Ницца

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!

Ф.И.Тютчев

Нам повезло: в день приезда в Канны, наши девочки нечаянно познакомились с Мариной – экскурсоводшей, приехавшей с автобусом русскоговорящих туристов из Германии. Она пригласила нас на завтра на экскурсию в Ниццу, чему мы безмерно обрадовались, ведь автомобиля у нас нет, и даже если бы мы его арендовали и самостоятельно поехали в Ниццу, то экскурсии нам бы никто не обеспечил.

С утра мы сходили на море, а в два часа дня сели в комфортабельный автобус, местный народ дружелюбно принял нас в свою компанию, и мы все вместе покинули наше пристанище в Каннах и направились в Ниццу. Марина тут же начала рассказывать об истории происхождения негласно признанной столицы Лазурного берега и всю дорогу не умолкала ни на минуту. В результате мы узнали много интересных вещей.
Ницца возникла на горе, которую теперь называют Замковой. Раньше, когда на побережье жили лигурийские племена, здесь родился городок, который греки назвали Никкея в честь богини победы Ники, позднее это название трансформировалось в Ниццу. На Замковой горе, где стоит замок 17 века, до сих пор сохранилось место, связанное с Никкеей. Мы его видели издалека.

Дорога от Канн до Ниццы была недолгой – минут сорок. Мы ехали по берегу Средиземного моря, через деревеньки, аккуратные угодья, убранные кукурузные поля, маленькие заправочные станции. И вот уже предместье Ниццы и Английский променад – набережная, протянувшаяся по побережью на семь километров вдоль всей морской границы Ниццы. Красивые белого камня виллы на набережной, остролистые взлохмоченные пальмы, с другой стороны – песочный пляж, безбрежное море и доброе южное солнце – так встретила нас красавица Ницца.

Знаменитый отель «Ле Негреско» зеленоватого цвета с розовым куполом над входом мы увидели сначала издали. Фешенебельный отель построен в начале 20-го века. Говорят, что вдохновением для создания купола послужил бюст возлюбленной архитектора. Нас проинструктировали, как можно пройти в отель и осмотреть убранство – главное, достойно войти, будто ты привык к дорогим отелям и вообще ты здесь живешь. Вечером перед отъездом мы с Колей заглянули-таки внутрь. Чуть не затошнило от роскоши! Холл непристойного размера с купольным сводом вместо потолка, сквозь сектора свода видно небо. Белые колонны с золоченым лепным орнаментом подпирают купольный свод, мраморный блестящий пол, цветные с модерновым рисунком ковры под мебельными группами (столики с креслами).  Другие залы встречают насыщенными красками стен – ярко-красными и густо-синими; картины в золоченых рамах с подсветками, портрет Людовика ХIV, к примеру; великолепные дорогие вазы, ковры и опять хрустальные люстры – непременный атрибут роскошного интерьера.

Марина долго рассказывала о русских в Ницце, даже создалось впечатление, что вся экскурсия посвящена этой теме. Оказывается, было время где-то в 19 веке, когда императрица Александра Федоровна взяла бухту Вильфранш в долгосрочную аренду. Здесь для нее был построен дом, Ниццу населили богатые и среднего достатка русские, тогда русский рубль очень ценился. Русских здесь очень уважали, французы с замиранием сердца следили за визитами русской царицы. Та проделывала долгое путешествие, везла с собой собственную кровать, так как была в летах и не могла спать на чужих кроватях, отдыхала в Ницце и уезжала в Санкт-Петербург. Позже здесь останавливался цесаревич Николай, сын Александра второго, здесь он скоропостижно умер. По велению его невесты, ставшей позже женой его брата Александра и императрицей, через много лет в Ницце построили православный Храм Николая-Чудотворца в память о русском цесаревиче Николае. Наша тургруппа первым делом посетила эту церковь. По строению церковь напоминает храм Василия Блаженного в Москве, но цвета ее куполов и стен с преобладанием зеленого – более скромные. Внутри хранится икона Святого Николая-угодника, принадлежавшая царской семье, потемневшая от времени, но странным образом сохранившая очертания высветленного лика. Там же -  икона, вышитая бисером и подаренная церкви сестрой цесаревича Николая. Несомненно, храм стоило посетить, и то, что он был первым местом нашего осмотра, чрезвычайно важный факт.

