Бездна 1-2

<< Бездна 1-1:
http://proza.ru/2020/08/20/967

II

Из модуля Том выбирается редко. Не он один ведет закрытый образ жизни: на "Фениксе" многие предпочитают сидеть у себя дома. Регулярно на "внешние" рабочие места выходят лишь представители "черновых" профессий: инженеры, строители, космонавты, операторы шахтерской и прочей техникой, которые не могут управлять ею удаленно по тем или иным причинам. За последние десяток-другой лет Подпепловск полностью автоматизировался, что, пожалуй, подтверждает тезис "прогресс не стоит на месте".

Том использует ленту доставки для перемещения по улицам. Садится в обшарпанный, но удобный полупустой вагон регулярного поезда. На нужной станции сходит обратно на ленту. Покачивается, держась за перила, зевает, пока его везут к месту работы.

Небольшое офисное здание, некогда созданное корпоративным 3D-принтером, ныне служит местом сбора для "особо важных встреч". Некоторые, включая начальника Тома, до сих пор искренне верят, что удаленные, виртуальные встречи не способны полностью заменить живое общение. Том считает это полной чушью, так как разницы нет никакой, для человеческого мозга все едино. Но "пуристы" остаются. И Тому не повезло работать на одного из них. За глаза Том зовет начальника "Мистер Шиншилла", из-за внешнего сходства.

Главный парадокс заключается в том, что компания Мистера Шиншиллы занимается как раз производством виртуальных развлечений. Как главный поставщик виртуала во всей колонии может не любить сетевое общение, причем до такой степени, что старается избегать его по каждому удобному поводу и без, – великая тайна для Тома. Сам Мистер Шиншилла говорит, что общение в живую критически важно для сохранения коммерческой тайны. Звучит разумно, но то же самое можно сказать про любой "антишпионский софт" и прямое безопасное соединение. При этом "живую встречу" гораздо проще записать, подслушать. Будь дело в одних только секретах компании, Мистер Шиншилла проводил бы свои сборы на пустой половине планеты или сразу на изолированной орбитальной станции. И слава богу это не так – Тому совсем не улыбается вставать и тащиться на орбиту или огибать полпланеты по утрам.

В компании Том работает в основном с виртуальными актерами: прописывает поведение, характеры персонажей, пользуясь готовыми шаблонами. Комбинирует существующие алгоритмы, дабы у героя интерактивной истории появились собственные черты. Дополняет диалоги и редактирует сцены, если того требует сценарий. В трудовом договоре его должность значится как "сценарист \ дизайнер нарратива", в соответствии с реестром, принятым на "Фениксе". В действительности Том никогда не придумывал и не писал свои истории – все истории давно пишет нейросеть. Том только поставляет идеи да направляет результат в нужное русло.

Устаревший реестр – не единственный призрак "отстающего". Повсеместно изменения происходят медленно, со скрипом, будто достигнут такой уровень комфорта, при котором каждый следующий шаг спотыкается о крепкий консерватизм. Несколько лет назад компания Мистера Шиншиллы уверенно лидировала на внутреннем рынке интерактивных развлечений, сегодня "новинки" извне вовсю топчут его пятки и грозят подвинуть в следующий момент. Но даже эти достижения давно состарились за пределами "Феникса".

Данную глобальную ситуацию Том находит по-своему забавной: относительно "внешнего мира" Подпепловск провалился в далекое будущее, но так как острие прогресса очевидно не тут (скорее обратная часть), колония застряла в прошлом, с точки зрения культурного и экономического развития. Без какой-либо надежды выбраться из этой ямы, минимум до тех пор, пока ученые с той или другой стороны не придумают, что делать с искривлением.

Еще один парадокс жизни. Жизнь полна парадоксов.

Всегда можно заморозить всех до лучших времен.

– О, да, отличное решение, – бормочет Том с легким сарказмом.

Все и так, считай, "заморожены". Мирно спят виртуальным сном. Раз новости извне теряют всякую актуальность раньше, чем приходят, колонисты привыкли думать о настоящем, жить сегодняшним днем. Они любят помечтать, расслабиться по вечерам. Отсюда широкая популярность простых виртуальных радостей. И кто знает – мир снаружи давно мог перестать существовать. Соседние системы – исчезнуть. Звезды – погаснуть. Никто в Подпепловске об этом не услышит ближайшие лет сто.

