Метро. Транспорт

Мне иногда кажется, что вся наша страна прошла
через вот эту вот электричку, через её знобкие
вагоны. Люди ездили, ездят и будут ездить в ней
на работу, в гости, на свидания, на дачи; для
кого-то она – начало куда более длинного пути,
первый шажок, ведущий на вокзал, с которого
купейный вагон комфортно умчит человека в дальние дали.

Сергей Волков «Дети пустоты»

Знакомство со столицей мы начали поздним утром – в 14 часов пополудни, поскольку немного соснули после бессонной ночи в фойе отеля. Водительская деятельность наших мужчин вместе с отказом от проката автомобиля отпала, поэтому на мужчин легла лишь обязанность переноса тяжестей. В городе, к счастью, ничего переносить не приходилось, разве что сумку-подарок с бутылкой воды для жаждущих. Но надо было как-то передвигаться, и самым лучшим способом передвижения оказалось метро.
В парижском метро мы поначалу несколько растерялись. Даже покупка билетов оказалась непростым делом. Мы толком не знали, где находятся в Париже пять зон, от которых зависит стоимость билета. Кроме того, есть еще четыре вида билетов с разными тарифами в зависимости от количества поездок, дней использования; есть еще многоразовые билеты на месяц с какими-то дополнительными льготами под названием «Навиго», на них предполагается фотография владельца – это уж точно не для нас. Работник метро помог нам купить билеты на два дня, правда, три билета на следующий день не сработали по неведомым нам причинам, видимо, мы что-то не досмотрели, французским языком в нашей компании, увы, никто не владеет.
С цветными метро-линиями под разными номерами и буквами и переходами нам тоже было волнительно непонятно. И тут Клава по собственной воле и из пущей ответственности стала штурманом в нашей поездке. Она быстрее всех разобралась в парижском метро и была нашей водительницей по подземным переходам.

Удивительно, что показавшееся сначала совершенно запутанным парижское метро довольно скоро оказалось доступным. Мы научились разбираться в схеме метро. Через некоторое время запомнились названия основных станций, на которых мы выходили или делали пересадку. Главная станция - Chatelet les Halles - это самый центр Парижа c островом Сите, Gare de Lyon – Лионский вокзал, Nation и, конечно, Bry-sur-Marne – местечко, где мы жили.

Внутри в вагоне над входом расположена табличка с названиями станций, которые проезжает поезд, точно так же, как и в московском метро. Когда совершаешь поездку, невольно глазеешь на эту табличку, боясь пропустить нужную остановку, и сверяешь написанное с тем, что слышишь на остановке через громкоговоритель. Опять же обучение французскому языку. Некоторые электрички двухуровневые – наши любимые, внутри чисто и аккуратно, сидения мягкие, из велюровой ткани веселой расцветки и неожиданных цветовых сочетаний, например оранжевые с ярко-голубыми разводами-паутинками или мышино-серые с ярко горчичным орнаментом.
Первое впечатление такое, как будто ты попал не в Европу, а в одну из африканских стран – так много в Париже чернокожих. Дело было в метро, мы должны были добраться из Бри-Сюр-Марн в центр города для просмотра первых достопримечательностей. Мы выбираем линию, смотрим, есть ли на табло наша станция и ждем электричку – совершенно замечательную, современную, я бы даже сказала, стильную. Но внутри метро – обшарпанные стены, ржавые железки на потолке, неухожено и грязно. Причем это касается практически любых станций и за городом и в центре Парижа. На лавке спит босоногий бомж, прикрыв лицо курткой – никого это не смущает.

Однажды нам повезло, утром вошли в электричку, а там бродячие музыканты играют «Бесаме мучо», парень – на аккордеоне (чисто парижское ощущение!), а девочка - на бубне. Я, пританцовывая, выглянула в тамбур, чтобы сфотографировать музыкантов. Они еще немного поиграли, собрали по вагону мелочь и вышли на остановке. Мы сделали пересадку, а в следующем поезде опять музыканты -  теперь одетые под мексиканцев - играли что-то задорное. Ну, просто именины сердца! Получили положительный заряд на весь день.

В Каннах метро нет, но местные автобусы нам очень понравились. Коля даже сфотографировал салон одного автобуса. В нескольких местах к потолку прикреплены цифровые табло, на которых высвечиваются названия остановок – прямо скажем, дополнительное удобство для приезжих. Опять-таки тренировка чтения французских слов. Автобус в Каннах стоит 1,5 евро, это где-то 66 рублей. Метро в Париже гораздо дороже: одна поездка на метро стоит 3,35 евро, а билет на весь день, который призван сэкономить бюджет, стоит аж 10,7 евро.

Отдельное и очень почтительное слово хочется сказать о скоростном поезде на воздушных подушках Париж - Ментон, на котором мы доехали до Канн, а через неделю на таком же вернулись в Париж. Всего за пять часов мы пересекли больше половины Франции, при этом скорости мы не чувствовали. Навигатор, программа которого была записана на айпад Юры Большого, показывал нам скорость от 260 до 290 км в час. Мы глазам не верили, но скорее всего, именно с этой скоростью и движется этот чудо-электропоезд. Все удобства в поезде на высоте: отделение для багажа, туалет, мягкие кресла с убирающимися подлокотниками, складывающиеся столики между сидениями, повернутыми друг к другу – мы сидели именно на таких местах. Ко всему еще  по вагонам ходил служащий с полиэтиленовым мешком и собирал мусор. Никакого стука и шума, поезд как будто летел над землей! Время не чувствовалось совсем – настолько было комфортно путешествовать. За окном мелькали города и деревни, убранные, геометрическими фигурами выложенные поля, лужайки и коровки, коровки, в основном светлые, розовенькие, стильные такие французские коровки. И к тому же, моя нога ни разу не возмутилась. Класс!

На обратной дороге служащий поезда прошелся по вагонам и развесил над некоторыми полками картонные таблички. С помощью словаря ABBY в моем ноутбуке я подсмотрела значение написанного на табличке слова – порядок. Мы долго гадали, в каком смысле надо было понимать это слово: то ли нас призывали к порядку, то ли развешивали таблички над столами, где царит порядок, то есть награждали особо чистоплотных пассажиров почетным шильдиком «стол образцового порядка», поскольку у троих наших путешественников был абсолютно чистый стол и над ними висела заветная картонка, а у других троих – картонки не было, а на столе стояло и лежало все, что мы взяли с собой на обед.


Рецензии