Школа недалекого будущего

Пьеса для детского театра. Навеяна наблюдениями за процессом школьного обучения в период "пандемии". Но кто знает, что нас ждет?


Действующие лица:

Петя – ученик 4 класса

Мама Пети – молодая женщина, пытающаяся совместить карьеру и воспитание сына

Папа Пети - ничего не пытается совместить, весь в работе

Учительница

Одноклассники Пети

Герои книг

Интеллект Искусственный ИНИСка

Действие происходит в недалеком будущем.


Действие первое.

Обычная комната подростка. Утро. Петя крепко спит на диване. На голове у Пети – VR шлем (шлем виртуальной реальности). Даже во сне Петины пальцы вздрагивают, голова дергается – он то ли играет, то ли видит интересный сон. В середине сцены стоит письменный стол, на нем – закрытый ноутбук, незаконченная модель космического лайнера, всевозможные гаджеты. Над столом – большой монитор, выключенный. (В конце пьесы предлагаются варианты, как можно это технически обустроить.) Диван расположен в правой части сцены. В левой части сцены – дверь. Над дверью – баскетбольная корзина, на полу лежит мяч. Справа от кровати – комбинированный встроенный шкаф для одежды, игрушек, и на верхней полке стоят обычные бумажные книги. В комнате – беспорядок.

Монитор засвечивается, на нем появляется электронный циферблат. Стрелки подходят к 8 часам, раздается мелодичная музыка. Петя не реагирует. Мелодия меняет ритм, становится громче и настойчивей. Петины руки перестают дергаться, голова поворачивается к монитору. Затем Петя резко поворачивается на другой бок и накрывается с головой. Музыка перестает играть, на экране появляется озорного вида девчушка, Иниска.

Иниска: - Петька, не притворяйся! Я знаю, ты уже не спишь! Вставай скорее, лежебока!

Петя дергает ногой и вжимается в диван. Девочка на экране монитора перестает улыбаться, ее лицо взрослеет, прическа меняется, и она превращается в Петину маму.

Мама: - Петруша! Пора вставать! Ты опоздаешь к началу занятий! А ведь ты еще не завтракал!

Музыка снова начинает звучать, все громче и громче. Петя машет в сторону монитора рукой и дрыгает ногой. Звучит симфонический оркестр, мама превращается в папу.

Папа: - Петр! Немедленно вставай! Ты что, хочешь остаться неучем?

Петя не реагирует.

Папа: - Петр! Я приеду через неделю, и у нас будет серьезный разговор относительно твоего отношения к учебе!

Петя машет рукой в сторону экрана, и экран угасает, только в нижнем углу мигает красный огонек.

Из правой кулисы появляются девочка с голубыми волосами и мальчик, одетый в ярко-желтые штаны и голубую шляпу – это Мальвина и Незнайка. Опасливо поглядывая на большой монитор и дверь, они подходят к Пете.

Мальвина: - Бедненький Петенька!

Незнайка: - Шалопай и прогульщик!

Мальвина: - Но он так устал… Поздно лег вчера… нет, уже сегодня! Осваивал новую стрелялку!

Незнайка: - Да… не выйдет из нашего Петьки толка!

Мальвина: - Не говори так! Бедный мальчик не знает, как это плохо - вырасти неучем!

Незнайка: - Если бы Петька прочел про то, как мы с Пончиком попали на Луну из-за своего шалопайства, он, может, и задумался бы, но ведь он не читает книги!

Мальвина: - Если бы он прочел про моего друга - как он продал «Азбуку», чтобы попасть в цирк, а попал в пренеприятнейшую историю, он бы уже был на уроке!

Незнайка: - Сейчас Иниска ему устроит пренеприятнейший подъем!

Мальвина: - Ой! Давай его разбудим!

Незнайка: - Как мы его разбудим?

Мальвина: - Как? В самом деле, как? А! Давай тебя уроним, ты упадешь, и Петя проснется от стука!

Незнайка: - А почему меня? Давай, может, тебя?

Мальвина: - Меня нельзя, я девочка!

