Пятница. 21 августа

Про выборы и вчерашний день. – Забытое Мали и активная «отчаянная домохозяйка». – Коронавирус возвращается в Италию. – Обделенная Грета Турнберг и мнение господина Шиндлера. – В Стамбуле вновь открыли старую мечеть. – Как получилось, что тунисские журналисты чуть не убили президента, и зачем приехала австрийская принцесса в Бейрут?

Полезно один день не писать обзоры, правда, это было неумышленно, но видны определенные сдвиги в мировом интернет-дискурсе.

Итак, вчерашние две темы, которые заполонили пространство СМИ всего мира, - кандидатура вице-президента США Камалы Харрис и впавший в кому Алексей Навальный. Первая тема буквально заполонила газеты англоязычного мира. Фраза про Харрис, что «это человек, который меняет мир» (Reuters) в принципе объединяет все, что было написано о возможном будущем втором человеке в американском государстве. Парадоксально, но на вчера стало понятно, что главным героем этой гонки за Овальный кабинет является не сам Байден, который активно поддерживается всеми, кем только возможно, но именно Харрис, первая темнокожая женщина кандидат на пост вице-президента, правда сама она еще в декабре претендовала на место президента, но снялась с гонки. Действительно на ее фоне Байден выглядит как стареющий политик, но который стремиться попасть в Белый дом с какими-то идеями изменений, а вот Харрис это человек, к которому явно будет приковано все внимание во время президентства Байдена, если оно состоится. Тем более возрастной бывший вице-президент и кавалер президентской медали Свободы, оригинальный вариант которой вручил ему еще его патрон господин Обама, может в какой-то момент уйти для того, чтобы отдать пост Харрис. Хорошо, что это не мои рассуждения, а есть целый спектр журналистов, способных об этом говорить не скупясь.

К слову. Про Африку и Мали, которые были в центре заголовков буквально накануне, больше почти ни звука. Тема, конечно, в связи с недавностью событий, еще на слуху, но актуальность ее прошла. Этот уникальный ХХI век, здесь все меняет свое значение сразу после совершившегося факта. Впрочем для Франции это тема никогда не останется в стороне. И Le Monde, и Le Figaro публикуют материалы о ситуации в Африке, но все они, скажем так, миролюбивы, говорящие, как быстро возвращается Мали к порядку.

Сегодняшний же день является определенным затишьем, но не везде. Относительно событий на демократическом конвенте в США, который проходит как бы в Милуоки, но как бы дистанционно (читай – нигде и везде), обращает на себя внимание свежая публикация The New York Times, в которой авторы проанализировали сколько эфирного времени получили кандидаты и их сторонники. Группа поддержки Байден-Харрис настолько активная, что чета Обама в совокупности получила эфира приблизительно столько же, сколько и предвыборная пара. И далее по нисходящей. Удивительно, что следующую строчку рейтинга эфира занимает «отчаянная домохозяйка» Ева Лонгория, и вот только после нее идет бывшая первая леди Клинтон, спикер Пэлоси и многие другие, и немалая часть из них женщины. Видимо женский фактор «формирует эти выборы». Если все будет идти дальше также, а турбулентность будет приблизительно такого же уровня, то есть шанс, что женский электорат Америки (причем разных цветов), придет голосовать за Байдена. Но, как правильно сказал корреспондент РИА Новости, зная, как активна политическая жизнь в Штатах, все еще может измениться. Реакция республиканцев, которые своим съездом уже наступают на пятки демократам, уже не заставляет себя ждать. И американцы, как перед дембелем, отсчитывают 100 дней до выборов.

