13ч. Торгованцы или жизнь в кривом зеркале событий

Перестроечный сериал.
Серия 13. Стихийный рынок магазина "Жайык"

 
 
Перестроечный сериал.

Серия 13. Стихийный рынок магазина "Жайык"

– Трусы, трусы! Что за трусы вы мне продали?
Они линяют. Деньги тут лопатой гребёте! А трусы бракованные продаете?
 Пенсионер с палкой, скрюченными, высохшими руками схватил с прилавка трусы мужские. Серые и невзрачные.
– Вот они!
Обрадовался он. Видимо сомневаясь, здесь ли я их купил.
Растягивая резинку, закричал, потрясая трусами, как флагом революции!
Продавец, молодая улыбчивая и скромная женщина, которую я знаю тысячу лет, попыталась молча отобрать товар. Не тут то было.
Мужчина орал как блаженный. Затрагивая все: честь, достоинство и гордость. Ушел еле, еле, с чувством выполненного долга и через минут двадцать нам рассмеявшимся над злополучным миром сегодняшнего дня, досталось вдвойне. Человек не шутил и его тоже можно понять.
А нас понимать никто не собирался. Рынок этот стихийный существует много лет, столько же, сколько существует и само это место, и еще столько же будет существовать, перемещаясь немного ближе или дальше. Чёрт его знает, как образовывается стихийное завихрение и кольцевание таких мест. Но люди раз встав и облюбовав участки суши для маленьких продаж никогда не улетают обратно. Эти бедняцкие копеечные рынки дают народу подработать самым честным образом, честную копейку. Но они всегда гонимы. С утра дрались за место. Я видела крики и драку издали. А вот уже рядом подрались два пенсионера. Те кто пришли рано в семь утра и расположились, утесняются тем кто пришел к обеду. Тот широким жестом стал хватать чужие  ведра и ставить  плотнее. Пенсионер что стоял с женой с утра возмутился такой наглостью и пошел в атаку. В результате у всех нас дрожат руки, повысилось давление. Солнце печет нещадно. День обещает быть ужасным. Как началось так и продолжается то тут ,то там скандал. По ряду бежит девушка с парнем кавказцем. Молоденькие, за ними огромный мужик казах. Угрозами старается вызвать мальчика на конфликт. Она кричит, помогите. Помогают. Кричат, останавливают. Говорю ему: - Они же дети! Нельзя так!
он отвечает: - Кавказец!
Вроде у нас войны с Кавказом нет, но подвыпившему море по колено. Видимо рассвирепел, глядя на то что, красивая казашка идет за руку с парнем кавказцем.
По ряду идет женщина старенькая, сумка грязная. Джинсовка зашита. Видимо одевает через верх. Руки в золотых кольцах. Смотреть и то больно. Давно все знают. Потерявшая память и живущая в своем мире. То выплывает из этого состояния, то опять уходит в себя. Она останавливается и долго смотрит на овощи. Ей дают.  Подошел к ней парень ,видно рабочий магазина, просит 50 копеек. Странно, но и даже больную старуху можно обманывать на глазах у всех. Пенсионер, который с дракой присоседился около меня с товаром оставшимся у меня от моего закрытого рынка рядом, уже остыл и стал рассказывать про старуху. Живет одна,есть дочь. Каждый день насобирает кучу и это все пропадает. Придет дочь и начинает выбрасывать и убирать. Метаморфозы болезни.
Пришел Нурик собрать копейки за уборку территории. Главный доход Нурика, занимать места утром. С меня попросил 200 тенге. Я дала. На другой день рядом стоявший парень стал его ругать, взял 100 ,еще прошло время дала сколько есть. В общем, с пяти утра тот размещает вдоль магазина камни и подручные ящики. Метит территорию. Дачникам мест не остается. Начинается возмущение!
Август дымится злостью.
Спокойна только серая беременная кошка. Она медленно обходит рынок собирая свою дань, то рыбку ,то жопку окорочка. Сядет около коробки и сидит молча глядя в глаза. Не дашь. Уйдет, через полчаса опять обход. Неустанный. Ждет. Что воля, что неволя – одно и тоже. Как и у людей, но как отчаянно люди проявляют эмоции, как покорна кошачья доля.
Все в масках. Маски приросли уже к душам и даже стали привычными. Хорошо, враги не узнают. Старых, не видно, как они стареют. Злых, тоже не видно, как и излишне и не в меру радостных. Потому что и смех тоже злобный, саркастический  в основном.
Смотрю, как молодые соревнуются по перепродаже овощей и фруктов. Сколько думаете можно заработать, на маленьком рынке перепродав мешок картошки? 500 тенге. Максимум 600 тенге Что можно купить на это? Можно скушать пирог за 250 и два чая. Можно купить пачку сигарет. Эти не курят. Дорого. Парню тяжело носить эти мешки, продавать по килограмму. А люди как нарочно любят выбирать и долго перебирают разглядывая каждую картошину как бриллиант, на свет и на ощупь. Потом прищурясь, смотрят на весы. Вдруг обманут. Дураков нет. Весь доход в отходе. Кривых картошках и мелких. Иногда мешок за два дня уходит. Смотрю как он старательно высчитывает что то ,записывает и взвешивает шелуху
 лука.
- 50 копеек!-шелуха.
 Начинаешь переживать за парня. Стоит с утра и до семи вечера каждый день. Что это за жизнь? Сразу вспоминаешь девяностые. Их клянут. Сейчас разве лучше? У парня был прилавок, товар, который он сейчас распродает. Коронавирусная инфекция разорила мелких разночинцев. Он думает это временная ситуация. Надеюсь. Надеюсь. Рядом почти еще пара с маленьким, грудным  ребенком. Озлобленные донельзя. Рядом лучше не стоять. Ребенок с ними, или в машине. По очереди дежурят и видимо и сами спят с ним там же. Тоже перепродают овощи и фрукты закупаясь на оптовке. Если базар разрастается, приходят девушки милиционерки. Они сейчас не штрафуют, записывают. Наивный народ дает свои данные. Потом, наверное придут штрафы. С пенсии удержат. Так я думаю. Чтоб не было возмущений, не давали б на руки и соблюден был бы закон. Торговать нельзя, помиловать.
март-июль 2020 год.

