Поэт на перекрёстках сущего...

               
                ПОЭТ  НА ПЕРЕКРЁСТКАХ  СУЩЕГО…

     О творчестве   русского поэта и учёного-филолога Александра  МАМОНТОВА.
            
         
     Говорить и судить о творчестве живущего с тобою рядом современника всегда трудней, чем об уже ушедших вечность знаменитых людях. Не так легко освободить образ своего незаурядного современника от напластований серых будней, от  дешевой, мелкой мишуры культуры повседневности.   
Как правило, решить эту непростую задачу нам помогает  груз прожитых лет, короб чувств  и горьких  долгих размышлений,  накопленный, прошедший  через  густое  сито  времени,    промежуточный онтологический опыт. Всем, кто прожил на этой земле долгую жизнь, не впал в беспамятство и старческое слабоумие, есть,  кого вспомнить и о чём вспомнить. Ещё    не закончен  многими из нас свой  крутой маршрут.  Ещё длится наша жизнь,  и далеко  не всё сделано  из намеченных нами дел.   И ещё не всё  сказано  о времени и о  себе  с позиций  мудрого миропонимания   учёного, художника и человека. 
      Александр Мамонтов, семидесятилетие которого мы  отметили в  конце июля 2020 года, принадлежит  к той  малой части национально мыслящей  русской интеллигенции, которая  ценой больших духовно-нравственных потерь   пережила вместе со своим народом  крах великой  империи, позор и стыд кромешной Смуты 90-х и сумерки  смрадных  "нулевых годов".  Не каждый человек, учёный и поэт, пережив очередной «великий перелом» славянской души, не  впадёт в глубокое отчаяние и не сломается духовно сам. Под обломками империи, не разобрав завалы, трудно строить Новый Город-Сад  и создавать  с нуля  могучую  Державу их двух взаимоисключающих  миров, из прошлого и настоящего,     продолжать научные исследования и писать философские стихи.  Александр Мамонтов  — автор исторического очерка  "Духовная  культура   средневековой Руси".  и учебного пособия для  учащихся  высшей школы и лиц, занимающихся самообразованием "Культура России  от Петра  Великого до "серебряного века" (XVIII  -XIX вв.).      Александр Мамонтов  — автор книги  философской лирики "Поэт и мир" (М.: Академия поэзии, 2010), книги стихов и прозы "Разговор по  душам" (М.: Интернациональный  Союз писателей, 2014)  и ряда многих замечательных  поэтических сборников.   
       В  них особое   внимание обращено  на духовную составляющую  культуры допетровской Руси и послепетровской России, без которой  трудно рассматривать  наиболее яркие проявления   психического и психоэмоционального  склада  характера и "культурного генотипа" русского народа. Многолетняя исследовательская   работа по этой теме  в контексте истории русской культуры, в частности,  развития русской литературы (изящной словесности) на основе русского народного творчества не могла не вдохновить  молодого учёного на  создание собственных стихов мировоззренческого  характера.
         Учёный и поэт Александр Мамонтов не  сломался под  железобетонной плитой монетаризма  в сумерках криминального зооморализма, и  не взирая ни на  что продолжал  терпеливо и не  спеша создавать  свой неповторимый собственный мир. Прошла лихая, воровская Смута 90-х и наступили «нулевые годы» третьего тысячелетия, но  окружающий поэта  мир не становился лучше.        Всё дальше    за горизонт событий уходит из-под ног   родимая   земля, тускнеют на глазах волшебные цветы утраченного Рая.  Реальная жизнь становится всё скучнее и скучнее, а люди  — все расчётливее, равнодушнее и суше.  Возник острый дефицит человечности, а вместе с ним дерзкий, вызывающий московитский  гедонизм и и пещерный зооморализм. Изменились ценности и коды поведения людей в попытке власть имущих  подчинить и законсервировать эмоциональную энергию людей в интересах  своей корпоративной, мафиозной экономики и современного потребительского образа жизни. Для социолога, политолога и экономиста — это  необратимый и закономерный процесс, для ученого-гуманитария и поэта-философа —   перманентный  тревожно-депрессивный синдром и армагеддон вселенского масштаба, начало  эсхатологической битвы  на исходе времён «царей  всей обитаемой земли» (Апок. 16,14-16). На просторах иного враждебно-настороженного мира все меньше «людей лунного света», все гуще сумерки  людей  и всё больше людей сумерек и  деформированного сумеречного сознания. В   багровых сумерках безумия  мрачнеет  горизонт грядущего,  и  Тот, Кто  Может Всё угрюмо  сводит брови:
                Ваятель бурь, свирепый господин,
                Какие муки ты готовишь веку?
                Протрёт ли лампу новый Алладин
                В порыве  состраданья к  человеку?
         
