Больной вопрос

     Не так давно, в газете «Деловой Миус», а если быть точным, то в №30 от 23 июля прочел заметку Елены Мотыжевой «В Красном Бумажнике ТОС наводит порядок и хочет большего». Не скрою, я от души был рад, что есть и в нашей глубинке неравнодушные люди, сумевшие сплотить односельчан, для решения социальных проблем и вопросов культурно отдыха и досуга. И думают о перспективах, о том, чтобы нашим детям и не только, стало в чем-то удобнее на детских площадках, вместо зарослей амброзии, но и удовлетворить эстетические потребности взрослого населения культурой «общежития». Я этот термин, широко применявшийся в советское время, взял в скобки, чтобы на меня не накинулись те, кто ищет повод «зацепить и обвинить меня в неточности и некомпетентности. Но это не так уж и важно. Я не обижусь на это.
     Я читал заметку и представлял себе то время, которое не все молодые люди даже в кино видели. Это советские фильмы, в основе которых было прославление труда, ради светлой цели построения коммунизма. Мы видели героев стахановцами и передовыми колхозниками, как в фильмах «Свинарка и пастух» и «Казаки», «Семья Журбиных» и «Весна на заречной улице», и этот перечень можно продолжать и продолжать. Уверен, что пример Ирины Сокольской, председателя ТОС станет добрым примером для других, которые по старинке обивают пороги администрации, требуя, и часто справедливо, об улучшении жилищных условий, о проблемах с водоснабжением, дорогами или общественным транспортом. Но, элементарно убрать бурьяны на прилегающим к жилищным участкам – это уже наша забота. Сложнее стало утилизировать тот же мусор или пожнивные остатки, бурьян. Но коммунальщики, при условии соблюдения размеров и тары отходов, забирают всё, что мы выставим, а не два пакета, как раньше.
     Справедливости ради, хочу также отметить, что поселковый Совет М-Курганского поселения делает очень много для того, чтобы мы гордились своим поселком или селом и гостям запомнились ухоженные клумбы, чистые улицы, ухоженные приусадебные участки и прилегающие территории. Только тот, кому никто и никогда не угодит может с этим поспорить. Газоны и цветники ухожены, поливаются и ведется сезонная подсадке и посев цветов, что делает наши села утопающими с весны до поздней осени в цветах. Возможно, местный бюджет не позволяет сделать большего, но, если говорить о нашем районном центре, он благоустроен не хуже некоторых городов. В периферийных сельских поселениях положение не однозначно, где похуже, где получше. Не буду называть, чтобы не обидеть незаслуженно тех, чей местный бюджет уже и «романсы не поёт», «музыку» не на что заказывать. Но я, как человек наблюдательный, стараюсь замечать, что, где и как. И красивые места, достопримечательности сел стараюсь фотографировать, чтобы хвастать (лучше не скажешь) перед друзьями в социальных сетях.
Но не всегда так. Недавно, прочёл заметку об «умирающем» Миусе, после чего, расстроенный, проехал и прошел вдоль русла реки в нескольких местах, чтобы убедиться в этом и уже не говорить, а утверждать – ситуация с рекой катастрофичная. Когда я увидел рыбака, который в сапогах забродниках переходил речку в районе нашей больницы и при этом воды в том районе чуть выше, чем по щиколотки, у меня слов не было и сейчас больше об этом говорить не хочется, больная тема.
     Но, а как не говорить о «больном»? Мы, при встрече друг с другом, чаще всего и обсуждаем подобные темы: политика, заработная плата и пенсии, о пандемии, о погоде и пр. Когда кто-то поднимает подобный «больной» вопрос, резонный вопрос в его адрес: «А, вы, чтобы сделали?...», «Ваши какие предложения?...» И, чаще всего, мы «больные места» обнаруживаем безошибочно, как рентген, а касаемо «методики лечения», здесь всё намного сложнее.
