Среда. 19 августа

Малийский coup d`etat. – Демократы собрались в Уилмингтоне. – Covid бьет рекорды, а Йемен открывает бани. – Выступления в Таиланде и шторм «Хигос», не способный ничего изменить.

Итак, coup d`etat в Мали состоялся, и этот факт уже признан мировым сообществом как состоявшийся. Не сказать, что все пошло как по обычному сценарию, где арестованный глава государства считается отрешенным от власти с момента ареста. Президент Кейта в какой-то степени напоминает зимбабвийца Роберта Мугабе, который ушел с поста президента через несколько дней после ареста военными. В Мали все это произошло стремительно. К власти, как по учебнику всех государственным переворотов (а может участники читали «практическое руководство» Лютвака?), пришел переходный орган во главе с военными и характерным названием «Национальный комитет спасения». Возглавил его полковник Ассимо Гоита (ТАСС из Претории). Оппозиционные деятели из «Движения 5 июня» выпущены на свободу, начинается традиционная подготовка к президентским выборам и, вероятно, к изменению конституции. Африканский союз и тут действует как всегда – приостановил членство страны в организации. К слову, но об инвестиционном климате в стране аналитики говорят не радостно. Например, директор африканском программы Центра стратегических и международных исследований Джаредд Девермонт сказал, что «Бамако будет парализовано политическими спекуляциями о будущем», а переходный период в стране будет осложнять возможности взаимодействия с властями страны. ООН, которая отправляет трансферты в страну в размере 1,2 миллиардов долларов, практически также оценила ситуацию и решительно осудила переворот (Associated Press). Еще больше события не на руку французскому правительству. Обозреватель Le Figaro открыто написал, что переворот в Мали для Пятой Республики стал сюрпризом, а сам переворот назвал не иначе как «Францией, захваченной с тыла». Очевидно, что теперь Париж будет вынужден менять свою политику в бывшей колонии. Так и хочется сказать, что ничего нового, ведь дипломаты как всегда призвали к сдержанности и невмешательству в дела африканской республики, но все поставили ситуацию на «учет».

Американское общественное мнение живет масштабным съездом демократов, где главной звездой стал потенциальный претендент на должность президента США Джо Байден и его кандидат на должность вице-президента Камала Харрис. Звезд в Уилмигтоне (Делавер) много и все они впечатляющие фигуры: от Барака Обамы и Джимми Картера до Хиллари Клинтон и… Тома Хэнкса. По сведениям американских изданий, для Клинтон это чуть ли не первое серьезное политическое мероприятие со времен избирательной кампании 2016 года, когда она была главным кандидатом от демократов. Теперь все демократы от Картера до Байдена в одном месте. 20 августа случиться то, что так ожидается – начнется финальный этап борьбы за кресло в Белом Доме. Конечно, главные фигуры выступят уже ночью (по нашему времени), но слова Байдена, что «большинство копов хорошие» (по материалам The New York Times) все же намекают на грядущие реформы в полиции, которые стали активно требоваться демократами и левыми силами США после антирасистских акций летом этого года.

Надо сказать, что Байдену повезло с «командой поддержки». По словам Джули Пейс из Associated Press, чета Обама, особенно Барак, впервые с 2008 года чувствует себя молодым и полным сил и активно призывает молодежь голосовать за своего бывшего вице-президента для того, чтобы достичь реальных изменений. Такой способ привлечь к себе электорат, который и поддерживает, и боится нынешнего хозяина Овального кабинета, может поспособствовать победе Байдена на выборах президента. Поживем – увидим!

Но все эти события крайне ангажированы общественным вниманием к ним и, конечно, работой прессы и складывается ощущение, что ничего другого не произошло. Однако чем дальше, тем больше появляется сведений о коронавирусе, эпоху которого мы проходим. Более 22 миллионов заболевших, фантастические 5,5 миллионов показывают США, почти 3,5 миллиона в Бразилии и 2,7 миллиона заболевших в Индии (такие цифры приводит центр университета Дж. Хопкинса). «Тройка игроков за барабаном», сказал бы знаменитый отечественный телеведущий. К сожалению, ситуация показывает резкий рост в Индии и это не может не настораживать, особенно учитывая в стране проживает 1,3 миллиарда человек. Правительство Моди в таком случае вынуждено решать эту кризисную проблему в короткие сроки, что не помешало ему несколько дней назад провести масштабное празднование дня независимости страны. Корона и дальше продолжает влиять на общественное мнение, пусть многие рядовые жители разных стран в буквальном смысле забыли про маски и социальное дистанцирование, а ведь холодные времена вновь к нам подступают, и запреты во многих странах мира вновь начали возвращаться. Хотя тот же Йемен смог удивить – после снятия карантинных мер в стране вновь открылись бани. Парадоксально не то, что они открылись, а то, что в условиях практически не прекращающего конфликта здесь еще действуют настоящие законы, что, впрочем, радует, а не огорчает.

А вот Таиланд кипит, но не бурлит. «Интерфакс» опубликовал хорошую фотографию, на которой изображены студенты, пришедшие к зданию министерства образования требовать роспуска парламента. Для Таиланда, как известно, выступления и митинги – не из ряда вон выходящая история, но традиция жесткого подавления их полицией известна. По данным прессы это не новый митинг. Самый многочисленный митинг в Бангкоке собрался 16 августа, а протестующих было зафиксировано около 12 тысяч рядом с монументом демократии. Некоторые СМИ и социальные сети даже писали, что было много задержанных. СМИ эту точку зрения не разделяет – проверялись документы, но задержаний не было. Требования просты как день: роспуск парламента и новые выборы. Впрочем, не ново, а «свободная молодежь» Таиланда в большей степени с самого начала бунтовала против ограничений из-за ковида, а только сейчас повестка стала политической…   

Впрочем, шторм «Хигос», который налетел на южное побережье Китая, где в Гонконге был введен 10-й уровень угрозы, уже не сможет внести своих коррективов в повестку дня в Банкоке, хотя и привел к нарушению повседневной жизни китайцев, которые вновь живут под санкциями США.    


Рецензии