Том идет сквозь сканер на входе в здание. Внутри пусто – тихо шуршит автоматика, попискивают роботы: уборщики, механики и ассистенты. Том поднимается по лестнице, заходит в лифт, отрешенно смотрит сквозь прозрачную стену на город, пока лифт везет его наверх.

В коридоре натыкается на одинокого сотрудника.

– Эй, Том! Привет! Тебя тоже вызвали?

Том поспешно надевает очки дополненной реальности. Субтитры подсказывают: "Гек. Младший дизайнер."

– Привет... Гек... Да, там какой-то сбор?

– В том-то и дело, что нет. Насколько мне известно, приходят к Шиншилле по одному. У каждого свое время. Предыдущего отпустили пораньше, я не знаю, что с ним обсуждал Шиншилла. Но мне, представь себе, он дал повышение!

"...Старший дизайнер...", – поправляются субтитры тем временем.

– Угу. Поздравляю... – бурчит Том, попытавшись пройти мимо. Гек, в свою очередь, разворачивается, идет рядом:

– Могу сказать, он слегка не в духе. Будь осторожен, Том, если не укладываешься в сроки или отчет не готов...

– У меня все готово, и я все успеваю...

– Да я ж не об этом! Любые ошибки сейчас могут всплыть. Новелла, которую привез последний рейс... Сам я ее еще не видел, работал, не было времени... Но кто нырнул, рассказывали – это просто взрыв мозга. Чэнг прошел и плакал в финале как ребенок. Чэнг – представляешь! Я всегда думал, у него сердце из камня... Конечно же Шиншилла не рад. В мире новый стандарт, новая планка. Текущий проект еще не вышел, но уже и рядом не стоит...

Том касается правого заушника очков: голос Гека приглушается. Удобный встроенный фильтр блокирует речь согласно настройкам: мат, спойлеры, ключевые слова... Том откалибровал "звуковой цензор" так, чтобы глушить монологи Гека до 80%. Гек продолжает трепать языком, но теперь Том почти его не слышит.

– ...и... я... а он... ты... что... так... короче...

Они останавливаются у двери в кабинет Шиншиллы. Гек беззвучно шевелит губами. Том фальшиво улыбается, машет рукой на прощание. Дверь открывается, Том заходит внутрь.

Шиншилла сидит за столом. Виртуальный интерьер проецируется на весь кабинет. Том намеренно игнорирует детали: какая разница что там, если все вокруг – сплошная иллюзия. Но на всякий случай выключает автоблокировщик звука повторным касанием очков. Сейчас цензор настроен исключительно на Гека, однако иногда программа сбоит и блокирует прочие голоса, схожие по интонации, темпу и тембру.

"Мистер Шиншилла. Директор", – подсказывают субтитры перед глазами.

– А, вот и ты, Том, – не спеша приветствует Шиншилла. В кабинете нет второго кресла или простого стула. Вошедшие вынуждены стоять на протяжении всего разговора и не чувствовать себя комфортно. – Как продвигается твоя работа?

– Хорошо продвигается. Бодро.

– Уже успел "пощупать" свежую новеллу?

Конечно Том успел – не только посмотреть – пройти до финала историю, о которой все столько рассказывают. Собственно, это главная причина, почему прошедшую ночь Том провел в сети. По крайне мере, большую часть ночи...

– Никак нет. Не было времени. Но много слышал хорошего, в том числе от Гека... – Гека...? От него, верно? – Планирую ознакомиться на днях.

– Непременно ознакомься, – настойчиво рекомендует Шиншилла. – В приказном порядке. Следить надо за новинками, Том.

– Стараюсь не упускать из виду. Но порой их слишком много.

– Такого уровня – нет, – Шиншилла выдерживает паузу. Тому кажется, что директор грустно вздохнул. – Но на такой уровень теперь нужно выйти нам.

Директор встает, идет к окну с видом на колонию. Том смотрит на деревянный кабинет в углу, где выставлен недешевый алкоголь. Настоящий? Том гордится умением распознавать иллюзии по первому взгляду. В случае с этим шкафом выходит заминка. В какой-то момент Том решает, что сейчас Шиншилла предложит ему выпить, но тот просто проходит мимо и становится у панорамы города. И правильно. Пить в рабочее время строжайше запрещено.

– Ты только посмотри на это небо, Том! Чистое, без единого облачка... А ведь каких-то десять лет назад заводы дымили – что не продохнуть. Глаза слезились, стоило выйти на улицу. Помнишь, Том? Или ты слишком молод?

– Помню. Как раз учился в колледже. Удаленно... Вы к чему-то ведете?

