Вечер

Обычно вечерняя программа во дворе проходила по давно установленному сценарию. Часам примерно к пяти - шести к дворовому «полигону», как его здесь все называли,  подтягивалось мужское население, пришедшее с работы и перекусившее, а также неработающие «пенсы». «Полигон» состоял из пары древних, вкопанных в землю еще «при царе Горохе» монолитных столов и нескольких кухонных, по недомыслию не долетевших до свалки; разнообразных скамеек и стульев. Играли в шашки, шахматы, карты, а более всего – в домино. Пепельницы – консервные банки. Пара-тройка пятилитровых «пузырей» с водой – руки мыть. Очаг гигиены. Ее же и пили при необходимости. Если добавить старые детские качели, покосившуюся горку и грибок, металл с которых не был еще сдан в утиль, да собачью будку, то вот и весь дворовый антураж.
 …Гонцы засылались в магазин за портвейном, в будни скромненько, а уж в пятницу и в субботу и побольше и покрепче – завтра не вставать.  Деловито подтягивался всеобщий любимец дворовый пес Дружок. Помахивая хвостом, он получал традиционную долю ласки и укладывался в сторонке в ожидании угощения. Жил Дружок «везде», ночевал летом, осенью, весной в конуре, а зимой переселялся к дворнику, который неофициально считался его хозяином. Подходил и его приятель кот Васька. Дружили они еще со щенячье-котячьих времен. Васька обнюхивал друга, получал от него «лизь» в нос, брезгливо фыркал и устраивался, привалившись к собачьему боку. За угощением друганы подходили по-разному. Дружок прыгал, вилял хвостом и нетерпеливо поскуливал. Васька же шел гордо, не торопясь, всем видом показывая, что, так уж и быть, снизойдет и, коли вы просите, возьмет… Так же не торопясь отходил, унося свой кусок колбасы. Ел в сторонке, сердито шипя на слопавшего свою долю попрошайку Дружка.
 Петька взгонял голубей. Любил он это дело. Работал, будучи уже пенсионером, почтальоном. Разносил письма-газеты раз в день утром. Раз в месяц – пенсии. Газет теперь почти никто и не выписывал. Писем тоже мало было, все пользовались электронной почтой. Часов с 10 свободен. Раз примерно в два месяца мотался на своем древнем «Запорожце» в область за кормом птицам. Привозил три мешка зерна килограмм по 25 – были у него «завязки» на хлебозаводе и на пивоваренном. Порой просил знакомых, если кто в область ехал на машинах, заскочить за зерном… Привлеченные свистом выглядывали из окон женщины, любовались зрелищем без устали. Высоколетная стая уходила ввысь, а зрители ждали… И вот оно! Мелькая крыльями в малиновых лучах вечернего солнца, шел вниз кувыркающийся турман, за ним другой… В округе, да и в области птицы его были у любителей в почете. Повозившись в голубятне, Петька (69 лет, а все Петька) присоединялся к полигонному содружеству.
Как-то попробовали провести аж турниры по шахматам и шашкам. Расчертили таблицы. Однако кончилось все, не начавшись, по глупой и банальной причине – на таблицах разложили и порезали колбасу и селедку. После этого играли просто без заморочек. Серега Белов (из его кухни через форточку шел световой провод), если ехал на рыбалку, заранее включал свет. Самого Сергея раньше все звали за стол, и один раз он, загадочно улыбнувшись, согласился. Сел с картежниками. Играли в «секу», которую называли здесь «три листа». Через 20 минут все деньги игроков были у Белова. В гробовой тишине он встал, высыпал выигрыш обратно на стол и, со словами «Думаю, хватит», ушел домой. После этого уже не звали, но спросили, как это все получилось.
-Был у меня знакомый уголовник, вот и обучил кое-каким штучкам.
-Ну, признайся, жулил?
-Не без этого… Но я ж все вернул.
…Гром костяшек, азартные выкрики игроков, ехидные комментарии.
- На хрена козе баян?!
-Михеич, не прячь в кармане «шестерочный!»
-Лошадью ходи, век воли не видать!
-Гроссмейстер жертвует ферзя!
-У тебя сколько ж тузов в колоде?
И, разумеется (как без этого), ...
-Рыба!!!
В азарте порой проскакивала и ненормативная лексика, которая тут же пресекалась шиканьем и женским криком из окна
-Кто там половником захотел по башке?
Здесь же отмечали дни рожденья, разные события, рождение внуков, свадьбы внуков и детей… Старались подгадать к пятнице-субботе.