         Одна из лучших (по моему личному мнению)   программных стихотворных книг Александра Мамонтова  "ПОЭТ и МИР"   с каждым  новым днём   всё шире  и глубже  открывает для  читателя  мучительную, отчаянную  жажду  Истины  в этой проклятой, непрерывной, жуткой, абсурдной, мелкой и жестокой жизненной возне.  Её автор  —    весёлый, немного грустный мудрый реалист и задумчивый романтик, сполна насыщенный пространством-временем, радостью познания самого себя и мира,  полный   светлой памяти  и глубокой мудрости, без чего немыслимо и невозможно обретение  новой идеологии,  свежих  одухотворяющих идей и  совершенствование человека.    В некоторых своих стихотворениях он  стоит  выше всех  на одной из тех "сияющих высот Памира",  с  которых видно всё окрест, весь  мир во всех его причудливых метаморфозах, с его Соловьиными  садами, Китеж-градом и  легендарным Беловодьем, (Крымом, Сочи, Воркутой и Магаданом), с безымянными  могилами, свалками для падали и мусорными полигонами. Его поэтике присущ  православный   аристократизм —   в ней   дуализм Серебряного века —  в ней дышат и живут особой жизнью  идеальное и материальное начала. Его  поэтика   по-человечески   добра, гостеприимна и щедра  —  порой она  стоит  на земной российской тверди и пытливо  вглядывается в низкое и хмурое северное небо,  а порой  —  взмывает  и витает где-то выше облаков и из небесной глубины  участливо и скорбно  обозревает  землю.   Неустанный труд его души всегда радует  и вдохновляет нас  на  быстрых струях Божьей  реки жизни.         
      Поэт  —   свидетель  Вечности, спокойный среди бурь, мятежный в смрадном  сумраке  Застоя.
      Поэт  —   связист святого духа между Небом и Землёй. Эту полевую, волновую, квантовую связь никогда  никто на свете не разорвёт и не уничтожит.
      Вот этими восхождения к горним высотам  Александр Мамонтов  нам, почитателям его поэзии,  очень близок  и дорог, как человек, как учёный и художник слова.  Не будем  печалиться о том, что  человек  так краткодневен, а будем радоваться, что мы пока  ещё  живём не зря, что ещё бьются  в унисон наши  усталые  сердца:
            Будем радоваться  свету  жизни, понимая   всем сердцем и умом, что без потерь и утрат любому человеку  не прожить, что мир —  юдоль печали и слёз, но и не свалка для всякой падали. Будем жить и  радоваться  жизни,  понимать,  что сила наша в наших славных предках, в понимании того,  что под этим Небом  ещё пока   неразрывна связь времён и поколений, что  УЧИТЕЛЬ НЕ УМРЁТ В УЧЕНИКЕ:
               
                ...Без потерь  не прожить  —
                Так зачем сокрушаться об  этом?
                Сдвинет  брови закат,
                Возложив поминальный букет.
                .................................................
                Сгинут призраки тьмы,
                Разметав грешной жизни обломки.
                Мы шагнём в никуда
                На ещё одну тысячу лет.
               
                И ростками  взойдут
                Просвещённые наши потомки,
                Старомодным  отцам
                Снисходительно глядя во след.(1)
               
         Творчество  Александра Мамонтова ярко и во всей полноте отражает  всю его саморефлексию, всю гамму   чувств и переживаний человека, оказавшегосяна перепутье двух веков и двух тысячелетий, когда в  кромешной Смуте 90-х и нулевых годов  произошёл еще один «великий перелом славянской души». Учёный и поэт сам оказался в смрадных вихрях смутных перемен, свидетелем обратного пути  от человека  разумного и мудрого к человеку прямоходящему, к  грамотному, пошлому потребителю.
Трудно быть богом, но  мучительно трудно быть  Поэтом и  человечным Человеком. Так трудно, что порой не хочется быть человеком, не  жить и не страдать, не чувствоваить, а «лучше камнем быть в наш век лукавый и постыдный» (Микельанджело Буонарроти).  Порой не жить среди людей в атмосфере полного и окончательного  безобразия. Порой хочется, как  Марина Цветаева, вернуть   Богу его билет (аусвайс) уйти  из мира молча,   по своей воле. Воистину, чтобы перестать  быть  человеком, надо стать тираном-психопатом, садистом-палачом или умереть.   
        Восторженное, инфантильное  стремление  обнять весь мир,  узреть во всей полноте и разнообразии его красоту порой   переплетается в стихах Александра Мамонтова   с тоской по вечной  весне и молодости, а извечный поиск истины и смысла жизни  завершается подведением  итогов своего неустанного, счастливого  сизифова труда.
       Сегодня  прошлое    переживается  поэтом  как бы заново, но уже  в полноте обретённого опыта и миропонимания, анализа личных  непоправимых. но поучительных  ошибок  и заблуждений... У каждого поэта было своё прошлое и  грядущее, своя рефлексия, свои демоны и бесы, бескорыстный идеализм и тревожно-депрессивная рефлексия. Без  пережитого и перечувствованного прошлого  нет,  и не может быть здоровой рефлекссии, критичной мысли, радости  познания  и вдохновенных прозрений. И совсем не случайно  в книге Александра   Мамонтова «Поэт и мир» двумя   главными, содержательными  рубликами  являются «Река времени» и «Рефлексия». Именно они раскрывают во  всей полноте внутренний мир поэта,  его особое миропонимание на арене и подмостках жизни (с.127), на безлюдных тропинках бытия, «на  краю у пропасти Судьбы» (с. 157).
        Поэзия Александра  Мамонтова не для поколения, выбравшего после развала СССР пепси и не для поколения грамотных потребителей с «клиповым  и  микроволновочным   мышлением»  однодевного насекомого (открыл, разогрел, съел и  сразу  же забыл то,что съел), а для тех, кто умеет тонко чувствовать и понимать гармонию  нездешних звуков и высоких смыслов, положенных  с начала  возникновения ойкумены   в основу   русского высокого Глагола.  Она для  почитателей и учеников  ученого-филолога  и поэта, для всех любителей русской изящной  словесности,  для учащихся высшей гуманитарной школы, для  лиц, занимающихся духовными поисками,    самообразованием и самосовершенством.
Источники и литература.
1.Александр Мамонтов  "Поэт и мир" М.:2010,СС. 127-157.
2.Michelagnolo Bonarroti. Поэзия Микеланджело в переводе А.М.Эфроса. М.:1992.
OCR:     Alexander D. Jurinsson, с.54

          25.07.2020
         


Рецензии