Опять пугает корона, и пугает на уже пройденных путях. Так, ситуация с заболеваемостью, где лидеры не изменились (США, Бразилия, Индия), вновь рекошетит по Италии. Согласно последним данным на «сапог» возвращается заболеваемость, и она уже повторила показатели мая – 947 случаев заболевания за сутки. Для Италии, которая переживала страшный пик в марте-апреле, это действительно много. Вновь приходят ограничения в Асуньсьон (Парагвай), где вводится двухнедельный «социальный карантин», и уже сама ВОЗ не так радуется развивающимся событиям. По их оценке пройдет менее двух лет, прежде чем пандемия сможет завершиться. Напоминает XIX век, где одна только пандемия холеры, которых насчитывают три за столетие (!), можно сказать, свирепствовала в течение всего века, иногда даже оттеняя проблемы сугубо политические. Но факт остается фактом – у человечества есть «уникальная возможность сформировать мир, который унаследуют наши деть». Именно так сегодня в своем твиттере написал гендиректор ВОЗ Тедрос Гебреисус. Хочется поправить этого человека только одним вопросом: если у нас есть уникальная возможность, то почему весь мир и сам ВОЗ не старается сделать шаг к этому? Хочется, чтобы риторическим этот вопрос не оказался.

Но калифорницам не до таких глобальных изменений – они борются с пожарами, количество очагов которых возросло за целые сутки не только благодаря ветрам, но и ударам молнии. Очевидно, что единственным человеком, который стремится поддерживать призыв Гебреисуса, является девочка, у которой «украли детство». Грета Турнберг провела акцию рядом с Бранденбургскими воротами. Интересно, что участники акции, в которой приняли участие известные молодежные эко-аквисты, не отличавшиеся большим числом, держали социальную дистанцию, хоть и были с плакатами, а Грета со своим знаменитым «Skolstrejk for Klimatet». Удивительно, но видимо коронавирус и нынешняя политическая повестка Германии затмили Грету. Даже ведущие Dei Welt и вездесущая Frankfurter Algemeine Zeitung не дали место репортажу о Турнберг на своих электронных передовицам, но встреча с Меркель в столице накануне все же попала в объектив зрения журналистов. Вместе с тем обозреватель Die Welt Фридрих Шиндлер в своей статье разобрал повестку зеленых перед выборами в Бундестаг в грядущем 2021 году. И по мнению Шиндлера коронавирус будет использован зелеными как важный фактор для популяризации своей платформы среди избирателей, правда, большинство и так понимает, что грядущие выборы в Германии могут принести сюрпризы, уже не говоря о том, что фрау Меркель покинет свой пост… А жаль… Впрочем для германского дискурса турецкая тема и, конечно, беженская, заняли центральное место. Не до Меркель, и даже не до Турнберг.

И пока западная пресса однообразна, восточная дает о себе знать. Здесь в центре внимания – Эрдоган. Причем дело даже не в открытии крупнейшего нефтяного месторождения в Черном море, и не в Святой Софии, а в том, что, следуя по проторенной дорожке, турецкий лидер решил открыть и еще один музей и превратить его в мечеть. Новой жертвой такой культурной войны за будущее стала бывшая мечеть Кария в Стамбуле, указ об открытии для богослужений которой опубликован был сегодня утром. Именно так говорит об этом арабская Aljazeera. Ощущение, что это работа по принципу – открою, что успею, лишь бы победить на выборах. И пока этот путь весьма конкретный. Почему только должна страдать мечеть, тоже открытая на месте христианского храма, не совсем понятно.

Немного успела побурлить и северная Африка, но здесь новость-сенсация может иметь плохие последствия для редакторов ряда порталов. Так тунисский портал сообщил со ссылкой на свои источники (а другой портал это подтвердил), что ряд бизнесменов готовят провокацию с целью покушения на президента страны. К счастью, все оказалось ложью и инсинуацией. С официальным объяснением пришлось выступать даже администрации президента Туниса Каис Саида, который в свои 62 года находится в добром здравии.

И все же добрые вести найдутся. В отличие от Мали, чья проблема локальна, полуразрушенный Бейрут постепенно возвращается к жизни, пусть и очень медленно. Новость о том, что к добровольцам со всего мира для восстановления порта прибыла даже правнучка последнего австрийского императора эрцгерцогиня Глория Габсбург-Лотаринген, пусть и осталась незамеченной для всех, но все же не может не радовать всех, кто любит и мечтает вновь посетить полуразрушенный «Париж Ближнего Востока». 


Рецензии