериал помолвки длится каждое воскресенье в течение месяца. У девушек дозревают сны о рыцаре на белым конику. Родственники перетряхивают сундуки в поисках подарков для молодожёнов. Осталось несколько дней до бракосочетания. Женщины пробуют пальцем пханую колбасу, мужики – кристальную за  сорок градусов жытнёвку (не хуже, чем царская монопольная). У лошадок причесанные гривы, украшенные  брички, на дороге перед домом Марианны сельчане поставили ворота, через которые будет ехать молодой к невесте с неплохим выкупом.
  Ланевский не приехал. В тот день он прощался с мамой и папой перед внезапно "запланированным" призывом в только что рожденную армию Советов. Когда ловкие ребята матроса Железняка везли его около дома Марианны, она выскочила в фате и бросилась к нему с объятиями, выкрикивая: "Он мой, я вам его не отдам, не имеете права!" Озадаченные солдаты растерялись, не первый раз отвозят рекрутов, но , чтобы такое - впервые. Когда выпили по рюмке, пожаловались на свою незавидную судьбу, как подневольных людей, и пообещали, что только завезут его в Гродно, а там разберутся.
    Бунта не произошло. Среди сельчан ещё не родился  Калиновский. Растерянно смотрели на дорогу, как исчезает из глаз бричка с солдатами и Ланевским, а сбоку (разрешили провести до креста) идет в фате Марианна.
  Марианна и Ланевский встретились через несколько лет, когда Советы спешно замели следы убитой царской семьи, вроде того, как это сделают их потомки в Куропатах, а их старательные ученики из нацистской Германии – на оккупированных территориях.
      С Северо-Западного края Ланевский вернулся на Крэсы. За это время Марианна вышла замуж за Антона Козловского (сына бабушки Ядвиги) и успела родить ему ребенка. Конец, как в поэме Пушкина: "Я вас люблю, к чему лукавить" ... Ланевский в межвоенном  времени Польши выехал в США, где в последний день, когда позвали предки, остался холостяком.


Рецензии