Уточнения в понимании метавидуума и мегавидуума

   Уже давно я заметил, что имеется некоторая разница в понимании метавидуумов и мегавидуумов между мной и моими коллегами на сайте МЦЭИ. Недавно замечательный писатель-фантаст и астрофизик Павел Амнуэль, представлял второе издание своей книги «Вселенная: ступени бесконечностей» (1). При этом, он упомянул понятия «метавидуум» и «мегавидуум», и это послужило поводом для меня вновь задуматься над их значением. Ранее у меня не доходили руки, чтобы до конца это прояснить. Сейчас этот вопрос кажется мне важным и актуальным, поскольку эти расхождения, как мне подсказывает интуиция, могут стать некоей плодотворной развилкой.

   Мне понятно, что в коротком представлении книги Павел не мог обратиться к сущностным проблемам Многомирия и использовал, поэтому самые лапидарные определения. Вот они: «Метавидуум – это общность, представляющая группу людей в разных мирах, скажем, группу людей, объединённых какой-то идеей». «Мегавидуум – это всечеловеческая многомирная общность» (2), т.е. это как-бы, наибольший из метавидуумов. Эти определения привлекли мое внимание, и я решил обратиться к нашим истокам. – К тем временам, когда российская ветвь Многомирия зародилась под названием «эвереттика» с лёгкой руки основоположника и её зачинателя Ю.Л. Лебедева.

   Юрий Александрович Лебедев – энтузиаст российской эвереттики и основатель Международного Центра Эвереттических Исследований дал в своей монографии «Многоликое Мироздание» такие определения этих понятий: Метавидуум – холическая целостность, образованная из индивидуумов в данной ветви мультиверса. Мегавидуум – холическая целостность, всех возможных состояний сознания наблюдателей мультиверса. – Эти определения для меня бесспорны, но они слишком общи и, по-моему,  не вполне передают онтологическую разницу между понятиями «метавидуум» и «мегавидуум». Об этом я написал Юрию Александровичу и он прислал мне свои разъяснения*.

   Попробую здесь проанализировать моё представление о принципиальной смысловой разности этих двух понятий, которое породило мои, специфические определения. Понятно, что Павел Амнуэль искал в своих определениях наиболее доступный и очевидный признак метавидуума. Но, его критерий объединения метавидуума, по-моему, не показывает обобщающий, т.е. ключевой признак этого коллективного субъекта. Ведь объединение людей в группу метавидуума может быть обусловлено не только идейной общностью, но также и политическими и хозяйственными факторами, гражданством или просто, обстоятельствами рождения.

   Вообще-то, смысл введения терминов «метавидуум» и «мегавидуум» состоял в том, чтобы показать более «высокие ступени Разума» (это слова Павла Амнуэля), присутствующие в Многомирии. Полагаю, что более высокие степени Разума вряд ли определяются количественными параметрами – например, числом составляющих разум элементов (в данном случае – людей). Число элементов тоже, конечно, имеет значение. Но различия ступеней Разума несомненно носят качественный характер. Полагаю, что это должно отражаться и в их структуре**. Кроме того, несомненно, что эти формы Разума имеют разную устойчивость и различное характерное время существования.


   Для характеристики общности важен вопрос – в контексте каких измерений объединяются её участники. То есть, какие крупномасштабные взаимодействия их объединяют. Если даже сравнивать метавидуум, созданный по «идейным» признакам, и мегавидуум, то очевидна их качественная разница. Например: можно сравнить метавидуум – клуб фанатов какого-то спортивного клуба и мегавидуум – сообщество членов какой-либо церкви. – В первом случае – клуба фанатов – очевидна привязка объединяющих параметров к конкретному времени и географическому пункту. Во втором случае – конфессии – такая привязка не является определяющей, и объединение членов имеет духовный – вневременной и внепространственный характер.

   Эта разница между общностями и кажется мне определяющей. – Вот моё определение: Метавидуум – это общность людей в Многомирии, совпадающих во времени и в пространстве. То есть, его участники – это со-временники, привязанные к некоему общему географическому местоположению. Например, это болельщики какого-то спортивного клуба. Или граждане какого-то города. Можно добавить ещё один характерный признак метавидуума – между его субъектами возможно непосредственное физическое взаимодействие. С ростом человеческих возможностей, границы метавидуума могут расширяться. Думаю, со временем, вполне возможно будет рассматривать не только метавидуум населения Земли, но и всей Солнечной Системы.

   Общество людей, объединённых какой-то идеей, о которой говорил Павел – это тоже, конечно, метавидуум, но представляющий собой «зародыш» мегавидуума. Мегавидуум же, в моём понимании – это качественно отличная от метавидуума общность. И дело здесь не в физических масштабах, а в характере взаимодействия или влияния. По моему убеждению, участников мегавидуума объединяют преимущественно не физические отношения, а духовные. Контакты участников мегавидуума, конечно же, тоже опосредствуются материальными носителями, но участники эти не привязаны к конкретному времени или географическому понятию, это приверженцы некоей идеи или веры. То есть, мегавидуум – это понятие вневременное и внепространственное.

   Например, в составе современного человечества присутствует несколько мегавидуумов мировых религий. А также, множество мегавидуумов, созданных духовными объединениями и течениями. По своему совеменному количественному и пространственному масштабу мегавидуум может быть даже меньше метавидуума – например, метавидуума современного человечества.  Замечу, что, несмотря на это, число участников мегавидуума какой-то религии может и превышать по числу участников современное человечество. Ведь эти мегавидуумы объединяют представителей десятков и сотен поколений – людей приверженных к одной вере. И, кроме того, человечество содержит довольно много и более мелких мегавидуумов духовных учений и объединений.