     В с. Григорьевка живет женщина, с которой я поддерживаю общение на почве творчества, мы оба не представляем, пока, как минимум, себя без поэзии. И я стараюсь в летнее время ее навестить, так как ей это сделать затруднительно. Поэты Примиусья её знают, это Людмила Николаевна Нечепуренкко. У нее в конце июля День рождения, к тому же. И, как говорится – «лучше поздно, чем никогда», я решил сделать сюрприз, появившись незвано, в надежде, что она всё равно будет рада общению не в «Одноклассниках», а «вживую». После сложной операции, которая была у меня весной, я не до конца восстановился еще и за рулем автомобиля стал вновь ездить, но не так далеко. Супруга у меня всегда «штурманом», если поездка за пределы Матвеева Кургана. Еще одна традиция, которой я не изменяю – это посещение родных на кладбище в с Малокирсаново. Более 10 лет, как не стало сначала дяди, а через год и тети. Дети жили далеко, сын, ныне покойный, в ст. Вешенской, а дочь в Уфе. Дочери и, соответственно, моей двоюродной сестры 29 июля не стало. Хоронили ее в Уфе, в пятницу. А в воскресенье тройной праздник: Ильин День, День ВДВ и День железнодорожника. В Ильин День работать можно или нельзя – вопрос, а вот слезу пустить, поминая покойных, в самый раз – сам пророк, хоть и не обильно, но пустил «слезу» в этот день.
     Помянули, поставили цветы, положили поминальные конфеты, вспомнили супругов Чемикосовых, Алексея Матвеевича и Полину Федоровну и, конечно, сообщили, что их дочь отправилась к ним на небеса, вслед за братом. Надеюсь, что они нас услышали и «встреча» будет ожидаемая. Я так обыденно говорю. Думаю, что в этом нет кощунства. Ведь все это естественно. Плохо, когда дети «Там» своих родителей ожидают, это намного хуже, особенно родителям переживать такое.
     Первая задача праздничной мессы, со словами, не молитв, а простых душевных человеческих слов в адрес покойных людей, о которых в селе никто плохого слова не скажут, уверен, выполнена. С утра было свежо, а после 10 часов наше южное солнце дало о себе знать и стало припекать. В общей сложности мы провели здесь полтора часа. В основном, благодаря моей дорогой супруге обе могилки были оправлены. Благо, что весной, видимо, убиралось и трава было не высокая, поддавалась силе женских рук и лезвию шансового инструмента, именуемого у нас тяпкой. С меня помощник – одно название, но свою лепту небольшую внес, щипая, как гусенок на лугу травку на сырой земле.
     «Царствие небесное…», перекрестившись, я повернул голову в право, в сторону ограды и сердце ёкнуло… На плите надгробья было изображено знакомое лицо. «О, Господи!» - вскрикнул я. И это не потому, что я не знал о том, что этот человек уже умер, а от того, что вокруг его могилы густо росла жирная амброзия. Видимо, здесь, в этом году никто ничего не делал. Возможно, и не проведывал. О ком я говорю? «Остапов Евгений Евгепьевич, Российский поэт…» - гласила надпись на плите, а ниже даты рождения и смерти и еще изречение, которое я не запомнил, что-то о душе. Кем являлся этот человек, думаю, мало кто знает. Впервые его имя прозвучало при подведении итогов поэтического конкурса, организованным ООО «Капитал» и газетой «Деловой Миус» в 2017 году. Евгений стал победителем в одной из номинаций конкурса. Немного я рассказывал о нем в интервью Елене Мотыжевой, представленном в заметке «Пока творчество хранится в ящике – оно мертво» (декабрь 2018 г.). 9 февраля 2018 года его не стало и было всего 50 лет.
     Я вспомнил сразу строки стихов Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа,…». Обидно до слёз, досадно, но заросла… И заросла не от того, что Евгений был никудышним поэтом, нет, он был очень талантлив. Я публиковал его стихи в своих поэтических группах. Особенно у него неповторимо получались пародии. Он побеждал во многих поэтических конкурсах. Был членом Союза писателей Дона, член Таганрогского литературного объединения «Чайка».
     Евгений родился в г. Таганрог, кадровый офицер, уйдя на заслуженный отдых, решил заняться творчеством в тихой глубинке, поселившись в с. Малокирсановка. Он был активен в поэтических кругах г. Таганрога, в объединении «Чайка», мы же узнали его и оценили его талант слишком поздно.
     В феврале этого года состоялось единственное пока, в этом году поэтическое мероприятие, посвященное 75-летию Великой Победы. Нашими гостями в здании Межпоселковой центральной библиотеки были и куйбышане и участники объединения «Чайка» из г. Таганрога. Таганрожцы построили всю программу своих выступлений построили на основе посвящений Евгению Остапову. Лично мне было неудобно, что мы не знали программы и что наши гости будут половину вечера говорить только об одном человеке, посвящать ему стихи и песни, читать его стихи и это нашему, по сути, земляку. О похоронах поэта, если кто и знал, но только не поэты нашего поэтического клуба. В прошлом году Евгению устанавливали памятник, с которого я и начал о нем рассказ. На этом мероприятии участвовали, опять-таки, гости из Неклиновского района, представители М-Курганского казачьего юрта. Евгений был еще и казаком. Мы же не слухом, ни духом. Я не знаю, чье это упущение, но осадок на душе, не передать.