– Не перебивай меня, Том, – Шиншилла разворачивается с недовольным видом. – К чему я? К тому, что один рейс все изменил. Один рейс, Том. Из внешнего, лучшего мира. Рейс, который привез новую технику, новые знания, специалистов...

– О-ке-ей...

– Ты думаешь, новинка – просто следующий шаг. И мы догоним их за пару месяцев. Но Подпепловск... не развивается шагами. Он прогрессирует резко. Скачками! – Шиншилла щелкает пальцами. – А потом лежит в стагнации еще десять лет.

– Хорошо, что вы это понимаете, – замечает Том. – Я как раз хотел сказать, что данный скачок может быть нам не по зубам...

– Да кого волнует твое мнение, – прерывает Шиншилла, махнув рукой. Том спотыкается на полуслове от такой резкости. Мистер Шиншилла продолжает: – Мне нужна от тебя отдача на все двести процентов. Причем вчера.

Том молчит с отстраненным видом.

– Ты, конечно, знаешь, что предтечи современных новелл носили больше игровой характер. Дарили людям чувство достижения. Из-за чего в реальности уже никто не работал.

Ну, по правде, это преувеличение.

– Сегодня творчество больше пропагандирует, – Шиншилла трясет сжатыми кулачками, – побуждает к здоровой трудовой деятельности.

Вот только в богом забытом шахтерском городке это работает плохо, так как весь тяжелый труд свален на роботов и прочую автономную технику.

– И вместе с тем, истории затягивают, предоставляют целый ряд развлечений... Это сотни, тысячи часов. Сколько по-твоему миров, виртуальных миров, посещает среднестатистический пользователь за год?

Том мог отправить запрос, пользуясь своими очками, узнать официальную статистику через поисковую систему, но ему лень. Поэтому Том пожимает плечами:

– Не знаю... Двадцать пять?

– Один, Том. Один чертов виртуальный мир. Одна новелла.

Да, это... не много.

– Одна история в год. Именно столько может позволить себе "Обычный Джо", проживающий на "Фениксе". И причина не в средствах... хотя деньги – далеко не последний фактор... а в банальной нехватке времени. Между работой, бытом, семьей... И неизвестно еще чем, к чему там побудит выбранная им новелла... К активной социальной позиции? Умножь на степень погружения... вовлеченность. Получаем: обычный житель Подпепловска выбирает один виртуальный мир на год. А некоторые предпочитают "перемены" раз в десятилетие, специально ждут следующий рейс, тот самый скачок, с переходом на новые технологии.

– Но есть и те, кто не вылезает из новелл, щелкает их как орешки.

– Их крайне мало, Том. Это не наш клиент. Надо мыслить глобально!

"Глобально", да уж, на целый Подпепловск... Не упадите в обморок от таких масштабов.

– Идет борьба... война за пользователей, Том, – Шиншилла снова поворачивается к окну. Многозначительно. – Конкуренты повсюду... Перехватывают... Переманивают... Строят козни.

– Так какой у нас план, босс? – Том чувствует, что разговор затягивается.

Шиншилла возвращается к столу, с задумчивым видом усаживается обратно в кресло:

– Нельзя упускать момент. Надо делать ставку. Сейчас.

Шиншилла снова молчит. Опять многозначительно.

– Нам нужна свежая демонстрация. Новое демо. И я хочу, Том, чтобы ты подготовил сцену. Сегодня. До вечера.

Тому кажется, что его догнала усталость с ночи.

– Серьезно? – Том настроен скептически. – Мы бросаем текущий проект, начинаем делать новый, с нуля? И к вечеру нам нужна готовая сцена?

Шиншилла кивает, с серьезным, озабоченным выражением на лице:

– Это не просто требование времени, не просто вынужденный ход. Считай, что это также тест, Том. Проверка на прочность. На профессионализм.

Чего?

– Том, тебе не хватает творческой жилки... Живинки, как сказал бы Бажов. Твои сюжеты – это стандартные ходы от ИИ. Любой может отнести проектор на пустырь, задать алгоритм, подождать, пока искусственный интеллект его обработает, бегло посмотреть результат... Я верю, что это не твой уровень, что ты способен на большее. Считай, сложившиеся экстремальные условия – шанс проявить себя с лучшей стороны.

Том смотрит на Мистера Шиншиллу с нескрываемым непониманием.

