Версаль
это вызов вульгарности.
Коко Шанель
На сегодня намечено посещение Версаля. Утром спросила у нашего метрдотеля-полиглота, как можно доехать до Версаля на общественном транспорте. Легко – на метро по нашей любимой линии с двумя пересадками. При этом он вытащил из стола карту Парижа и все показал и подробненько объяснил, потом еще и подарил нам эту карту, которая стала уже четвертой в нашей коллекции. Разговаривали по-немецки, поэтому я от радости вошла в раж, стала артистично размахивать руками, смеяться и всем видом показывать свое расположение и настроение. Мой Николя недобро сверкнул глазом и позже сделал мне замечание, вернее внушение, в общем, нудно выразил свое неодобрение по поводу моего поведения. Но боевой настрой я не потеряла.
Версальский день оказался довольно хмурым, хорошо еще, что дождь не пошел.
Каким было это место при Людовике ХIV, нам неизвестно. Сейчас Версаль - маленький городок, по размерам скорее деревня, где все подчинено обслуживанию всемирно известной достопримечательности - бывшей резиденции французских королей, построенной Королем-солнце. Низкие здания, некоторые из них памятники архитектуры, на первых этажах сплошные сувенирные лавки с миниатюрными и довольно крупными эйфелевыми башнями, открытками, тарелками, магнитами, многие сувениры с королевским геральдическим знаком «лилии». В одном из таких зданий недалеко от станции метро мы по наитию встали в длиннющую очередь за билетами в Версальский дворец, потом только стали узнавать, туда ли мы попали. Все верно, пришлось постоять.
Синие с золотом крыши Версальского дворца мы увидели издалека. Не зря говорят, что синий – королевский цвет, а синий с золотом – королевское сочетание. Дворец находится за оградой с золочеными решетками и воротами. Перед дворцом огромная, выложенная булыжником площадь. Здесь нам тоже пришлось постоять. Наконец, мы внутри.
То, что мы увидели, не описать никакими самыми красивыми словами. Можно было бы на этом и закончить эту главу о нашем путешествии. Но с другой стороны, будет обидно не оставить воспоминаний об этом чудесном месте. Дворец имеет строгое геометрическое строение в виде буквы П – что символизирует мощь и незыблемость монархического абсолютизма. Мы начали с одного конца буквы, но не знаю, дошли ли до другого конца. Комнаты и залы, как во многих королевских дворцах, расположены друг за другом, в каждой комнате две двери: в одну входят, в другую выходят – так посетители и идут через анфиладу дверей из одного помещения в другое. Думаю, неудобно было жить в проходных комнатах, особенно если это опочивальня короля или королевы – и та, и другая поражает роскошью и помпезностью обстановки. У королевы еще и цветочков в интерьере многовато, причем, все разного размера, цвета и сорта: на стенах в прямоугольных фрагментах - мелкие разноцветные полевые цветочки, на ситчик похожи, с крупными цветами по краю фрагмента, на покрывале – другие цветы, на надкроватном балдахине на многослойных ламбрекенах – вышитые цветочные гирлянды, гардины – тоже в цветах и на потолке (!) цветочный орнамент. И все в золоте! Тронный зал – галерея Аполлона, похожа на драгоценную шкатулку, где даже потолки расписаны до последнего квадратного сантиметра. Все потолочное пространство разбито на сектора разной формы – овальные, трапецевидные, круглые, в каждом секторе своя картина и витые роскошные золоченые рамы. Промежутки между рамами тоже заполнены нарисованными фигурами – в основном богов и мифологических героев, и амурчиков тоже полно, как и в Лувре. Боги и герои запечатлены также в мраморных скульптурах, кроме того, в золоченых светильниках, которые стоят в нишах стен. Шикарные напольные вазы украшают углы и свободное пространство в зале. А сколько здесь Людовиков!! Бюсты в мраморе, портреты, конная скульптура…
Идем дальше и попадаем, наконец, в Зеркальный зал – О-О-О! Это гвоздь программы! Когда-то Людовик ХIV устраивал здесь зрелище для своих гостей. Огромное количество зеркал, расположенных вдоль стены напротив 17 высоких окон, вместе с хрустальными люстрами, гроздьями свисающими с роскошного потолка, создавали грандиозный эффект, особенно в момент, когда садилось солнце. Солнечные лучи, попадая внутрь зала, сотни раз преломлялись и горели всеми цветами радуги на крупных хрусталинах люстр, отражались в зеркалах и сверкали неземными огнями. А перед зеркальным залом на улице выстроен каскад искусственных прудов друг за другом, так что, когда садилось солнце, то лучи отражались и на водной глади, а тут еще включались фонтаны - и начиналось просто буйство игры солнца, водяных струй, сверкания зеркал и люстр!! Вот так выдумка! Ай, да король-солнце! Жаль, что мы не увидели настоящей грандиозности, поскольку солнца в этот день катастрофически не было.
Спальня короля, как и положено, находится в другой половине Дворца. У короля со вкусом было получше, он предпочитал в интерьере красный цвет с золотом – очень неплохое сочетание, правда, несколько вызывающее… Дальше – зал Войны со всякими военными причиндалами, которые не знали ни одной войны, а так висят тут для красоты. Картинная галерея – очень длинное помещение, на стенах которого висят огромные картины, достойные лучших художественных музеев.
Как мы насмотрелись и напитались королевской красотой и роскошью в этот незабываемый день, и его пасмурность нам совсем не помешала. И Зеркальный зал показался нам волшебным, даже без солнца.
Свидетельство о публикации №220082101502