     Может быть, это только мое мнение и больше никого. Не знаю. Но сейчас уже речь о другом. Я возвращаюсь к тому, с чего начал. Я говорил, что с меня, после перенесенного острого инфаркта и операции на сердце работник никакой, тем более, если работа тяжелая, физическая. Мысленно я выдергал все кусты амброзии и очистил место захоронения так же, как жена это с делала с могилами родных. Но, кто бы ее потом повез отсюда домой, так как после этого, я бы остался здесь, рядом с Евгением. И обидно, и досадно, но … С тяжелыми мыслями я ехал домой. Сутки всё, что увидел «переваривал» в себе. Почему так? Кто-то скажет – он не один такой. Да, есть неубранные могилки, но как правило, весной обрабатываются все.
     В Матвеевом Кургане на кладбищах также ведется большая работа по уборке территории. Я не знаю, может быть накличу на себя негодование администраций, сельских советов и прочих органов власти, но хочу сказать свои мысли. Если бы нашлось время на проведение «ревизий» кладбищ, захоронений и других мест, стоящих, как я понимаю на балансе и имеющих ведомственное подчинение организаций свыше. У работников с/с есть сведения и они, даже при желании могут наказать или привлечь родственников к ответственности за то, что вовремя не производят очистку территорий. Если не имеют таких полномочий, то возможно, нужно вернуться к почину Ирины Сокольской. Когда пройдёт напряженная уборочная страда, привлечь для решения таких вопросов, которые являются катализатором нашей совести. Вот и хорошо, и плохо, что у нас «поломана» система привлечения «15-суточников» к общественным работам.
     А по поводу того, о чем я говорил раньше – «А, ты бы как поступил?» Вот не знаю. Но проблема решается тогда, когда выносится на всеобщее обозрение. А, вдруг, кто-то и предложит то, о чем мы даже и не догадывались и вопросы сдвинутся с мертвых точек. Я сейчас совсем глупость скажу. Вот сейчас я не очень владею информацией. А раньше в службе ЦСО существовала бригада рабочих, которые выполняли те работы, которые работники ЦСО (а это практически все женщины) выполнить не в силах – скосить траву на большой площади, спилить дерево, починить крышу. Может быть есть необходимость, не только держать работников коммунхоза, которые выполняют ритуалы захоронения, а и бригаду, выполняющую работы специальные, кроме указанных, в осеннее время – уборка листвы, подготовка к зимнему сезону; зимой, при необходимости, очистка тротуаров от льда и снега, другие работы в течение всего года. У нас же сотни и тысячи безработных людей. Конечно, я не глава района, не главный специалист финансового отдела, не крупный меценат, для кого эти вопросы – «семечки». Сейчас меня вообще заплюют некоторые, не буду говорить кто. А может быть это будет какое-то ООО, ИП и т.д., у которых, как и ЖКХ будут расценки выполняемых работ. А вот дальше моих мозгов не хватает, я технарь. Может быть, будет категория граждан, которым услуги предоставляются бесплатно или льготные, возможно, что это будет что-то наподобие налога или оплаты, как за коммуналку. Ну, тот же ТОС. Вопросов много, ответов пока нет. У меня нет. Есть предложения, за которые меня могут побить. Как говорится – «Все там будем. Только каждый в свое время». Надеюсь, сильно надеюсь, что Евгений Остапов не видит, как «заросла народная тропа…» к его могиле.
     У меня есть несколько конкретных предложений по решению конкретной же проблемы, той, которую я рассказал. Самый простой – прошу тех, кто проживает в названном селе и прочел сказанное, откликнуться, позвонив мне по телефону. Номер телефона в редакции. Скажите, сколько будет стоить услуга, скосить бурьян у памятника Евгению Остапову. Я оплачу. Благо, что сейчас это сделать легко по номеру телефона, к которому привязана карта. Договорились?! Ну, а если людям безразлична эта тема, то придется через время привезти специалиста по уборке бурьяна из М-Кургана. Надеюсь, что этот конкретный вопрос будет решен. А, что дальше? Ваши предложения, господа!