   Для лучшего разграничения понятий, можно сказать, что метавидуумы формируются преимущественно на основе «низших» измерений и взаимодействий – пространственно-временных и материально-качественных. Мегавидуум же, в большой степени склеивается на базе духовных взаимодействий и духовных измерений, он имеет несравненно больший информационный масштаб. (Под духовными измерениями здесь понимаются параметры духовного общения и объединения некоей группы людей). Это и определяет качественную разницу метавидуумов и мегавидуумов. Мегавидуумы намного устойчивей в историческом процессе, и время их существования намного больше. В моём понимании, именно мегавидуумы являются творцами истории.

   В связи с вышесказанным,  метавидуум далеко не всегда можно рассматривать как высшую ступень Разума по сравнению с мультивидуумом. По моей оценке, коллективный разум метавидуума редко поднимается над уровнем разума ребёнка. Для высокой организации этого сообщества недостаёт духовной сложности и абстрактности параметров общения, которые бы позволили создать устойчивую и эффективную вневременную структуру. В большинстве случаев, по-моему, уровень коллективного разума метавидуума гораздо ниже, чем разум ребёнка. Поэтому для нормального существования метавидуумов всегда требуются внешние регулирующие и охранительные установления, типа юридических законов. И современное человечество – это не мегавидуум, ведь уровень его духовной сплочённости весьма невысок.

   Все мегавидуумы (например, все мировые религии) стремятся расшириться до масштаба человечества, хотя в реальной истории такого ни разу не случилось. Может быть, это случится, в конце концов, и преобразит человечество, как это предвещает Христианство. Можно отметить, что современные информационные технологии создают возможности объединения человечества в единое духовное сообщество. Однако пока что связи между людьми носят, в основном, прикладной и материалистический, т.е. бездуховный характер. – Низок уровень общения! Но, независимо от этого, несомненно, что нравственные законы и архетипы человечества формируются именно в мегавидуумах, поскольку для этого требуется преемственность многих поколений и долговременное воздействие на умы.

   Метавидуум может иногда «преображаться» в мегавидуум. Это явление преходящее, но такой период является «звёздным часом» для метавидуума в силу того, что он обретает творческий потенциал мегавидуума, формирующего историю человечества. Например, метавидуум некоторой страны или области может быть охвачен религиозным порывом или какой-то идеей. Это может быть идея патриотизма, или мессианская или другая религиозная идея. Это приводит на какой-то период к сплочённости и единодушию населения, к концентрации всех сил на выбранной цели. Возможности метавидуума в этот период радикально возрастают. Об этом я тоже писал ранее (5).


* Разъяснение Ю.А. Лебедева: Спасибо за вопрос. Разумеется, данные мною в монографии определения не "канон", а только "прикидка". Да и Павел использует их как некий "рабочий инструмент". Смысл их введения - показать иерархичность структур Разума. Иерархичность может быть различно структурирована в направлениях разных "измерений" Разума, потому и могут различаться формулировки. Те соображения, которые излагаете Вы, кажутся мне вполне логичными и ясными по смыслу. Насколько я их понял, состоят они в том, что Вы рассматриваете два расширения пространства-времени "Я" ("здесь-и-сейчас-для меня"). Метавидуум - "горизонтальное" (пространственное расширение "здесь" до "и там и там" при "сейчас") и Мегавидуум - "вертикальное" (временнОе расширение "сейчас"  до "и тогда и тогда" при "здесь"). Такой подход выявляет новую ступень иерархии - двумерный "Супервидуум". И наталкивает на мысль о том, что у "Я" возможны расширения и по другим измерениям (не только пространственно-временным, но и по эмоциональным, и по духовным, и ещё по каким-то, нам пока неведомым). От моих определений при этом остаётся подчёркивание холичности этих сущностей - обретение ими при расширении новых качеств, отсутствующих у  "Я" в форме "здесь-и-сейчас-для меня".

   ** Вот, например, как я представляю себе формирование структуры многомировой общности: «Совместно выбранные реальности деятелей некоего иерархического уровня последовательно объединяются в контексте обобщающих их крупномасштабных взаимодействий. Помимо консолидации деятелей низших уровней происходит склейка их реальностей с реальностью высшего деятеля, который их объединяет. Высшие деятели всегда обладают, по отношению к низшим, неким дополнительным параметром (измерением), в контексте которого и происходит склейка. Таким образом, деятели различных ступеней иерархии последовательно обретают логические связи в контексте всё более возрастающего масштаба квантования суперпозиции. Так, ступенька за ступенькой собираются системы всё возрастающего масштаба и сложности. За каждым последующим уровнем развития системы стоит определённый деятель, который реализуется на этом уровне иерархии выбора. Реализация эта состоит в выстраивании им своего этажа системы из низших деятелей. Конкретно – этот деятель объединяет деятелей предшествующего этажа в контексте характерного для него параметра». (Формирование многомировой картины мира).

Ссылки.
1. Амнуэль П.Р. Вселенная: ступени бесконечностей. Москва. Изд. КМК. 2020 г.
2. Павел Амнуэль. Презентация второго издания книги «Вселенная: ступени бесконечностей». 3. Лебедев Ю.А. Многоликое Мироздание. Кострома, 2000 г.
4. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
5. Костерин А.М. Об изменении прошлого. http://www.everettica.org/art/50409.pdf


Август 2020


Рецензии