Клава из станицы Звериноголовская

Девушка из казачьей станицы, ровесница века, радостно встретившая новую эпоху, обещавшую свободу. Свободу от сословных ограничений и неравенства, от жестких рамок, предписанных молодым женщинам, которые по своей природе считались ниже мужчин. Таких девушек, как Клава, было много, и никто их насильно в революцию не тянул. То, что можно о них сказать, сегодня звучит как попытка стряхнуть слои вековой пыли с отживших свой век лозунгов. Но для них это были не лозунги, а искреннее стремление создать общество равенства всех людей, вне зависимости от социального происхождения, национальности, религиозных убеждений и пола. Построить новое общество на справедливых началах - за это они были готовы отдавать все свои силы, ничего не требуя взамен. И не их вина, что порою во главе молодёжного движения стояли люди, которые этими идеями прикрывали совсем иные интересы. Разве это ново? Или старо?

Клава была прекрасным организатором и занялась созданием женских швейных артелей в окрестностях Оренбурга, чтобы дать девушкам экономическую независимость от тяжёлых на руку отцов, пытавшихся пристроить своих дочерей в брак, выгодный для семейного бизнеса.Отец Клавы был не таким, и ей не грозила подобная безрадостная участь. Зачем же она решила помогать другим девушкам, вместо того чтобы заниматься своими личными делами? Практичный ум немедленно подскажет его обладателю: «Уродина, видимо, или дура набитая». Вовсе нет. Она была одной из первых красавиц в станице и большая умница. Но не уродилась равнодушной: не у всех же такие добрые были отцы, как у неё. А значит, надо помочь изменить систему, где отцы и мужья управляют судьбами своих дочерей и жён.

Девушку отправили на учёбу в Москву, и она посвятила жизнь практической помощи молодым людям в получении профессии, соответствующей их склонностям. Она никогда и ничего для себя от общества не требовала, но много лет спустя краеведам Оренбургской области в архивных материалах попалось подробное описание её работы в те далёкие годы, и ей дали персональную пенсию. Клава и её друзья искренне верили, что строят общество всеобщей грамотности, где талант каждого будет замечен и получит развитие в самых благоприятных условиях. Наивно? Возможно, но в то время им это не казалось несбыточным. Сегодня эти люди представляются некоторым чуть ли не разрушителями многовековой российской культуры. А я лично знала Клаву – Клавдию Ивановну - она ведь моя бабушка, и согласиться с ними никак не могу.


Рецензии