Виновник торжества приносил дополнительно выпивку, торт. Приносили из квартир чай- сахар. Иногда пекся пирог.
Однажды трое энтузиастов съездили куда-то за 100 километров и наловили два ведра раков. Суббота на «полигоне» прошла с пивом и раками. Женщины тоже подходили угоститься.
«Снабженцев» потом все теребили, мол еще бы раков-то.
А как-то Сергей Белов наловил столько плотвы вполне зачетной, что посолил, завялил. Вынес угощенье. Гонцы закупили «пенного». Вот тебе и пиво с рыбкой.
Играм это не мешало, разве что места поменьше становилось на столах. Для мусора стоял бак, который каждое утро опорожнял дворник, активный игрок в шашки.
Помешать мог лишь дождь, стихийное бедствие и, частично, футбол-хоккей по телевизору. Частично –поскольку были и равнодушные к спорту… Попытались раз совместить. Вынесли телевизор на «полигон». Сразу поняли - не вариант. И изображение с «комнатной» антенной плохое, как «усы» ни крути, и звук – сплошное безобразие, а главное, не знаешь, то ли играть, то ли смотреть! Ну, не сочетается.
Возле мусорного бака пара старых веников, совок. По договоренности подметала последняя проигравшая в домино пара. Дворник, по-дворовому Фарт (производная от «фартук»), говорил, что завтра сам уберет, но условие соблюдалось свято. По пятницам и субботам порой, когда азарт зашкаливал, играли чуть не до рассвета.
Тот летний вечер вспоминали долго… И было, из-за чего.
Работяги, придя с работы, сели дома ужинать. Некоторые из них не обратили внимания в предвкушении встречи на «полигоне», что жены, собрав на стол, исчезли. Когда же мужики стали собираться у столов, то буквально застывали, даже забыв закурить.
На «святом месте» за главным столом сидели шестеро дам и увлеченно дулись в лото. Не столе лежали карточки, миска с мелочью и … стояли две бутылки «Каберне», элегантные рюмочки разного фасона и тарелки с закуской. Сыр, колбаса, хлеб, огородная зелень, огурчики. Все издевательски аккуратно нарезано и разложено по тарелкам, вилки, салфетки… Резкий контраст с обычным «мужским» натюрмортом – газеты вместо тарелок, советского образца граненые стаканы, здоровые куски колбасы, крупно порезанные луковицы, рулон туалетной бумаги – руки вытирать.
Выкрикивала лучшая половина семейства Таратайкиных Валентина.
-Полсотни. Двоечка - слезы школяра. Тридцать восемь – половинку просим. Топоришко- лесная шишка…
Все с шутками –прибаутками…
Женщины доиграли партию.
-Ольга, подставляй, везунья…
Таратайка высыпала мелочь из миски в карман победительнице и грозно взглянула на мужа.
-Че стоишь, поухаживай!
Таратай, поперхнувшись незажженной сигаретой, налил вино в рюмки.
Демонстративно не глядя на сильный пол, дамы перекинулись стандартными застольными
-Ну, бум здоровы…
-С Богом…
-Дай Бог, не последняя…
-Господь хмелел, да и нам велел…
 чокнулись, «употребили» и принялись со смаком закусывать.
-Валь, а чего вы вот тут?..
-А что нельзя? Или вам места мало? Вон столы.
Перепалка длилась пару минут. Женщины явно дразнили мужиков. Наконец Таратайка вынесла вердикт.
-Ладно, девки, пошли к нам домой, заодно телик поглядим.
Забирайте вино, рюмки. Закуску вам оставляем, помните доброту нашу неземную.
-А чего вы вообще… вот это…
-Вы че вчера отмечали?
-Так забыла что ль? У дочки с зятем годовщина свадьбы!
Михеечева жена Арина усмехнулась.
-Ну, а мы вот сегодня порешили отметить. А заодно и вам   летом 1 апреля устроить…
И лучшая половина человечества, посмеиваясь, удалилась.
После минутного перекура было решено сегодня снимать этакий стресс «родимой беленькой». Трое пошли в магазин, остальные сели за столы.
-Ну, у кого один-один?
Грохнул первый «шмяк». Поехали…
По двору разнесся крик Таратайки.
-Петь, голубей-то подыми, дай полюбоваться!
Белов с улыбкой наблюдал за «спектаклем» из окна. На рыбалку он собирался завтра.


Рецензии