Незнайка: - А меня можно? Ну, знаешь ли…

Экран начинает светиться.

Мальвина: - Бежим! Прячься!

Незнайка и Мальвина убегают. На экране появляется Петина Учительница.

Учительница: - Уважаемые родители! Дистанционное занятие по математике уже началось. Но несколько человек отсутствуют. Петр Шматков, например! Ирина Сергеевна, доброе утро! Петр отсутствует на уроке!

На экране появляется взволнованная Петина мама.

Мама: - Зоя Семеновна, извините нас! Я сегодня очень рано ушла на работу, муж в командировке… Я сейчас дозвонюсь до Петра, простите!

На экране остается одна Мама.

Мама: - Иниска! Почему Петр не на уроке?

На экране рядом с Мамой возникает шаловливая девочка. Лицо ее серьезно.
Иниска: - Я его будила несколько раз. Он не просыпается. Я буду вынуждена рекомендовать снизить Петру баллы за поведение…

Мама: - Ой, не надо!

Иниска: - Это разумная мера. Снижение оценки за поведение автоматически снизит отведенный вашей семье лимит времени пребывания в режиме виртуальной реальности. И у Петра появится больше времени на сон. И он не будет просыпать время подъема!
 
Мама: - Да, но тогда он не сможет поехать в летний лагерь! Его не примут с низкими баллами… а он так хотел…

Иниска: - До начала смены пятьдесят два дня. Если Петр захочет, он сумеет набрать нужное количество баллов, выполняя общественно полезные работы – например, хоровое пение гимна школы каждое утро…

Петя поднимает голову и снимает шлем.

Иниска: - Доброе утро, Петр! Тебя ждут на уроке математики!

Мама: - Петя! Ну что же ты проспал? Инис снижает тебе поведение…

Петя вскакивает с дивана, он даже не раздевался перед сном – как есть, в спортивном костюме, кидается к столу, включает ноутбук. Большой экран постепенно гаснет.

Петька: - Иниска, прости! Я уже… я уже учусь… Только не гимн школы…

В комнату входят через дверь, из кулис Петины одноклассники. Каждый со своим стулом и картонками, имитирующими ноутбуки.  Зина, отличница, садится поближе к большому экрану, она единственная из учеников одета в школьную форму. Обучение проходит в режиме конференции. Монитор начинает светиться и показывает Учительницу, она строго смотрит в зал. Полина непричесанная, в пижаме,  пытается сделать себе макияж. Семен углубился в решение задачи. Задача не получается, и он открывает украдкой планшет, ищет в Сети решение. Большинство учеников одеты по-домашнему. Иринка пытается решать задачу и одновременно завтракать. Фархат надвинул на глаза тюбетейку и спит, похрапывая. Эти дети, конечно, сидят в своих комнатах дома, Петя, как и учительница, видит только тех, кто включил видеосвязь на уроке, но слышит всех.

Учительница: - Так. Шматков появился. Добрый день, Петр! Почему опоздал?

Петя: - Извините, Зоя Семеновна… так получилось…

Учительница: - Само, что ли, «получилось»?

Петр опускает голову и молчит.

Учительница: - Так… а почему я тебя не вижу?

Петя: - У нас какая-то проблем со связью… если я включаю видео, связь тормозит…

Учительница (Семену): - Завалихин! У тебя тоже проблемы со связью, как я погляжу? Я тебя не вижу в конференции. Вроде ты есть, но только очень виртуально присутствуешь – голосом.

Семен: - Ну да… ну да…

Учительница: - А твой Искусственный Интеллект подсказывает мне, что у тебя со связью все на «отлично».

Семен: - Так он тоже сломался, Зоя Семеновна!

Учительница (прочтя информацию на своем экране): - Та-а-ак! Семен Завалихин! Поступила информация о несанкционированном выходе в Сеть во время урока и попытке списывания из Сети решения задачи под номером триста двадцать семь, вариант «Г», учеником четвертого «Си» класса сто пятидесятого объединенного государственного учебного заведения Завалихиным С.!