03.08.2020 г.
Александр Иванченко


https://ok.ru/group/54424564793574/topic/70837593101798 - Ссылка на заметку Андреево-Мелентьевского отдела библиотеки отдел им. Е. Остапова.


Стихи Е. Остапова


Было давно

Помнишь - когда мы любили
Вечер смотрел к нам в окно,
Звезды над городом плыли,
Как это было давно.

Кружит за стеклами вьюга
Снежное веретено.
Вот и нашли мы друг друга,
Как это было давно.

Взгляд твой, счастливый и светлый,
В тонких бокалах - вино,
Шепот - как утренний ветер,
Как это было давно.

Время, конечно же, лечит,
Боль приглушает оно,
В спальне - горящие свечи,
Как это было давно.

Только за сонной границей
Полузабытым кино
Снова и снова мне снится
Мир, где я был так давно.


Вишня

Над полями осень задождила
И листвы опавшей намела,
Только вдруг со всей весенней силой
Вишня у дороги зацвела.

Милая, опомнись, в самом деле,
Ведь уже ноябрь у ворот,
Лепестки твои сожгут метели,
И холодный ветер унесёт.

Но цветёт, прохожих удивляя,
Устремившись к будущей весне,
Радостная, светлая такая,
Чистая, как самый первый снег.

На неё с улыбкой смотрят люди -
Рано пробудилась ото сна,
А она им шепчет: "Солнце будет,
И зелёный ветер вновь подует,
И придёт, опять придёт весна!"
Пародии:

Дуралей

       Колокол повесь на шею,
                Крест подмышку, соль – в штаны.
                Барабан бы дуралею
                Дать для пущей крутизны.

                Андрей Банников,
                г. С-Петербург

Коль в себе ты не уверен,
То для полной крутизны
Ты повесь баян на шею
И кота засунь в штаны.

Чтобы сущей образиной
Стать уж вовсе наконец,
Бубен присобачь на спину,
А пониже – огурец.

С разухабистой частушкой
Выйдя вечером гулять,
Будешь во дворах старушек
До икоты всех пугать.

Да с притопом и присвистом
Вдоль по улице пройди,
Чтоб прохожие, как листья,
Разлетались по пути.

Не забудь притом из дома
Скипидара банку взять,
Ведь придётся по-любому
От полиции бежать.

Лютый Пегас

И с Пегасом все негладко,
Он хоть верь, а хоть не верь -
Не летучая лошадка,
А буквально - лютый зверь!
.............................
Так что больно не спешите
На Творца валить грехи.
В общем, сами и пишите
Эти чертовы стихи.

Александр Данилюк, г. Шахты


Ночью с грохотом ужасным,
Как тараном выбив дверь,
ВорвалсЯ ко мне опасный
Конь - не конь, а лютый зверь!

Это был (вы мне поверьте,
Я узнал его тотчас)
Страшный, как посланец смерти,
Персональный мой Пегас.

Он лягнул меня копытом,
За колено укусил,
Хриплым голосом пропитым
Завопив что было сил:

" Сколько можно стих увечить,
Чушь какую-то писать?
Или, может, покалечить
Мне тебя, едрена мать?!"

"Моя страшненькая лошадь, -
Стал ему я отвечать, -
Я клянусь, не буду больше
Эту ересь сочинять.

Улетай скорее с Богом,
А, короче, скройся с глаз.
Скатертью тебе дорога
На любимый твой Парнас.

Там на виноградных склонах
В поэтическом бреду
Вы пишите с Аполлоном
Сами эту ерунду".

Вот такой «больной» вопрос я пытаюсь поднять на суд читателей.
С уважением, Александр Иванченко.

Опубликована в газете "Деловой Миус", " 34 (1059).


Рецензии