На реке форелевой уток не расстреливай

Вилме

"Игорь Северянин - форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной".
Андре Вознесенский


Маяковский погрузил кусок ананаса в шампанское, съел, посоветовав сделать то же рядом сидевшему Северянину. "Король поэтов" тут же отреагировал первой строфой будущего стихотворения.
Павел Антокольский рассказывал, что в юности был потрясён, когда Северянин в его присутствии заказал в ресторане не воспетые им «ананасы в шампанском», а штоф водки и солёный огурец.

Увертюра

Ананасы в шампанском

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

«…это за пределом мечтаний и воплощения грёз; это пахнет мороженым из сирени и фиалковым ликёром ...»

«Вирелэ» — одна из форм лирической поэзии во Франции XIV-XVI вв.; так же как: рондели, кэнзели.
«Эксцесс» в манерности, но не слащавой французской, а грубой и намеренно-ломающейся в нервном ритме «поэзы», и это вкус «мороженого из сирени». Презрение к «площади»: «площадь» любит «сливочное» и «фисташковое» — стихи Бальмонта или Брюсова. А есть «граждане», которые еще и до этого не доросли и «требуют крем-брюле», питаются Апухтиными и им подобными. Северянин «популярит изыски» (вводит в обиход изысканность), угощает «мороженым из сирени».

Мороженое из сирени

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал...
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!
Сирень - сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок...
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-Богу, похвалишь, дружок!

Фиолетовый транс

О, Лилия ликеров, – о, Cr;me de Violette!
Я выпил грез фиалок фиалковый фиал…
Я приказал немедля подать кабриолет
И сел на сером клене в атласный интервал.

Затянут в черный бархат, шоффэр – и мой клеврет –
Коснулся рукоятки, и вздрогнувший мотор,
Как жеребец заржавший, пошел на весь простор,
А ветер восхищенный сорвал с меня берэт.

Я приказал дать «полный». Я нагло приказал
Околдовать природу и перепутать путь!
Я выбросил шоффэра, когда он отказал, –
Взревел! и сквозь природу – вовсю и как-нибудь!

Встречалась ли деревня, – ни голосов, ни изб!
Врезался в чернолесье, – ни дерева, ни пня!
Когда б мотор взорвался, я руки перегрыз б!..
Я опьянел грозово, все на пути пьяня!..

И вдруг – безумным жестом остолблен кленоход:
Я лилию заметил у ската в водопад.
Я перед ней склонился, от радости горбат,
Благодаря: за встречу, за благостный исход…

Я упоен. Я вещий. Я тихий. Я грезэр.
И разве виноват я, что лилии колет
Так редко можно встретить, что путь без лилий сер?…
О, яд мечты фиалок, – о, Crеme de Violette…

"О, воскресни, наш милый поэт!
Кто, если не ты, воспоет будуары, журфиксы, муаровые платья, экипажи?
Кто прошепчет нам галантный комплимент?
- Вы такая эстетная, вы такая бутончатая,
- Властелинша планеты голубых антилоп".

PS.
Фиалковый ликер - (Crеme de Violette).
Маяковский написал своё знаменитое двустишие, в поэме «Владимир Ильич Ленин»
«Ешь ананасы,
рябчиков жуй,
день твой последний
приходит, буржуй»,
имея в виду поэзу Северянина.


Рецензии