Дружбы не существует

Сегодня так холодно. Леденящий душу мороз проникает под полы рубашки. Слабое дыхание тает в воздухе, не оставляя следа. Оно исчезает, как и всё в этом мире. Скоро и я тоже исчезну, растворившись в пустоте. Или замерзну. Мы будто в огромной холодильной камере. Остаётся только сделать выбор и стараться придерживаться его, чтобы выжить. Шаг в сторону – расстрел.
Никто давно уже не верит в моё выздоровление, так с чего бы верить мне? В жизни не бывает чудес, поэтому вера в них ничего не изменит, а значит, и ничего не стоит. Как и эти белые хлопья за окном, она покинет меня с первым же дуновением ветра. К чему лишние разочарования? Зачем терзать себя самообманом?
- Привет!
В первое мгновение нашей встречи я завис, как старый компьютер. Этот радостный писк не похож на голос медсестёр. Да и рановато для обхода. Обернувшись, я увидел ребёнка, чего и следовало, пожалуй, ожидать… Но не при данных обстоятельствах.
- Я Саша. А как тебя зовут?
Странное существо. Что ей от меня нужно? Неужто дочка кого-то из сотрудников больницы? Пришла поглазеть на обузу, занимающую целую палату?
- Эй, чего ты молчишь всё время? – незваный гость плюхнулся на край матраса, смяв простынь, а заодно и мою паутину нервов. - У тебя такой пустой взгляд, словно ты в коме!
- В ко… ме?.. – я переспросил особу с невольной тревогой.
Разбрасываться такими словами… Да, она определённо не осознаёт, где находится. Как она сюда попала вообще? Ладно, это неважно. Лишь бы поскорее ушла, не люблю шум.
- Да, именно так я и сказала. Так как тебя зовут? – придвинувшись ближе, девочка повторила свой вопрос. - Я первый день в больнице, поэтому пока никого не знаю, - минуту помолчав, добавила она. Драгоценную минуту тишины…
- Это не имеет значения. Пожалуйста, занимайся своими делами, ты мне мешаешь.
- Мешаю? Как ты можешь такое говорить! Ведь это ты сидишь тут совсем один и корчишь из себя взрослого! Разве мы не ровесники?
В ответ на такой энергичный выпад явно лучше промолчать. Это ослабит интерес, и она наконец-то уйдёт. Мне знаком такой тип людей – вечно во всём видят игрушки.
- Ладно, как хочешь. Можешь и не называть своё имя, просто… Давай дружить? – на мгновение замолкнув, чрезмерно активное явление природы протянуло руку в мою сторону.
Странная девица. И что она забыла на верхнем этаже? Сюда же сселяют безнадёжных… Вроде меня. Конечно, иногда и «на небеса» заглядывают посетители, но столь жизнерадостные… Какие безнадёжные розовые очки.
- Ну же, соглашайся! Я буду каждый день тебя навещать, - на этом моменте я даже поперхнулся. - А лучше сходим завтра на разведку, как думаешь?
- Прекрати. Я не хочу тебя видеть. Иди, вон там дверь!
Кажется, я сказал это слишком грубо, медсестра не одобрила бы… Тем лучше. Пусть уходит и оставит меня наконец-то в покое. Нечего навязываться.
- А вот и не прекращу! – сохранив тишину не более чем на 15 секунд, заявила чёртова гостья.
- Уходи. Я не хочу с тобой дружить. Тебе здесь не рады, - должна же эта девочка отреагировать хоть на какую-то фразу? В конце концов, по-моему, я изъясняюсь достаточно ясно.
- Но почему? – подвинувшись еще ближе, чудовище схватило меня за руку и начало дёргать за неё. Начинает создаваться впечатление, что мои нервы не выдержат, потому что паутина уже скомкана и валяется истоптанная, помятая и слипшаяся в углу. На редкость нелогичное существо попалось. Его гонят, а оно еще больше тянется. Ладно, что с ней делать.