– Подумай, в чем твоя заслуга. Что именно ты привносишь в новеллу. Ведь, в конечном счете, важен неповторимый почерк автора-сценариста. Что уникального даешь лично ты? Идею, изначальный замысел? Увы, так складывается, Том, что твои идеи намного интереснее результата. Твои сцены лучше идейно, чем реализация, понимаешь?

– Но пользователь – полноправный участник процесса, – Том пытается сказать слово в свою защиту. – Мы даем им средства, инструменты... мотивацию... Подталкиваем, если они останавливаются. Однако опыт, который они выносят из истории – это всегда сумма нашей работы и их непосредственного участия. Так уж заведено. Десятилетиями новеллы создаются по этому принципу. Даешь людям сцены – они складывают их в собственную картину.

Том отчасти лукавит: большую часть работы выполняет нейросеть. Вплоть до того, что подстраивает под конкретного пользователя общую эмоциональность произведения. Том подозревает, что по этой причине свежая "инопланетная новелла" подействовала на него в гораздо меньшей степени, чем на Чэнга с его "сердцем из камня".

Если первые просмотры не оправдывают ожиданий, нейросеть проводит перекомпоновку: правит и дополняет готовую историю "на лету". Ни о каком "почерке автора" говорить не приходится.

– У людей давно проблемы с фантазией – вот что я скажу. Пустота тут, внутри, – Шиншилла стучит себя в грудь кулаком. – А ты хочешь, чтобы они за тебя все додумывали. Слишком много сети. Обилие виртуальных развлечений. Все стали мыслить штампами, заготовленными шаблонами. Пользователь хочет получить готовые образы, а не "дополнять их собой", или как ты там выразился...

Том не знает, что им делать с "внутренней пустотой".

– Но ведь к тебе это не относится, верно, Том? Ты же у нас мастер, настоящий автор, творец. А чтобы у тебя был дополнительный стимул... – Шиншилла взмахивает рукой, в воздухе появляется световое окно с таблицей, графиками, формулами... – Скоро нас всех ждет перерасчет. Доходы после злополучного рейса упали почти вдвое. Многим придется урезать зарплаты. Система по персоналу еще не закончила процесс эвалюации... Однако из того, что мы уже видим... Компания готова платить больше, вот только более ценным сотрудникам. Звучит грубо, понимаю, но это не мои расчеты, это так система показывает... – Шиншилла будто оправдывается. – Вот почему сейчас надо выложиться в полную силу.

На мгновение Том желает, чтобы система оценила его подороже. Испытывает смесь раздражения и унижения, недовольство, злость и неловкость. Шиншилла не похож на человека, который в чем-то себе отказывает. А еще он любит частые командировки, полеты в пограничный регион, с которых возвращается сразу в будущее, то на месяц, то на год, за счет чего сохраняет молодость, пока прочие сотрудники, оставшиеся на "Фениксе", стареют. За жизнь Тома такое случилось всего раз, но Том отлично понимает, почему Шиншиллу недолюбливают ветераны компании.

– Демо-сцена до конца дня. Время пошло! – Шиншилла хлопает одной ладонью по другой. Окно с графиками исчезает прежде, чем Том успевает сделать какие-либо выводы на основе увиденного. – Уверен, у тебя уже есть идеи.

– Есть старая идея о битве богов... – напоминает Том. Уже не единожды предлагал создать масштабный бой двух могущественных существ, размером с галактики. Но каждый раз директор отметает предложение, то как "слишком затратное" и "мутное", то как "банальное".

– Кроме битвы богов, – качает головой Шиншилла. – Не заводи шарманку. Говорил же, дорогая сцена, не в рамках бюджета компании. Особенно сейчас. И есть ощущение, такое делали сто раз.

– Не прямо такое, – возражает Том. – Я нигде не видел. Только во сне.

– Потому что так действует сеть, где ты наверняка опять уснул, Том! Там тебе и приснилась твоя битва. Короче, мы не будем тратить средства на дорогой плагиат. Найди другую идею.

Плагиат подешевле? Нелегко смириться с тем, что твои труды – прошлый век, и судя по отголоскам из космоса, все самое интересное происходит в соседней вселенной. Приходится вечно бежать позади поезда, захватывая образы последнего вагона.

– Мне лично это кажется достойным реализации...

– А по себе людей не судят, Том. Выдай то, что нужно аудитории.

Ну что за бред? Тому доподлинно известно, что люди судят других исключительно по себе.

>> Бездна 1-3:
http://proza.ru/2020/08/22/25


Рецензии