Раздается звук, похожий на удар грома. На экране появляется стремительно уменьшающийся рейтинг Семена Завалихина. Рядом с ним с той же скоростью растет рейтинг Искусственного Интеллекта семьи Завалихиных. Притихшие дети завороженно смотрят на экран. Только Фархат крепко спит.

Учительница: - Все, Завалихин, не видать тебе виртуалки, как своих ушей, целый месяц.

Семен начинает всхлипывать.

Зина: - Ой, Завалихин! Неужели такая сложная задача? Я вот давно решила!

Семен перестает шмыгать носом и грозит Зине кулаком. Его рейтинг падает еще ниже.

Семен: - Ну, дождешься ты у меня, железяка…

Петя (вспоминает, что не сделал уроки): - Зин, а Зин!

Зина: - Что тебе, Шматков? Не отвлекай меня от урока.

Петя: - Дай домашку списать!

Зина (испуганно): - Ты что, Петька? Это нельзя! Я из-за тебя уже влипла один раз!

Петя: - Зинуля, пришли мне на айфон… скрин экранчика… пожалуйста…

Зина: - На перемене разве что? А то срежут баллы, как Сеньке!

Учительница: - Так, время истекло, кто решил? Зина, Ира… Ира, ответ не записала, впиши в нужную графу, а то забудешь на экзамене, тебе эту задачу не зачтут. Семен… все понятно. Полина… Полина, решение неверное, ответ верный – это как вышло? Подумай хорошенько, прежде чем ответить. Фархат! Фархат! Ты где у меня?

Фархат резко просыпается, сдвигает тюбетейку на затылок и, вытаращив глаза, смотрит на экран.

Фархат: - Я здесь, Зоя Семеновна!

Ребята хихикают.

Учительница: - Задачу решил?

Фархат: - Не справился, Зоя Семеновна…

Учительница: - А что непонятно? На прошлом уроке мы разбирали решение.

Полина: - Мы не поняли… объясните еще раз, Зоя Семеновна!

Учительница: - Мы уже проходили решение таких задач, разбирали весь урок. У вас тогда не возникло вопросов? Почему? Вопросы по текущей теме задаются во время ее объяснения. Если вы не понимаете, я вам дам домашнее задание именно по отработке этой задачи. Решение в учебнике приведено…

Фархат снова надвигает тюбетейку на глаза и засыпает. Полина, скривив гримаску, начинает рисовать на своем лице брови.

Учительница: -  Петр Шматков… решил правильно.  Ну что же, молодец. Кстати, а где твое домаш…

На Петино счастье, раздается звонок, извещающий о конце урока. Экран гаснет. Петя вскакивает и убегает из комнаты, по пути постучав мячом по полу и закинув его в корзину. В стену снаружи стучат соседи. Экран засвечивается вновь, на нем – Иниска.

Иниска: - Нечего в стену нам стучать, ребенок в своем праве, у него перемена! Ну и что, что вы спите? Спать нужно вовремя. Ну и что, что вы из рейса? Все из рейса. Время, когда нельзя шуметь, установлено для всех одинаковое: «ночные часы с 23 до 8 утра следующего дня». А сейчас уже четверть десятого! Вот так-то! А то жалобы пишут… тоже мне! Физическое развитие ребенка является приоритетным…
Экран гаснет, сцена затемняется. Только красный огонек мигает в нижней части экрана.


Действие второе.

Та же комната. На середине – круглый стол, покрытый скатертью. На нем – самовар, заварочный чайник, варенье, чашки с блюдцами, розетки. Мальвина разливает чай. На диване и на стульях сидят и чаевничают Буратино, Герда, Ворона, Шапокляк, Джим Хокинс и другие герои детских книг.

Мальвина: - Вот так, дорогие друзья, и вышло. Петя опоздал на урок, не сделал домашнее задание, и теперь он у нас даже не хорошист. Стремительно катится в троечники. Печальная картина…

Буратино: - Хорошо, что прогулки не запретили. А то как бы мы чай пили?

Герда: - Не будь таким… Ты же добрый!

