Островок истории на окраине мегаполиса

…Оживлённая Профсоюзная улица тянется из центра Москвы прямо к самой окраине. И, проезжая неподалёку от станции метро «Тёплый Стан», трудно себе представить, что немного в стороне от шумной магистрали находится загадочный мир старинной русской усадьбы. Словно остров в море времени хранит свои тайны старинное имение «Узкое».


Исторические судьбы

А началось всё с бояр Стрешневых, которые породнились с царским домом Романовых благодаря тому, что Евдокия Стрешнева стала женой Михаила Романова в 1626 году. С усадьбой была связана судьба дяди Петра I – боярина Тихона Стрешнева, который стал соратником царя-реформатора.

Небезынтересно, что Тихон Стрешнев намеревался даже основать в этих краях монастырь, чтобы провести в нём последние годы жизни. Замысел не был осуществлён, однако в 1698 году была построена церковь Казанской иконы Божией Матери – этот храм и стал главной достопримечательностью усадьбы.

Существует предание о том, что в 1812 году Наполеон с вершины звонницы этой церкви наблюдал за отступлением своих войск. Это легенда, но она вполне может оказаться и правдой.

В разные годы усадьба принадлежала дворянским родам Голицыных, Оболенских, Толстых, Нееловых.

В конце XIX века в усадьбе жили братья Евгений и Сергей Трубецкие, известные религиозные философы. Благодаря им «Узкое» стало настоящим интеллектуальным центром в Подмосковье. Здесь бывали многие мыслители, в том числе историк Василий Ключевский и философ Владимир Соловьев. После того, как он скончался в своём кабинете усадьбы, в «Узкое» стали часто приезжать его почитатели.

В советское время в усадьбе был организован санаторий при Академии наук. В закрытом храме располагалось хранилище ценных книг. В настоящее время там возобновлены богослужения.


Автографы столетий

…Со стороны Профсоюзной улицы начинается длинная аллея, которая проходит среди деревьев и приводит посетителей как раз к главной достопримечательности усадьбы – пятиглавому храму Казанской иконы Божией Матери.  Он построен в стиле нарышкинского барокко и своей формой напоминает Большой собор в Донском монастыре.

Главный дом усадьбы во многом сохранился в том виде, в каком существовал во 2-й половине XVIII века. Частично его декор принадлежит к эпохе конца XIX века и выполнен в стиле, сочетающем в себе черты барокко и классицизма. Ворота, ведущие в усадьбу, своей формой соответствуют стилю классицизма.

…А на аллею каждую осень падают листья каштанов, яблонь, тополей, словно листки календаря. Отсчёт времени продолжается, и, возможно, старинную усадьбу ждёт ещё немало примечательных страниц.


Рецензии