Дальше нас привезли к месту, связанному с давним прошлым Ниццы, когда еще не было Франции, а Никкея была римским поселением. Это место называется Симьез. Сначала нам показали Арену – остатки древнеримского амфитеатра, обнаруженного в результате раскопок. Очень небольших размеров амфитеатрик, не Колизей, но место интересное. Потом по дорожкам оливковой рощи нас вывели к Римским термам –  общественным баням. Конечно, это лишь остатки построек, но их сохраняют, берегут и показывают туристам. В термах римляне мылись мочой, которую служители терм специально собирали в отхожих местах, мочевина растворяла жирную грязь, потом ее вместе с ороговевшей кожей скребками счищали с тела. Роща, из которой открылся вид на термы, ухоженная, чистая, укрыта травяным ковром, пересеченным каменными дорожками. Коля нашел и попробовал оливку – она оказалась несъедобной, вероятно, не время урожая, а впрочем, мы не знаем, каким должен быть на вкус зрелый плод оливкового дерева.

Там же на холме Симьез мы осмотрели дом Матисса, который превратили в дом-музей. Дом на вид обычный, но оформлен в лучших традициях средиземноморья – теплый кирпичный цвет стен и голубые средиземноморские ставни, в закрытом виде похожие на пластинчатые жалюзи. Ницца вдохновила Матисса на создание замечательных картин, его понять можно: мягкий климат, вечнозеленая флора, медово-цветочные запахи весны и лета благотворно влияют на любого человека, а если он творец, то здесь в экзотических садах он непременно встретит музу – легкую Земфиру, летающую бабочкой над цветами.

Следующим пунктом нашей экскурсии был старинный францисканский монастырь, основанный Франциском Ассизским в 13 веке.  Это кремово-коричневое здание с плоским фасадом на изящных стойках-колоннах, с розеткой и острыми готическими башенками напоминающим фронтальную часть любого католического собора. Как и во всех католических храмах, здесь нет росписи на потолочном своде купола и стены не расписаны; на стенах пределов – настоящие картины, написанные маслом, в богатых рамках. Внутри хранятся 3 картины знаменитого во Франции художника Луи Бреа.    Обязательно присутствует скульптурное изображение Девы Марии с Иисусом-младенцем на руках и распятие.
 
Рядом находится кладбище, где обрели покой многие известные личности, но туда мы не пошли – место оказалось не по настроению. Зато с другой стороны -  монастырский сад, существующий с 16 века, в начале 20 века он был открыт для публичного посещения и стал излюбленным местом прогулок горожан и туристов. Сад, с одной стороны, можно назвать регулярным – он разбит на квадраты каменными ступеньками и переходами; с другой стороны, он расположен на неровной поверхности и ступеньки ведут то вверх, то вниз. Здесь кругом растения самые разные, строго геометрически стриженые кустарники, маленькие деревца с круглыми кронами, рабатки с розами, увитые цветами проволочные арки. Отсюда видна Ницца,  зеленая Замковая гора в голубой дымке, бухты, ребристо-блестящее море, уходящее вдаль и, наконец, сливающееся с горизонтом. В монастырском саду мы нечаянно обнаружили, что потеряли Юру Большого. Он задержался во францисканском монастыре, зашел на второй этаж, где расположен музей, – наш пострел везде поспел! Марина его там отыскала и после проявляла к нему повышенное внимание – чтоб от группы не отставал. Интересно потом посмотреть, что он там своим айпадом наснимал.

В Ницце есть совершенно неповторимые дома шириной в одно окно. Они длинные и многоэтажные, стоят к улице торцом и производят необычайное впечатление своей узостью. Что может находиться в таких домах? Может, офисы или кабинеты.
Затем мы подъехали на автобусе к подножию Замковой горы, мы стояли прямо рядом с ней. В просвет между высокими домами мне посчастливилось увидеть маленький водопад, шумно спускающийся с горы. Я думала, что мы подойдем к нему ближе, но мы ушли в другую сторону знакомиться со старой Ниццей. Старый город лично мне всегда интересен, это прикосновение к истории, к старине, к знаменитым личностям, легендам и мифам. Сначала Марина показала нам здание Ратуши, построенное в 18 веке, маленькое, низкое, кремового цвета п-образной формы. Во дворике этого здания – сегодня здесь заседает мэрия - в самом центре  стоит скульптура в виде большого пальца высотой больше метра - работа Сезара Бальдаччини. Собственно это копия скульптуры, сама работа находится в Париже и высота ее 12 м. После него мы видели еще одно административное здание побольше – белоснежное, более современное, с национальным флагом на крыше.