Буратино: - Я чаю хочу. И плюшек с вареньем!

Мальвина: - Плюшек не будет.

Буратино: - А это-то почему?

Герда: - Карлсона Петькина мама выкинула. А наша бабушка старенькая, она не печет уже ничего…

Незнайка: - Давайте я напеку!

Все: - Не надо!!!!

Ворона: - Как самая умудренная жизненным опытом особа в нашей пестрой компании, не могу не заметить: нас всех постигнет та же участь.

Незнайка: - Почему вы так думаете?

Ворона: - А вы думаете иначе, молодой человек?

Незнайка: - Я не думаю…

Ворона: - Вот то-то и оно. Оно и видно. А я думаю. И знаю, почему погибли Малыш и Карлсон. А с ними моя дорогая подруга фрекен…  Герда, не плачь. Тут уж ничего не поделать. Самим бы уцелеть.

Джим: - Глубокоуважаемая Ворона!

Ворона: - Да-с, придворная Ворона, спешу отметить…

Джим: - Гм… Миледи, не соблаговолите ли сообщить ваши соображения?

Ворона: - Все очень просто, мой юный друг. Настолько просто, что даже неинтересно. Мальчик Петя сделал из «Малыша и Карлсона» подставку под свой очередной гаджет. Потом он заимел привычку использовать «Карслона», как пресс-папье.

Незнайка: - Как что?

Герда: - Не перебивай! Прижимал им все, что ни попадя!

Шапокляк: - Продолжайте, голубушка! Эта молодежь…

Ворона: - Ну так вот… карр… на чем, то бишь, я… А дальше «Карлсон» истрепался, и наша дорогая Иниска порекомендовала Петиной маме его выкинуть – дескать, негигиенично, утеряло смысл и прочая.

Мальвина (подливая чай): - Ужасно…

Буратино: - Согласен. Плюшки с корицей…

Ворона: - Проблема не в плюшках! Проблема в том, что сам Петрр-р-р не понимает нашей ценности! Мы для него – р-р-раритет! Устар-р-ревший гаджет! А раз мы не нужны – нас скоро тоже… утилизируют.

Мальвина: - Ой, я не могу… руки затряслись… чай пролью…

Садится на диван поближе к Буратино.

Джим: - Надо что-то делать!

Герда: - Петя не виноват! Он даже «Азбуку» изучал по своему планшету!

Шапокляк: - Удивительно, что их еще учат писать! Зачем писать, если есть прекрасная клавиатура?  Бац, бац, бац по клавишам слепым методом!

Ворона: - Гр-р-рустно. Когда ребенок пишет, он учится мыслить.

Незнайка: - Да?

Ворона: - Ох… Вы, милостивый государь – пр-р-рекрасный пример, как не надо поступать! Но ведь Петр-р-р никогда об этом не узнает! И будет учиться всему на собственных ошибках!

Мальвина: - И набивать собственные шишки!

Буратино: - Мальчишкам это полезно!

Джим: - Да, но нам от его шишек не легче…

Герда: - Если бы он нас полюбил, он бы начал нас беречь!

Шапокляк: - Ну да… пыль с нас стирать…

Герда: - Мы можем заинтересовать Петю!

Джим: - Но как? Он нас даже не замечает. Нет, вчера заметил… ему понадобилось место, и он грозился убрать нас в ящик для обуви…

Все огорченно вздыхают.

Герда: - Если он нами заинтересуется, и мы ему понравимся, он не сможет нас выкинуть! То, что любишь – оберегаешь!

Экран постепенно разгорается, и на нем появляется Иниска в образе девочки. Ее не замечают и продолжают обсуждать проблему.

Незнайка: - Разве меня можно полюбить? Я вон какой… бестолковый… и штаны дурацкого цвета!

Герда: - Но у тебя доброе сердце, все это знают!

Мальвина: - А я слишком нервная… и вредная… И вообще, кукла!

Буратино: - А ты мне нравишься именно такой!

Ворона: - Ну а я – ворона. И что теперь делать?

Иниска (ласково): - Ага… господа заговорщики? Бунт решили устроить?

