Беспощадно

или "народу  уходящему  под  воду"
(о книге  А. Астафьевой «Для  особого случая»)
В Вологде вышла новая  книга прозы Анастасии  Астафьевой. В этой  книге почти все истории с печальным  исходом. Заканчиваешь один рассказ, набираешь в грудь воздуха и дальше. А вдруг там  будет не так  мрачно? Но мрачно везде. Чем  продиктовано? Темой, социальным  фоном, стремлением к правде.
Большинство рассказов о  сельских жителях. То  что деревня умирает, не открытие. Начиная с  книг деревенщиков только  и  говорят об этом и сами  авторы, и критики.  Прозаик Наталья Мелехина  добавила свою лепту . Стоит ли  считать, что Астафьева написала  книгу об этом же?
Похоже. И тем самым  продолжила уже сложившуюся  до нее традицию оплакивания русского человека.
Саня-Саня в  рассказе «Дом» обманут  цыганами. Построил дом и отдал чужим  кучу  денег в надежде на то, что выдадут  за него  молодую цыганку Алинку. Разбежался. Нет, не выдали, обманули, и  Алинка сбежала. Контрасты  характеров - тихий застенчивый Саня-Саня и дерзкая, коварная  Алинка, под  стать крикливой заполошной  матери.
Матвей в рассказе «Темная ночь» не  может простить соперника, который  увел невесту Клаву, и даже на важном деле думает о мести. Только  все зря, Клава давно на кладбище. Пересилит ли ненависть всю суть Матвея, чтоб дойти  до убийства?
В  рассказе «Ненависть» Валя к этому шагу уже близка, только   она-то как раз не способна, она человек большой нравственной  силы. И вот когда приходит эта победа над  собой, появляется  и надежда на  что-то хорошее. Но  рассказ «Иветта, Лизетта,  Мюзетта…» снова  эту  надежду  отбирает, так  как  герой повествования  Павел, по всем параметрам  положительный, безвозвратно  тонет  в болоте, оставляя на произвол судьбы большую  семью.  Выходит, судьба жестока  ко всем  без разбору, и к  молодым, и старым, и к трудягам, и к пропащим.
Судьба  Павла представляется  символом всех  русских людей, которым нет и не будет счастья. он уходит под воду,  в  жадно  чавкающую трясину, как бы  отчаянно ни  боролся. Это-то и страшно, и хочется понять логику текста,  что хочет  сказать  этим автор. Но  авто либо бесстрастен, либо  не договаривает чего-то.
В этих рассказах нет гендерного мотива. Кто спивается быстрее, мужчины или женщины?  Вот Лариса («Хуже татарина»),  вот Люся («Давай  поженимся»), а вот  пьяница Федька ( «Непутевый»). Нет меж ними принципиальной  разницы, и те, и другие раздавлены жизнью и нет уже возврата.
В случае женщин  есть хотя бы мотивация, обьяснение падения – в случае с мужчиной и его нет. Дескать, природа  такая.
Есть еще одна черта у  историй  этой книги. Особенно жестоко наказывает жизнь хороших людей.  Анна  Васильевна в «Хуже татарина» подвергается  настоящей  пытке, когда на нее наседает  приезжая  Тамара, обирающая ее,  вынуждающая  на  жалость. Не будь Анна  такой доброй для смиренной – не попала бы в такую гнусную ситуацию. Выгнала нахлебницу, да  еще и совесть мучит.  Еще пример - Полина в «Живет моя  отрада».  Женщина кроткого нрава становится  жертвой  настоящей  Кабанихи,  Василисы Андреевны. Не только дочку, но и всю семью скрутила в бараний  рог. И после суда и еще одной жертвы -  деда - все наконец-то отворачиваются от нее.  Да поздно – жизнь сломана у  всех – у дочери, у  деда, тем более у  Ивана, он с искалечено й  рукой вообще
пропадает  с  глаз. Рассказ «Для особого случая» - о прекрасной раюотнице фермы Галине, которая получила награду и едет в городза наградой..Ипочему она, достойная жена и мать, покупая платье  на  выход, выглядит смешной и жалкой? Да непривычна она к величанию, привычна с тяжкому  труду иневниманию человечемскому. всю-то жизнь продила  «в черном теле»…
Обращает на себя  внимание  и язык повествований. Внешне и внутренне  герои описаны скупо, эмоции подавлены, в рассказах созданных почти целиком из сюжетов, нет картин  природы  и какой-либо лирики. Все  сухо, сжато и  солоно. Характеры не расписаны, даны  без истолкований. И этому  тоже  есть обьяснение. Автор обходится без сюсюканья,  пишет по спартански жестко и сжато. Потому что не до лирики  здесь. Эти картины русской жизни без слез, без сантиментов, почти документальные, черно-белые. Может, они не нравятся  читателю. Зато  честно. Скорбно. Беспощадно.
Язык сборника «Для особого случая»  разко отличается от языка предыдущих  книг «Июньский снег» и «Двойная экспозиция» Если раньшеон был вольнее, цветистее, лиричнее, то здесь он сталболее сухим, концентрированным. Зато в стилевом отношении новый сборник выглядит более целостно.
И наверно, правда, у такого народа нет будущего…  Такова позиция автора, который смотрит на мир без иллюзий.


Рецензии