Вышли на площадь Массена, названную по имени генерала наполеоновской армии, выигравшего битву с русской армией под Цюрихом. Для французов он – герой. Никаких памятников или барельефов генерала здесь нет, только имя. Вокруг площади трехэтажные дома средиземноморского типа, как дом Матисса, с жалюзи-ставнями голубого цвета. Вся площадь выложена булыжником, а по центру двумя рядами стоят необычные скульптуры - пластиковые фигуры сидящих обнаженных мужчин на высоких столбах-подставках, композиция называется «Беседа». Вечером фигуры подсвечиваются изнутри и все разного цвета: одна – голубая, другая – желтая, третья – фиолетовая и  т.д. Этот момент я видела по телевизору. Уж, не знаю, как эта «Беседа» вяжется со стариной площади. Но … таковы  французы! Они не заботятся о логических связях, просто так захотелось.

Фонтан, в центре «Аполлон» в странном головном уборе с квадригой, напоминающем голову Медузы-Горгоны. Кроме него, здесь еще куча раздетых людей обоего пола, застывших в камне.

Через площадь Массена ездят бесшумные электротрамваи с суперсовременными обтекаемой формы вагончиками.
 
В старой Ницце осталось много культовых построек. Церковь Святого Франциска и Святого Павла. – 16 век, темный плоский фасад плотно примыкает к соседним зданиям, сразу и не поймешь, что это церковь. Внутри мрачно, сквозь узкие окна-щели наверху почти не проникает свет. Все покрыто средневековой пылью. Церковь черного братства, основанного когда-то в благотворительных целях, члены братства – их в мире в настоящее время немного - отличаются темными одеждами и до сих пор помогают страждущим.

Сворачиваем по узкой улочке в следующий квартал. Останавливаемся перед Кафедральным собором Святой Репараты - постройка 17 века. По легенде 15-летняя девушка пострадала за христианскую веру, римляне обезглавили ее и бросили ее тело в лодку и в море. Лодку ангелы принесли в Ниццу, покровительницей которой и стала причисленная к лику святых Репарата. Стоим очень близко к входу, потому что только вышли в небольшой дворик с узкой средневековой улицы. Опять совершенно плоский невзрачный коричневый фасад, в нишах по обеим сторонам от входа – скульптурные изображения Святых. Над входом в собор в лепном украшении просматривается перо, якобы, оставленное ангелом. Рядом высокая белого камня колокольня. Когда чуть проходим вперед, наверху церкви становится заметным  красивый купол-луковица зеленоватого цвета. А перед церковью маленькая площадь, вся усыпанная кафешками.

Вот, наконец, выходим на длинную улицу со множеством открытых кафе, параллельную Английской набережной. Нас наперебой зазывают пообедать – даже по-русски! Ах, Ницца-баловница!

Опять узкие кривые улочки. Пахнет вкусной едой – ноздри у всех шевелятся, слушаем экскурсовода в пол-уха.  Тут нам дают последние указания о встрече у отеля «Ле Негреско» и разрешают остаться и отведать исконных парижских блюд. Марина очень вкусно рассказывала о традиционном фастфуде Ниццы: сокка - гороховых лепешках, луковом пироге с анчоусами – забыла французское название и фарси - цветках кабачка, фаршированных разными начинками, так что половина нашей компании соблазнилась. Прямо на улице мы попробовали все эти три продукта и еще кабачки, зажаренные в кляре. Однако, напробовавшись, мы не собирались отказываться от обеда, не поленились найти русскую девушку-зазывалу и отобедали в кафе под открытым небом мидиями, салатом «Нисуаз» (его названием, оказывается, тесно связано с Ниццей)  и другими не менее вкусными блюдами.


Рецензии