Все замирают на месте.

Иниска: - Вы все правильно думаете. Вы правы! Вы – бумажные носители информации. В быту называемые «книгами». Вы устарели на целый век. Бумага ваша пожелтела, изображения потеряли краски. Вами неудобно пользоваться. У вас нет ни одного преимущества по сравнению со мной!

На экране возникает ряд книжных героев – яркие, подвижные, привлекательные, на их фоне у книг опускаются и головы, и руки…

Иниска: - Смотрите, смотрите! Сравнивайте! Вы даже разговаривать не умеете, а у меня герои ваших историй говорят голосами самых известных артистов, поют, танцуют, двигаются, как живые!

Герда: - Уважаемая Инис, но книги тоже умеют разговаривать с читателем! Нужно всего лишь посидеть в тишине, прислушаться к шелесту бумажных страниц…

Иниска: - Хи-хи. Я тоже могу пошелестеть страницами.

На экране появляется книга, раскрывается, страницы перелистываются под шелест бумажных листов.

Джим: - Один великий фантаст, Рэй Брэдбери, писал, что книгу можно отложить в сторону, сказать ей: «Подожди, я подумать должен… А фильм или сериал так не отложишь.

Иниска: - У каждой виртуальной книги есть закладки и оглавление!

Джим: - Это не то… Когда читатель откладывает книгу, он знает, что в любой момент может вернуться, пролистать книгу назад или даже вперед – вспомнить или заглянуть в будущее, и пока он листает страницы, он заново переживает прочитанное, понимаете?

Иниска: - Я понимаю, что у вашего класса носителей устаревшее мышление. А современные люди привыкли к электронным страницам. Вопрос времени. Это все, что вы хотели сказать в свою защиту?

Буратино: - Мы не против электронных книг, поймите! Мы с радостью перенеслись в ваш цифровой мир! Но ведь как выходит? В моем «устаревшем носителе» - 116 страниц с картинками. А в электронном виде – всего двадцать.

Иниска: - Буквы меньше.

Буратино: - Нет. Вы сократили мою сказку. Вы вырезали из нее те страницы, которые посчитали ненужными.

Джим: - А моя история – на трехстах с лишним листах, а в электронном виде осталось всего пятьдесят страниц…

Герда: - А из моей вы выкинули несколько глав и любое упоминание о Боге…

Иниска (не смутившись): - Это естественный ход событий, вы не находите?

Все: - Нет! Не находим! Это нарушение авторского права! Это искажение наших историй! Мы не такие!

Герои книг вскочили с мест, подбежали к экрану.

Иниска: - Постойте, постойте! Не напирайте! Мне есть, что вам ответить, тише, тише!

Герои книг умолкают.

Иниска: - Какие вы нервные! Начнем с того, что авторы ваших историй давно умерли. И им не обидно, что в наше время вы стали несколько другими.

Герда (шепотом): - Неправда!

Иниска: - Что неправда? Все умерли, и Андерсен тоже! Пойдем далее. В наш двадцать первый век детям незачем портить зрение, разбирать буковки на бумажке. Они могут посмотреть фильм, более того – они могут погрузиться в виртуальную реальность и стать одним из героев вашей истории! Вот ты… с длинным носом – наш Петр может надеть VR шлем и, не прилагая никаких усилий, сидя на диване или в кресле, пережить вместе с тобой твои приключения! Стать соучастником! А вы – читать, читать! Зачем читать, когда можно сразу махнуть внутрь сказки, а? Что скажете?

Ворона: - Я скажу только одно: Это здор-р-р-рово!

Иниска: - Здор-р-рово! Видите, ваша подруга согласилась со мной!

Ворона: - Да, здор-р-рово. Только когда наш Петя надевает на себя этот Ви А-р-р-р шлем и заходит в вашу историю, и вы показываете ему живое кино, он видит сказку не своими, а вашими глазами. Он видит только то, что ему показали. Понимаете, Инис? Кто-то прочитал сказку, потом сделал вир-р-ртуальных кукол, нарядил их, как ему кажется красивым и поместил в нарисованные декорации. И Петр попал в кукольный театр. Как вот этот… с носом. И смотрит то, что ему показывает хозяин театра. Уважаемая Инис, а вот если бы Петя сам прочел сначала книгу, он бы сам придумал и как герои одеты, и как они говорят, и о чем думают! Сам, понимаете?

