В ожидании варваров, 2019

И где же варвары?

Да, я посмотрела «В ожидании варваров». От начала и до конца. Даже дважды: в дубляже и оригинале *в ориге лучше!*.

Видимо, приближающаяся осень даёт о себе знать, и меня потянуло на драматичные драмы. Вторая причина – Джонни *Свет-В-Окошечке* Депп и Роберт *Отмывайся-Уже-От-Сумерек* Паттинсон схлеснулись в этой серьёзной экранизации не менее серьёзного одноимённого романа авторства Джона Кутзее.

О сюжете

На границах вымышленной Империи находится маленький гарнизон, управляемый добродушным дядей – Магистратом *Марк Райлэнс*. Вокруг сплошная пустыня, очень похожа на некоторые регионы Монголии или Китая. Магистрат пользуется уважением местного населения, изучает особенности быта и письменность коренных жителей, живущих в пустыне и называемых гражданами Империи варварами. Он считает себя скорее гражданином гарнизона и даже не хочет воспользоваться положенным ему отпуском, чтобы отправиться в столицу – там-то, по его разумению, он будет бОльшим иностранцем, нежели в пустынных землях.

Но в столице так боятся варваров, полчища которых якобы должны напасть на Империю из пустыни, что присылают своих гестаповц… эм, солдат во главе с полковником Джоллом *Джонни Депп*, чтобы прошуршать обстановку. Полковник начинает шуршать так, что мало никому не кажется: местных убивают пачками, ловят и казнят беззащитных крестьян, направлявшихся в гарнизон за лекарствами, истязают даже женщин и стариков.

Магистрат, которому эта бессмысленная жестокость явно не по душе, решает впрячься за коренные народы, тем более, что с одной его представительницей у него завязываются очень тёплые отношения…

Плюсы

Это фильм-откровение, фильм-открытие, фильм-деталь с тысячей граней, которые открываются не каждому и далеко не сразу.

Предупреждаю сразу: если вы любите исторические экшОны с махачем, эпичными диалогами и сценами жаркого секса – вы, как говорится, ошиблись лавочкой. Лучше сразу гасите экран и не тратьте время.

«В ожидании варваров» снят в совершенно ином ключе: этот проект – сплошная экспозиция, показывающая уединённую жизнь на границе Империи от быта до особенностей взаимоотношений с коренными народами. Здесь зритель должен смотреть и постигать суть, а не просто жевать визуальную жвачку. Вместо диалогов – длинные сцены людской суеты на маленьком гарнизонном рынке, знаки почтения, оказываемые проходящему мимо Магистрату, умиротворение на его лице, а потом – до-олгая пейзажная съёмка бесплодной пустыни. Мол, хорошо ему там, и люди его уважают.
На экране столкнутся два мира, две противоположности из самых разных областей.
Вопросы долга и сердца, мести и прощения, смерти и жизни, тоталитаризма и великодушия, ненависти и любви – не перечесть. Каждый просмотревший сам сделает собственный вывод, о чём же повествует «В ожидании варваров». Но говорит фильм о многом, и даже если вы не согласны с точкой зрения создателей – невозможно не восхититься, как минималистично и глубоко они это демонстрируют. 

Марк Райлэнс в образе вежливого, робкого Магистрата воплощает образ кристально честного, умного и даже мудрого человека, который понимает, что граждане Империи на границе варваров – лишь гости, и что когда-нибудь эти земли вернутся хозяевам. Вместо того, чтобы насаживать свою культуру, он изучает обычаи местного населения, осознаёт ценность человеческой жизни и приходит в ужас от вида истерзанных пытками полковника Джолла людей. При этом во время первого своего появления он производит впечатление лоховатого тюти, но со временем персонаж приходится зрителю по душе благодаря своему развитию – сценарная драматургия, она такая.

Не ну главное НИЧОСИ! фильма - это, конечно, Джонни Отожми-У-Бывшей-Бабки-За-Клевету Депп.

Каким сквозняком Джонни засосало в этот фильм, я вообще без понятия. Сперва смотрела и до самого появления Деппа на экране думала, что всё-таки обозналась, и это вовсе не тот проект, потому что ну вообще не его вроде как стилистика и жанровое своеобразие, не депповское. Ан-нет – тот. И, поверьте, это чуть ли не самая обалденная актёрская работа Джонника со времён «Тайного окна». Я, как человек смотревший ВСЮ фильмографию Джо, могу сказать, что его полковник Джолл по атмосфере очень походит на вот того самого Морта Рейни. В «Варварах» Депп снова играет полудурка, одни «осиные» очечи чего стоят и форма, похожая на гестаповскую. Я уже говорила, что Джо за всю карьеру не воплотил на экране образ психически здорового человека *и не стоит ему за это браться – таким-то мы его и любим: слегка поехавшим*. Но на сей раз Депп всё-таки сумел меня удивить. Потому что в «В ожидании варваров» он залез в личину абсолютного говнюка, которого хочется придушить за его поступки, слова, манеру говорить, да даже за мимику и жесты, которые бесят до невозможности, ибо все симпатии уже переползи к невзрачному *как кажется на первый взгляд* главному герою. Депп играет конченную паскуду, не вызывающую ни грамма сочувствия, и я просто рукоплещу его бесподобному актёрскому дарованию! *Саша Петров вышел из чата. Навсегда. На веки вечные!* Да, бл*ть, он может не только «кривляться» в образе Джека Воробья, как некоторые болтают. Гляньте «В ожидании варваров» и утритесь, хейтеры, мать вашу.
 