- Дружбы не существует, понимаешь ты или нет? Не неси глупости и оставь уже меня в покое.
- Но… Это неправда!
Как же, как же… Не ей судить, глупому ребёнку, смотрящему на мир за этими стенами в розовых очках. Дружба в общепринятом понимании – нечто постоянное и «крепкое». Уже одно это не представляется возможным. Никто не сможет быть рядом всегда. Так разве плохо смириться с этим и больше не верить в то, чего не существует? Зачем носить розовые очки, если это ничего не изменит? Разве плохо держаться в стороне от всей этой наигранной суеты, в своём укромном мирке, где не будет лжи и лишней боли? Разве плохо просто промёрзнуть изнутри и раствориться в небытии, как эти прекрасные снежные хлопья за окном?
- Это неправда, и я тебе это докажу. И ещё. Раз уж ты не хочешь представляться, я буду звать тебя Букой.
На такое заявление оставалось только фыркнуть. Какая глупость, столь детское поведение поставило на мою нейронную паутину тяжёлый шкаф. С кирпичами. Из иридия, пусть он и довольно дефицитен. Послышался отдалённый стук шагов. Вероятно, медсестра. Ну наконец-то.
- Ладно, мне пора, а то будут ругаться, что я тут… Не скучай, Бука! – вылетев за дверь палаты, ураган тут же вернулся. – Совсем забыла. Доброй ночи и до завтра!
Лишь бы это завтра никогда не наступило…
- Доброе утро, Бука! – звонкий голос в очередной раз нарушил благоговейный трепет тишины.
Это происходило ежедневно с момента нашего не слишком приятного и согласованного знакомства. Каждое утро, едва заканчивался утренний обход, жестокая насмешка судьбы влетала в мою палату, сметая на своём пути любые преграды, будь то воспитание, дисциплина или элементарные законы логики. В нашем же случае – все вместе взятые.
- Как спалось?
- Как обычно.
- О, во-о-от как. А мне сегодня такой сон приснился! Мы гуляли в парке развлечений, а потом - в лесу! Там было множество фантастических аттракционов, древние густые леса, головокружительно высокие горы, глубокие озёра с золотыми рыбками…
Опять двадцать пять. Совершенно непонятно, откуда у неё столько энергии и такая бурная фантазия. Вероятно, много путешествует. Очередное доказательство того, что она лишь глупый избалованный ребёнок.
- Ты меня слушаешь? – заметив мою задумчивость, кошмар тут же угрожающе надул губы. Думаю, на языке животных это равносильно оскалу.
- Мм, - неопределённо промычал я, пытаясь придумать повод её спровадить. Как назло, ни разу до сих пор не вышло безнаказанно уйти от разговора. Девочка оказалась до крайности общительной, причем до такой степени, что иногда создавалось впечатление, будто весь оптимизм этого мира вспыхивал в её словах, жестах, мимике. И мало того, что ослеплял и мешал мне нормально созерцать перед смертью этот серый мирок, так ещё и постоянно обжигал, сжигая нервные клетки со скоростью света.
- И так всегда, - на удивление серьёзно вздохнула моя незваная гостья. - Но знаешь, - она неожиданно мягко улыбнулась, не так, как обычно - чрезмерно игриво и весело; скорее так улыбаются люди, когда вспоминают что-то хорошее. - Знаешь, это неважно, ведь я действительно счастлива, что познакомилась с тобой.
Познакомилась. Не поспоришь, только я как-то иначе представлял себе знакомства. Возможно, необходимо добавить пункт «по обоюдному согласию»?
- И что бы ты ни говорил, - не обращая внимание на моё молчание, продолжала Саша, - я думаю, что и ты стал чувствовать себя получше. Разве не так? - не успел я высказаться против этой мысли, как девочка будто по мановению волшебной палочки телепортировалась к дверному проёму. - Мне всегда говорили, что светлые мысли порождают здоровый дух. Потому, пожалуйста, не грусти больше, ладно? Ведь наша дружба существует! - весело рассмеявшись и состроив кокетливую рожицу, она развернулась на каблуках и исчезла за дверью.