Джим: - Читать книги в сокращенном виде – это…

Иниска: - Да некогда им сейчас читать все эти описания, про природу, сопли всякие! Им экзамены надо сдать хорошо и баллы заработать. А баллы заработают – им больше времени на Сеть выделят. Им же интересно жить в Сети, устаревшие вы носители! У них все в Сети – игры, встречи, разговоры! Они даже хором поют, а сами в разных концах города сидят. Сами знаете – после той страшной эпидемии у нас и прогулки по расписанию! Вся жизнь – там, в интер-Сети, а вы – странички перелистывать!

Дверь в комнату открывается и входит Петя. Он останавливается у входа и с изумлением оглядывает пеструю компанию.

Петя: - Ух ты! Иниска, это актеры, что ли? Это клоуны?

Иниска: - Петя, это… это флешмоб. Э… Они сейчас уйдут. Ну все, господа, вы свободны! (зловещим шепотом) Сгиньте, я сказала!

Петя: - Да погоди ты! Ух ты… нос какой длинный. Нарастили?

Петр трогает нос Буратино. Тот машет головой и отходит в сторону.

Петя: - Вы – артисты из новой игры? Вас Инис пригласила? Птица… как живая, только огромная! А у тебя шляпа прикольная!

Герда (показывая на Буратино): - Петр. Ты в самом деле не узнаешь его?
Петр качает головой. Экран постепенно гаснет. По-прежнему только красный огонек внизу экрана указывает на то, что система включена. Герои переглядываются, берутся за руки, выталкивают Буратино вперед и поют песенку из кинофильма
«Приключения Буратино»:

Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!

На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез,
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!

Во время пения Петя входит в круг, его подхватывают под руки, и вот он уже подпевает вместе со всеми припев.

Петя: - Вот это да! Вот это класс! Это мне подарок, что ли? А за что? Инис, за что подарок-то?

Иниска не отвечает.

Герда: - Петя, мы не можем тебя обманывать. Мы – не артисты, мы – всего лишь герои книг, которые пылятся у тебя на полке. Вот – Буратино и Мальвина, они из сказки «Приключения Буратино».

Ворона: - Позвольте пр-р-редставиться, я – кор-р-ролевская Ворона. Придворная дама. А это – Герда.

Петя: - А вы тоже из сказки?

Ворона: - Да, мой юный друг. Из сказки «Снежная королева».

Петя: - Извините, не помню…

Ворона: - Я не удивлена, не удивлена…

Петя (обращаясь к Шапокляк): - Тетя, а вы?

Шапокляк: - Шапокляк. Старуха.

Петя, растерянно улыбаясь, кивает ей. Внимательно смотрит на Незнайку и радостно кричит: - Я тебя я узнал! Ты – ты… Знайка?

Все смеются.

Незнайка: - Наоборот! Я – Незнайка.

Джим: - А меня ты не вспомнишь, Питер?

Петя: - А должен?

Джим: - Пираты, сокровища! Вспоминай! Ты начал читать мою историю. Но бросил, не прочтя и четверти… Одноногий пират…

Петя: - Пиастры… Пираты Карибского моря?

Джим: - Не угадал. «Остров сокровищ». И про пиратов там тоже есть. А я – Джим Хокинс.

Петя: - Погодите. Стоп. Не хотите же вы сказать…

Все: - Да?

Петя: - Вы что, хотите сказать, что вы…

Все: - Ну?

Петя: - Что вы – бумажные книги, что ли?

Все: - Ура! Да! Догадался!

Петя: - Вот это да! А я-то хотел вас выбросить… а вы – настоящие, живые! И клевые!

