Встреча с композитором

              1971 год, город Кривой Рог, Учебно-производственное предприятие Украинского общества слепых (УПП УТОС). Пасмурный, дождливый день.      
    Актовый зал быстро заполняется слепыми и полузрячими людьми, мест не хватает. Выручают стулья, принесённые из отделов. 
 Ожидая появления Эдуарда Семёновича Ханка, я задумалась о людях, с которыми ему предстоит встретиться.  Частично или полностью лишённые зрения, они обладали прекрасным слухом и вокальными данными.
   Намотчик дроссельного цеха, Василий Лорер (мурашки по коже, когда слышишь в его исполнении арию Мефистофеля из «Фауста» Грига):
                «На земле весь род людской
                Чтит один кумир священный
                Он царит над всей вселенной,
                Тот кумир - телец златой!...»,
может сравниться разве что с Шаляпиным. У него своя затаённая обида - не допускают слепого к большой эстраде, а попытки были.
     Раиса Ковалёва - какое сопрано! В её исполнении романс Дельвига
                "Соловей мой соловей!
                Голосистый соловей 
                Ты куда, куда летишь,
                Где всю ночку пропоёшь?...»
никого не оставляет равнодушным.
      Наш самодеятельный хор, в первом ряду которого - бандуристы, с конкурсов, проводимых Украинским обществом слепых, всегда возвращается с наградами.
      Невозможно сдерживать слёзы, слушая в день Победы под аккомпанемент бандуры, хор:               
                "Степом,степом йшли у бiй солдати
                Степом, степом даль заволокло
                Мати,мати стала коло хати,
                А кругом в диму сило…
                …..
                Степом,степом-людям жито жати,
                Степом,степом даль махне крилом.
                Мати, мати жде свого солдата,
                А солдат спит вечным сном»

     В сопровождении Александра Кривенко, председателя местного комитета, в зал входит невысокий, худенький, с незапоминающимся лицом человек. На светло-коричневый костюм с мокрых, до плеч, волос стекает дождевая вода. В белой рубашке, без галстука. Брюки клёш забрызганы криворожской красной глиной. Становится понятно, что наш композитор от автобусной остановки шёл пешком и проезжающие мимо машины его не щадили. 
     Взбежал на сцену, извинился за опоздание, объяснив, что добирался от пединститута на «перекладных». 
     Кривой Рог -  место, где добывают и перерабатывают железную руду. Здесь не только земля с красным оттенком, но и воздух - как громадное розовое марево, скрывающее город от летящих в небе самолётов. Красной пылью покрыты листья деревьев, ею же пропитаны сидения в автобусах, троллейбусах, даже воробьи, и те красные.
     Эдуард Ханок рассказал о себе. О том, что первое его имя было "Эльвир", которое сменил после переезда с родителями из Колымы в Брест на "Эдуард".
    Окончив Минское музыкальное училище, поступал в московскую консерваторию имени Чайковского, но не поступил из-за нехватки мест. С полученными там оценками Белорусская государственная консерватория зачислила его на первый курс. В декабре 1962 г. Дмитрий Борисович Кабалевский пригласил его в Москву, в свой класс. В 1969 году Ханок выпустился из консерватории, став преподавателем музыкально-педагогического факультета Педагогического Криворожского института.
    Эдуард Ханок спел как знакомые нам ранее, так и совершенно новые произведения. Песни давались с пояснениями: как и когда возникали мелодии.
     Мы узнали, что мелодия песни: «У леса на опушке жила зима в избушке» на слова Сергея Островского пришла в тот момент, когда он в переполненном автобусе стоял около водителя, глядя на мимо проносящиеся пейзажи Кривого Рога.
     Благодаря этой песне, ставшей шлягером после исполнения Эдуардом Хилем, он
получил двухуровневую четырёхкомнатную квартиру в г. Днепропетровске.
     Голос у композитора оказался очень посредственным, но наши поющие музыкальные зрители умеют быть снисходительными и благодарными. С теплом и восторгом восприняли все его песни. Народ расходиться не хотел, просили ещё и ещё раз подойти к роялю.
     В песнях Э.С. Ханка – целая эпоха. Эпоха замечательных мелодичных песен, сильных по содержанию и эмоциям: «Здравствуй чужая милая», «Разбуди меня дождь», «Малиновка»,«Реченька туманная»,"Белый аист», «Журавли», «Завируха», «Я у бабушки живу», «Берёзы», «А я лягу прилягу» ….
     Услышанные в том, далёком 1971 году песни: «Ванька не дурак», «Дождь грибосей» - в эфире не звучали. Зато с 2008 года ежегодно на парадах исполняется песня: «Служить России», её слушают стоя....


   
 
 
             


Рецензии
Здравствуй, Ада! Спасибо большущее! Я обожаю Эдуарда! Блестящий композитор! Его мелодии легко запоминаются и все могут их петь. В этом главная их ценность. Р.Р.

Роман Рассветов   22.02.2023 13:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.