Странно, но… Её выходки невольно вызвали у меня улыбку. Это… Так странно.
После того раза Саша ещё много раз появлялась в моей палате, будто солнечный ураган. Каждый день она приносила с собой удивительные истории о наших с ней приключениях, которых никогда не было, но мне было странно приятно думать, что они существовали где-то в другом мире, в мире её грёз.
- Знаешь, я сегодня снова видела во сне, как мы с тобой путешествовали!
- Правда? И где же мы были на сей раз? - с лёгкой иронией, но не без интереса осведомлялся я.
- Мы были на берегу океана! Вода простиралась насколько хватало глаз, на мно-о-ого километров вокруг, - с восторгом вытянув руки, моя посетительница активно демонстрировала всё, о чём говорила, будь то даже самые необычные места.
Таким образом мы побывали в парке аттракционов, в зоопарке, на побережье, на многочисленных ярмарках и фестивалях, устраивали пикники и походы, посещали разнообразные музеи и самые необычные достопримечательности, и, наконец, отпраздновали наш общий (как выяснилось, мы родились в один день с разницей в год) день рождения.
Со временем я стал всё чаще замечать за собой не только отсутствие раздражения, но и лёгкое волнение в ожидании нашей следующей встречи. Если она задерживалась, мне казалось, что жизнь выпадала из своего привычного ритма, и моё шаткое душевное равновесие начинало колебаться. Так медленно, но верно я вновь оказывался втянут в круговорот жизни. Однако, как я и говорил, всё равно или поздно заканчивается… И однажды это случилось.
Это было во время весенней оттепели, когда за окном уже растаяли последние снежные хлопья. Как и всегда, я ждал прихода своей постоянной гостьи. Не знаю, как, но ей удавалось ни разу не попасться на глаза медсёстрам, которые, впрочем, не слишком торопились с обходом на этом этаже и редко заглядывали к местным пациентам (или, во всяком случае, ко мне) помимо обязательного осмотра. Однако даже для них было необычно сегодняшнее опоздание - близился полдень, а на горизонте палаты с момента, как мне принесли завтрак, так и не появилось ни одного человека. Возможно, именно поэтому Саша не спешила с очередным посещением, а я считал в уме сжигаемые впустую нервные клетки.
Лишь в обед наконец-то наметилось какое-то движение. С извинениями за долгое ожидание в мою палату торопливо прошествовала старая медсестра, поставила поднос с обедом и задала несколько дежурных вопросов - про самочувствие, жалобы и пожелания. Затем по своему обыкновению она пожелала мне приятного аппетита. Меня терзали смутные сомнения насчёт искренности её реплик, но я всё же заставил себя поблагодарить её и всё съесть. Забрав пустую посуду, женщина двинулась к двери, но на мгновение замешкалась, остановившись будто в нерешительности. Она оглянулась, и, поймав на себе мой взгляд, слегка вздрогнула и ещё более спешно открыла окно под предлогом духоты. После она ушла.
Столь странное поведение заставило меня насторожиться, но я был рад появлению в комнате свежего воздуха, богатого кислородом и приятными ароматами. Это напомнило мне рассказ Саши о том, как мы вместе побывали на прогулке в лесу. Заблудившись, мы развели костёр неподалёку от огромного озера, приготовили шашлык из грибов и рассказывали страшные истории друг другу на ночь. Наверное, воздух там был таким же чистым и сладостным.
Я бы хотел, чтобы эти мгновения длились вечно… Но мои светлые мысли были прерваны резкими звуками снаружи. Я оторвал взгляд от окна и успел заметить, как мимо моей незакрытой до конца двери пронеслась каталка. Я не смог разобрать, что было на ней, но в моей груди появилось смутное чувство тревоги. Саша в тот день так и не пришла.