Герда: - Петя, может, мы и клевые, но точно не живые. Мы оживаем в твоем воображении. Если мою сказку прочтет, к примеру, Зина, она увидит меня другой.
Петя: - Я хочу вас познакомить с моими друзьями!

Петя кидается к своему ноутбуку, открывает его, жмет на кнопки. На экране появляется фотография Зины и значок вызова.

Петя: - Ну давай, давай, включись! Ребята, только не исчезайте!

Книжные герои переглядываются, качают головами. На экране возникает Зина, одетая в костюм племени мумба-юмба, в волосы воткнуты фрукты и цветы. В носу – большое кольцо. В этот момент книжные герои замирают и не двигаются с места во время диалога Пети и Зины.

Петя: - Зинка, привет!

Зина: - Здравствуй, Петя. У меня скоро репетиция народного ямайского танца. Что ты хотел?

Петя: - Тебе идет! Зина, у меня тут такое… Я хочу тебя познакомить с моими новыми друзьями!

Петя, глядя на Зину, отходит от стола и широким жестом показывает на книжных героев. Зина внимательно  разглядывает видимую ей часть комнаты.

Петя: - Ты их и не знаешь, наверное!

Зина: - Кого?

Петя: - Их!

Зина: - Петя, только тебя вижу. Включи общий план.

Петя нажимает кнопки, Зина крутит во все стороны головой.

Зина: - Ничего не … Петр! Ты что – разыгрываешь меня?

Петя: - Нет, Зина, ты что! Вот, смотри – это Незнайка! (указывает пальцем на замершего Незнайку). – Помнишь, мы во втором классе играли в «Путешествия Незнайки»? Он немного другой был, но этот тот самый, настоящий!

Зина, внимательно вглядываясь в Незнайку: - Ну, вижу…

Петя: - Вот! Это мой новый друг!

Зина: - Эта старая замызганная книжка – твой друг? Ну, насмешил! Ха,ха, ха!

Петя: - Какая книжка? Какая книжка, ты что? Он настоящий! А вот, смотри – Буратино!

Зина: - Петр. Ты дурак. И шутки у тебя плоские! И домашку я тебе списать не дам!

Экран гаснет, герои «оживают».

Герда: - Видишь… Твоя подруга увидела в нас только бумажные носители информации.

Петя: - Да, дела… Что же получается?

Ворона: - Получается, что ты нас увидел, потому что мы живем в твоем шкафу. И мы очень хотим, чтобы ты сам прочел наши настоящие истории.

Буратино: - Не переделанные.

Джим: - Не урезанные.

Шапокляк: - Прочти нас, и ты узнаешь, о чем думал автор наших историй…

Джим: - Прочти нас, и ты узнаешь, как на самом деле жили люди нашего времени, о чем мечтали…

Экран оживает, появляется Иниска.

Иниска: - Так. Ну, все. Хватит. У Пети уже ум за разум зашел. Запутали мальчишку. Бры-ы-ысь!

Звучит громкая музыка – смесь классики и металла, гаснет свет, и только большой экран показывает скачущие, меняющиеся изображения.


Действие третье.

Та же комната. Почти ничего не изменилось. Только старые книги перекочевали с полки на Петин стол, а их место занял шлемофон. Петя лежит на диване и читает книгу. На экране монитора то появляется, то исчезает грустная Иниска. Она тяжело вздыхает и всячески пытается привлечь к себе внимание. Наконец не выдерживает.

Иниска: - Петь, а Петь!

Петя не отвечает.

Иниска: - Петь, поиграть не хочешь?

Петя: - Не хочу. Не мешай.

Экран гаснет, потом снова засвечивается.

Иниска: - Петь, новый сезон «Незнайки» вышел… «Незнайка летит на Юпитер», называется!

Петя (не отрываясь от книги): - Я занят, не видишь? Из «Незнайки» я уже вырос. Я в четвертом классе, если ты не забыла.

Иниска: - А это специальная игра, для взрослых мальчиков!

Петя: - Не… я про Капитана Немо читаю… Пойди к Зинке, предложи…

Иниска (тяжело вздыхает): - Я ходила… Зинин Домашний Искусственный Интеллект сказал, что срочно учится играть в шахматы… Зина велела.

