Игры богов в опере П. И. Чайковского Пиковая дама

               
               

      Посвящается великому русскому актеру, нар. артисту СССР О. А. Стриженову

 В далеком 1958 году в художественной жизни СССР  произошло огромное, незабываемое событие, почти чудо – на экраны страны вышел фильм-опера в постановке режиссера Р. Тихомирова «Евгений Онегин», где соединились творения двух гениев – А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. Тогдашний, неизбалованный зритель – школьники, студенты, молодежь и старшее поколение воочию смогли увидеть оживших любимых героев – пленительную Татьяну (А. Шенгелая), холодного красавца Онегина (В. Медведев), мечтательного поэта Ленского (И. Озеров), беспечную резвушку Ольгу (С. Немоляева). Это был настоящий шедевр советского классического киноискусства! А через два года – в 1960 году - на экраны вышел новый шедевр Р. Тихомирова – фильм – опера «Пиковая дама». Залы были переполнены. Тогда, еще 12-летним подростком, я бегала по всем кинотеатрам города, где только появлялся этот фильм! В чем же таилась эта потрясающая душу волшебная  притягательность, магия, на всю жизнь пленяющая зрителя? В фильме в едином порыве слились таланты постановщиков, художников, операторов, актеров, певцов,  и самих создателей этой самой репертуарной оперы отечественной сцены – братьев П. И. и М. И. Чайковских.  Фильм начинается с увертюры, звучащей на фоне размытых  гравюр Петербурга. Как художник (И. Вускович) и режиссер (Р. Тихомиров) смогли проникнуть в мистический дух давно ушедших веков, зримо воплотить зыбкий  образ того знакомого и незнакомого  города, возведенного на руинах давно исчезнувшей цивилизации, о которой вскользь упоминает писатель ХV111 века Михаил Левшин? Из голубоватого тумана  проступают грозные лики древних гиперборейских божеств, дух которых до сих пор витает средь холодных монументальных зданий города… Именно они – подлинные хозяева северной столицы, навеки определившие ее драматическую судьбу. На горельефе - гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства, как ангел Страшного суда…Неумолимая, тяжелая незримая  поступь непроявленного мира, которую почувствовал Пушкин в поэме «Медный всадник»: «За ним повсюду Всадник медный с тяжелым топотом скакал…» Он сродни Каменному гостю, посланцу иномирья… Интродукция заканчивается светлой элегической темой любви…
Но вот пред нами – залитый ярким весенним солнцем Летний сад, куда стекаются на прогулку празднично одетые петербуржцы. Режиссер перенес действие оперы из ХV111  екатерининского века в век пушкинский, тем самым приблизив к нам события. Под наблюдением нянюшек на аллеях весело играют в горелки и солдатики ребятишки. И с этого момента вступает в действие главный лейтмотив  оперы – тема игры! По древнему учению Веданты  боги, создавая вселенную, развлекая себя, наслаждались божественной лилой – игрой, иллюзией, подобной волнам на поверхности океана. Изначально они играют со своими творениями – людьми, живущими в материальном мире, созидая и разрушая их судьбы. Так играет на берегу Ямуны юный бог  Кришна с влюбленными в него пастушками – гопи, играя им на флейте…Дух приходит к людям через радостный детский смех, музыку… Встречается молодежь – Сурин, Нарумов, Чекалинский – их первая фраза – «Чем кончилась вчера игра?» определяет весь жизненный круг их интересов. Друзья обсуждают Германа, еще не вошедшего в круг игроков – «Какой он странный человек!» «Как будто у него на сердце злодейств по крайней мере три!» «Вот он, смотри, печальный дух изгнанья, демон!» Но вот появляется и сам герой оперы (О. Стриженов) в сопровождении приятеля  гусара Томского (В. Медведев).
В одноименной повести А. С. Пушкина Германн, молодой инженер, получает такие авторские характеристики -  «Германн немец, он расчетлив, вот и все!» «Он был скрытен и честолюбив, он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасала его от обыкновенного заблуждения молодости..» «Расчет, умеренность и трудолюбие – вот три мои верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Не таков Герман – герой оперы Чайковского! Он буквально одержим страстью к юной Лизе, внучке знатной и богатой  графини. В этой страсти он напоминает лермонтовского Демона, плененного прекрасной Тамарой. Но любая страсть – козырная карта богов! Звучит потрясающая по красоте ария «Я имени ее не знаю…» Отчаяние влюбленного усугубляет известие о помолвке Лизы с богатым и знатным  графом Елецким. Но и души Лизы и графини невидимыми нитями судьбы связаны с Германом. Квинтет героев – предчувствие трагической развязки: «Мне страшно! Он опять передо мной, таинственный и страшный незнакомец! В его глазах укор немой сменил огонь безумной, жгучей страсти.. Мне страшно, будто я во власти его очей зловещего огня…» Итак, боги уже начали свою роковую игру – лилу, заманив героев в паутину страстей. А в небесах уже гремит отдаленный гром, грозовая туча сменяет весеннюю солнечную благодать. Томский рассказывает друзьям мистическую историю старой графини, в юности потрясшую Париж своей красотой. Но графиня предпочитала карточный  «фараон» любви… Чтобы спасти ее от проигрыша, мифический граф Сен-Жермен, причастный демоническому миру, раскрывает ей тайну трех выигрышных карт. Но плата за разглашение их тайны – жизнь. К ней является призрак – посланец непроявленного мира, предрекающий смертельный удар от  одержимого страстью искателя счастья. Итак, все герои оперы оказываются игрушками в руках могущественных потусторонних сил. Удивительно духовное прозрение автора либретто, брата композитора, Модеста Чайковского – он заставляет своих персонажей вступать в диалог с древними богами природы, не называя их по именам, как герои сказок Пушкина. Герман отождествляет свои страсти с божествами неистовой грозы – марутами: « Гром, молния, ветер! При вас торжественно даю я клятву – она моею будет, иль умру!» Лиза (О. Красина), распрощавшись с подругами, напрямую  обращается к богине Ночи: «О слушай, ночь! Тебе одной могу поведать тайну души моей! Царица ночь!  