С того дня, как Саша перестала приходить ко мне, на душе стало необычайно пусто. К тому же, сменилась и погода за окном - уже который день не прекращаясь шли дожди, и косые струи мутной воды оставляли полосы на стекле. Наблюдение за ними стало единственным моим развлечением… Наверное, так было и раньше, но теперь я скучал по необычным историям моей милой посетительницы. И по ней самой.
Каждый день я невольно поглядывал на дверь и ловил себя на мысли, что всё ещё верил, что она придёт. Однако разумом я понимал, что если Саша была пациенткой, то её уже должны были выписать - она лишь иногда кашляла и, видимо, просто слегка приболела. Нельзя было отбрасывать и вариант, что это дочь кого-то из посетителей или же работников больницы. Как бы то ни было, мне не следовало беспокоиться понапрасну. Дружбы ведь… Не существует, правда?
Так я думал до того, как старая медсестра не принесла вместе с обедом небольшую потрёпанную книгу. Женщина сказала, что это просил передать пожилой господин, один из посетителей больницы, приходивший к другому пациенту. И я бы забыл про этот необычный подарок, если бы на его обложке не красовался превосходный пейзаж, вмещавший в себя и высокие горы со снежными шапками, и густой тёмный лес, и солнечное цветочное поле, окаймлявшее весёлую прозрачную речку. Можно было подумать, что это только очень реалистичная картина, но что-то подсказывало мне, что такое место действительно должно было существовать на земле. Или хотя бы во сне Саши.
Однако стоило мне распахнуть книгу, как я понял, какую ошибку совершил бы, забыв про неё. Это был дневник… Принадлежавший Саше. Я сразу подсознательно понял это, увидев, как старательно были нарисованы цветочки и узоры по краям страниц. В дневнике Саша описывала каждый свой сон и мечтала о том, что хотела бы воплотить все их в жизнь. Она рассказывала и про свою семью, с которой много путешествовала в детстве. Видимо, именно тогда в ней и зародилась эта удивительная тяга к исследованию мира… Но у неё был рак. Целый год она боролась с ним, посещая различные процедуры, прежде чем её наконец были вынуждены положить в больницу для проведения операции. Саша писала, что всё время подготовки к ней была рада общаться со мной и будет счастлива увидеться снова, если всё пройдёт успешно… Её не волновало то, каковы были шансы успешного удаления опухоли, образовавшейся в её мозгу. «Всё, чего я хочу - это чтобы ты улыбался, как когда мы общались, ладно? Ты можешь снова переживать наши приключения, читая мои записи. Прости за неаккуратный почерк… И ещё, знаешь… Ты мой лучший друг! И даже если я не вернусь, - на этом месте я с замиранием сердца заметил след от капли воды, - пожалуйста, будь счастлив. Мы когда-нибудь ещё увидимся. Я попросила папу оплатить твоё лечение. Я знаю, что оно дорого стоит, и потому твоя семья не могла ничем тебе помочь… Но теперь, когда ты выздоровеешь, ты сможешь осуществить все наши мечты! И я буду всегда с тобой. В твоём сердце. Ведь дружба на самом деле живёт вечно! И даже если кажется, что меня нет рядом, это не так. Даже сейчас я чувствую, что ты будешь со мной всегда». Так заканчивалась последняя история, рассказанная мне моей лучшей подругой.
Как она и говорила, лечение вкупе с моими стараниями в процессе реабилитации дало свои плоды, и я смог обрести новый шанс прожить жизнь. Я посетил все места, описанные в дневнике Саши. Благодаря этой тонкой бумажной нити я чувствовал, что я не один, и это давало мне силы двигаться дальше. Так и теперь, когда у меня появились своя семья, жена и маленькая дочка Саша, я верю, что дружба не просто существует - она способна творить чудеса.


Рецензии