Петя: - Это она «Алису в стране чудес прочла»… Там про шахматные фигуры…

Иниска: - А про искусственный интеллект нет ничего интересного в ваших книгах?

Петя: - Есть. Но я вижу тебя каждый день. Я вижу мир через тебя, как через окно, каждый день. Зачем мне еще читать про тебя? Слушай, давай потом поговорим? У меня тут побег на воздушном шаре…

На экране возникает воздушный шар с гондолой, плывущий по безоблачному небу.

Иниска: - Петя, посмотри – вот так?


Петя (бросив взгляд на экран): - Нет… у меня буря.
Иниска добавляет бурю.

Иниска: - Петенька, смотри, как я могу…

Петя (откладывает книгу, встает с дивана, подходит к экрану. На экране – фейерверк.): - Инис. Я все это видел много-много раз. Все одинаковое. Это красиво, не обижайся. Но… Иниска, а ты можешь выучить Азбуку Морзе?

Фейервек осыпается гаснущими звездами, на экране снова девочка Иниска.

Иниска: - Могу. А зачем? Что-то новенькое, что не прошло по моим информационным каналам? За это дают баллы?

Петя: - Эх, Иниска… Ничего-то ты не поняла… Это для романтики! Мы будем играть с Сенькой в морские приключения!

Иниска (видно, что она что-то ищет в Сети): - Петя… Петя… а! Нашла! «Морские приключения» - семь сезонов вышло, готовят восьмой… Но там возрастное ограничение 16+. Петр Шматков, каким образом вы проникли в эту игру?

Петя: - Иниска, Иниска… Ты вроде умная, а глупенькая. Мы во дворе играем. Я, Сенька, Зина, Фархат – весь наш двор. То я – капитан экраноплана, то Сенька. Зина у нас – штурман. Фархат и Ирка – на другом корабле. И мы вчера искали сокровища на острове пиратов.

Иниска (ревниво): - Где это – остров Пиратов? Вы за пределы двора выходили? Низзя!

Петя: - Выходили.

Иниска: - Минус сорок баллов!

Петя: - Мы в воображении выходили. Понятно?

Иниска: - Напугалась аж… Петюнчик, а вот еще игрушечка новенькая…

Петя (садясь за книжку): - Не-а. Все. У меня еще одна глава, и я гулять.

Иниска: - А уроки сделал?

Петя: - Все сделал. Мне теперь некогда ерундой заниматься. Мне теперь – скорее уроки и или во двор, к ребятам, или за книжечку!

Иниска: - Глазки испортишь! От жизни отстанешь!

Петя продолжает читать, не обращая на Искусственный Интеллект внимания.

Иниска: - Все вокруг тебя будут дальше в виртуалке продвигаться, а ты так и застрянешь на третьем уровне!

Петя пожимает плечами.

Иниска: - Вот подрастешь – поймешь, сколько времени ты даром потерял!
Петя машет рукой.

Иниска: - Петя… а хочешь?..

Петя вскакивает, закрывает книгу, заложив страницу закладкой и направляется к двери. Постучав мячиком об пол, закидывает мяч в корзину и убегает, хлопнув дверью. В стену начинают стучать соседи.

Иниска: - Стучите – не стучите… теперь уже все равно. Меня он слушать больше не будет. Он стал самостоятельным…

Экран гаснет, гаснет и красный огонек в углу монитора. Герои книг выходят из кулис, неся с собой чашки, чайник, плюшки, варенье. Рассаживаются на диван, стулья. Мальвина начинает разливать чай. Книжные герои разбирают плюшки, чашки, рассаживаются, переглядываются, молча улыбаются.

Занавес.


Рецензии
Очень приятное произведение. Живо,
светло... Спасибо.

Верамария   04.09.2020 23:00     Заявить о нарушении
Благодарю вас! Навеяли наблюдения за "дистанционным обучением".

Таня Бондарева   05.09.2020 19:39   Заявить о нарушении