Небольшое дополнение к сказанному за 21 год

Знаете, у нас уродливый капитализм, мы из советского народа и сразу бух в капитализм, он перемешался, лавочники после обложения налогами такие же люмпены...сегодня ходила проветриться, остался товар после закрытия рынка. Дай думаю, постою на открытом воздухе. Прибежал лично директор рынка "Аяжан" три раза предупредил, не дай бог я обокраду его, не дай бог продам по низкой бросовой цене пару сапог, не дай бог, вообще разорю рынок. Камеры кругом, штрейкбрехеры, охрана, а у меня сломалось колесико, не могу уехать. Просила дай постою ,дочь меня скоро заберет. Шиш. Все на свете прокляла и рынок, и аристократов, и капитализм, и лавочку свою бывшую. Вышла на пенсию голая, хорошо хоть пенсию платит государство. Стоят бедные люди на улице со своими банками, дачники и их скоро всех разгонят. А вы говорите капитализм, да будь проклят, такой капитализм и рынки, которые растянулись на километры. " Аяжан" название красивое конечно, уральские власти не думают о народе. Им только гонять хорошо людей. Налоги и штрафы собирать.

Торгованцы, или жизнь в кривом зеркале событий.

Заключение.

Коронавирус 20 -года сломал мелкий бизнес.
Разорились все маленькие торгованцы. Все уселись по домам, остатки товара положив или раздав по дешевке.
Молодежь спешно перешла на другие виды работы или другие виды торговли. Все стали выписывать товар по почте через интернет. Новый вид торговли мне почти неведом об этом, и писать не буду.
На рынке "Жайык" теперь спортивная площадка.
А стихийный рынок жестко гоняют.
Разночинцы бегают, как тараканы которых морят.
Беднота уже подступает ко многим семьям.
Жившие в довольстве люди перестали ходить по магазинам, концертам, парикмахерским, паркам. Дети высиживают дома на дистанционном обучении. Не нужны школьные формы, обувь и прочие блага. Общение все по телефону.
Те еще кто не брал кредит, все же  взяли на ремонты домов и все успокоились окончательно. В других государствах паника, возмущения, протесты. Наши привыкли молчать и надеяться на дотации государства и на Бога. Жизнь настолько изменилась и стала похожа на большую огромную тюрьму. Мир, распахнутый на четыре стороны света, закрылся. Нельзя ехать в другие страны и города и даже соседняя Россия стала страной и государством чужим и выехать к братьям и сестрам, а мне к дочери, сопряжено со многими трудностями и первое – денежный вопрос. Подработки нет, а кредиты съели пенсию. Finita la commedia.  Торгованцы в моем лице печально озирают пустынные улицы, павшие в борьбе за жизнь рынки, и маленькие точки. Будем живы – не помрем. Лишь бы войны не было.
ноябрь 2020 год.

 


 


Рецензии
Уважаемая Ирина! Читаю Ваши строки и диву дивлюсь, неужели за 20 лет ничего не изменилось в жизни рынка у магазина "Жайык". Вроде, было время с земли всех разогнали, ряды оборудовали за почтой. А теперь что же, базарчик снесли и опять вдоль магазина торгуют? Да, эта пандемия и в РФ внесла коррективы в жизнь супер малого бизнеса. Однако, принцип остался прежний: каждый сам за себя и выживает сильнейший. Базар, мать его ети...
С уважением, Николай.

Николай Панов   23.08.2020 18:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте ,Николай,изменилось одно,рынок снесли,но люди остались!

Ирина Уральская   31.10.2020 11:20   Заявить о нарушении