А вот Паттинсон, как ни странно, вообще не удивил. После «Маяка», где он трахал русалку и бичевал с Дефо в чёрно-белом экзистенциальном п*здеце, роль «младшего гестаповца», прихвостня полковника Джолла, совершенно не шокирует. Вообще, Роберт хороший такой, добротный актёр *как выяснилось!*, поэтому «В ожидании варваров» - это ещё одна достойная работа в его уже довольно-таки богатую копилочку годноты. Тут он и злой, и мерзкий, и на мимику щедрый – так и хочется по щам сапогом зарядить, чтобы перестал издеваться над людьми. Молодец, Кабачок, можешь идти Бэтмена играть, благословляю.

Унылые пустынные пейзажи и однообразный гарнизонный быт – смотреть на это сплошное удовольствие, потому что у меня, видимо предосенняя депра. Или просто оператор с руками, а режиссёр – со знанием того, как передать атмосферу. Получилось великолепно, сочно, да ещё под заунывную восточную музыкчку – эстетический восторг.

Сначала я думала, что мои ястребиные очи дали сбой, но потом несколько раз ставила на паузу и поняла – я по-прежнему зоркий сокол, а Дадли Дурсль правильно сделал, что не поехал в этот ваш Хогвартс, оставшись дома на мамкиных харчах. Гарри Меллинг охренеть как возмужал и из отвратного свинёныша превратился в бравого солдатика, которому идут и форма, и ружьё, и лошадь. Прямо вот офигеть. *Рэдклифф, плачь!*

Здесь же засветился Дэвид Дэнсик из «МакМафии» и «Моста», если кому интересно.

На сей раз русской дубляж *ВНЕЗАПНО!* не усрался и перевёл название правильно. Учитывая, как они могут выдрать английский первоисточник, это ещё какой плюс!

Минусы

Если вы не любите такие фильмы, вы сломаете нахер челюсти, когда зевнёте в стотысячный раз. Зачастую минут 10-15 на экране просто ничего не происходит: кони идут по пустыне, магистрат подсчитывает собранный урожай оливок *или что они там собирали? Похоже было на оливки.*, имперские солдатики гоняют местных, как стадо курей, медленно закатывается солнце и т.д. и т.п. без единого диалога или даже слога: смотри, мол, вникай.

Интересных героев, таких, чтобы прям УХ!, нет. Даже с Джонни в этот раз всё понятно, и его персонажа хочется поскорее удушить, предварительно сняв уродские очечи. Паттинсона туда же. Я бы не сказала, что именно главный герой, Магистрат *или любой другой персонаж* держит на себе интерес и сюжет – фильм, как пустынный ветерок, несёт нас от одного события к другому, не акцентируя на какой-то одной проблеме или перипетии. Даже безымянная Девушка из пустынного племени, полюбившаяся магистрату, и говорящая по паре слов в десять минут, чарует, интригует и цепляет больше Джо или Роберта, треплющихся почём зря. 

Иной раз становилось жуть как скучно, потому что первую треть фильма я ещё ждала, что сюжет худо-бедно раскачается. Нет. Смотри, блин, вникай.

Даже я, человек, не читавший оригинальный роман, догадалась, что при экранизации многие события получились скомканными и обрезанными совсем не там, где их следовало бы почикать. Погоняв по форумам и просмотрев комменты, я нашла среди них отзывы от зрителей, читавших роман. Таки-да, они тоже пишут, мол, много чего обчекрыжили, и получилось несколько непоняток и недосказанностей, которые будут ещё явнее для не читавших. *Если кто читал роман – поделитесь впечатлениями, не жадничайте!*

Открытый финал. Сука, ненавижу открытый финал. Потому что я всегда додумываю хорошую концовку, потом лезу читать интервью режиссёра, и выясняется, что всё по итогу прах, тлен и пипец. В случае «Варваров» я этого не делала и не буду. Буду думать, что Магистрат всё-таки найдёт в пустыне свою Девушку, и они заживут счастливо. Да, я сопливый идеалист.

Итого

Как по мне, «В ожидании варваров» очень своеобразный со всех точек зрения фильм, который понравится исключительно любителям подобного кино.

Он неторопливый, очень детализированный и проработанный, но это не марвелловщина, ребят. Не будет тут пафосных поступков, диалогов не в бровь, а в глаз и всего вот этого.

Я в очередной раз убедилась, что по-настоящему благородный и честный человек останется незапятнанным, какие бы ужасы не творились с ним или вокруг него – в этом меня убедил Магистрат. Он уважал прежде всего себя. Настолько, что не опускался до уровня полковника или его помощника, которые не гнушались пытками, издевательствами, оскорблениями, прикрываясь какими-то великими целями, которые нахрен никому не упёрлись, когда встал вопрос о реальном нападении варваров.

То есть, создатели как бы говорят, что варвар – это не национальная или этническая принадлежность. Это то – кем мы являемся в душе. Можно жить в пустыне по тысячелетним традициям предков, и быть благородным. А можно носить клёвые очечи, и быть конченым ублюдком: генетической, мать её, опечаткой. 


Рецензии