Как ты, красавица, как ангел падший, прекрасен он, в его глазах – огонь палящей страсти!» И опять герой отождествляется с Демоном! Лиза, аристократка, хрупкая, изнеженная девушка, умеет постоять за свое счастье и любовь, она готова отказаться от мнения света, брака со знатным любящим  женихом, чтобы смело пойти за своим избранником хоть на край света… «Теперь тебе хочу принадлежать я  лишь одному!» В этой своей решительности и цельности характера она напоминает пушкинскую Татьяну. Но боги не могут отменить предначертания судьбы! Они зорко следят за своими марионетками! На аристократическом балу, среди танцев и развлечений, их посланниками выступают двое молодых повес, разыгрывающих Германа: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя. Придет, чтобы силой узнать от тебя три карты!» Предсказание призрака из прошлого должно завершиться! И новая страсть овладевает сердцем героя – «Теперь не я – сама судьба так хочет! И я буду знать три карты!»  И вот уже возможность тайного свидания с любимой отступает на задний план…Теперь ничто не свернет его с предназначенного судьбой пути - в его руках – ключ от спальни графини! А судьбу эту воплощает  старая графиня, стоящая на роковой черте между жизнью и смертью… С ее портрета, как и с  портрета Дориана Грея, где она изображена в образе Московской Венеры, высокомерно и отрешенно глядит красавица в пудренном парике, завораживая Германа: «Гляжу я на тебя – и ненавижу, а наглядеться вдоволь не могу! Бежать хотел бы прочь, но нету силы… Пытливый  взгляд не может оторваться от чудного и страшного лица…» На лике графини навечно застыла печать встречи с потусторонним, которую она пронесла до глубокой старости. Теперь в ее сердце  нет и тени человечности, сострадания, памяти о былых радостях жизни. Такова плата за участие в играх богов! Блистательна и не забываема  актриса Е. Полевицкая в роли графини! Их немой поединок поднимается до уровня шекспировских страстей. Тщетно Герман умоляет ее о милости, заклиная ее чувством супруги, любовницы, матери, пытаясь пробудить в ней хоть какую-то искру жизни.. Свою тайну она унесет в могилу! «Она мертва, а тайны не узнал я!» Ни один самый значимый актер современности не сумел подняться до таких высот духа, такой психологической  виртуозности  в этой роли, как это сделал 30-летний Олег Стриженов! На наших глазах его страдающую отчаянную  душу поглощает тьма безумия. Теперь наступает его черед столкнуться с призраком, посланником иного мира: «Я пришла к тебе против воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду…» Кем велено? Кто приоткрыл портал миров? Или весь мистический Петербург, восставший на руинах Гипербореи – это огромный портал, сокрытый до поры до времени?
Тема азартных игр занимает не последнее место в  классической мировой литературе. Начиная со знаменитой игры в кости в Махабхарате, когда принц Юдхиштхира, старший из Пандавов, проигрывает шарлатану  Шакуни все свои земли и богатства, своих братьев, и даже любимую жену… Это новелла Э. Т. А. Гофмана «Счастье игрока», поэма Лермонтова «Маскарад», пьеса Гоголя «Игроки», роман Достоевского «Игрок», рассказа Л. Андреева «Большой шлем», пьесы М. Булгакова «Бег»…И всегда игры трагически  оканчиваются крахом или гибелью для их участников. Не избежал этой участи и Герман. Он губит и себя, и любимую женщину, ставит под угрозу свою бессмертную душу…В финале оперы, в игорном доме,  вся молодежь – игроки, не мыслят своей жизни без страстей азарта: «Пусть потонет наша младость в неге, картах и вине, в них одних – на свете радость, жизнь промчится. как во сне…». Апофеоз финала – знаменитая застольная ария Германа «Что наша жизнь – игра!» Дважды боги одарили его выигрышем, но на третий перед ним предстал грозный лик Пиковой дамы! Ведь он не исполнил повеленья графини и заслужил свою смерть! Это не безумец поет гимн игре, это древние боги его устами возглашают свой манифест! И уже умирая, он вымаливает посмертное прощение у  души погибшей Лизы, которую он увлек за собой в пропасть… В музыке Чайковского звучит в исполнении мужского хора проникновенная молитва – реквием – «Господь, прости его, и упокой его мятежную, измученную душу!»  Но в атеистической стране 60-х годов режиссер не посмел украсить ею фильм…
Композитор завершил оперу на одном дыхании  за 44 дня. Осенью 1891 года в Москве, в Большом театре, состоялась ее премьера, где заглавные роли исполняли супруги М. и Н. Фигнер. А двумя десятилетиями позже Петербург, а за ним и вся Россия были вовлечены в страшную мистическую игру, где одержимые разрушительными страстями оголтелые безумцы, ведомые адскими идеями сатаниста Маркса, бросились на штурм Зимнего, громя свою  отечественную историю и культуру, ввергая народ в кровавую .гражданскую. войну, унесшую тысячи жизней… И тогда грозный бог разрушения Шива начал свой космический танец тандаву, засыпая песками времени все основы предыдущей цивилизации, а Брахма (славянский Сварог) вновь начинает творить новую вселенную…               
                21. 8. 2020 г.


Рецензии
Прекрасно написано

Надежда Секретарева   21.08.2020 09:24     Заявить о нарушении