Техникум

     Семь классов я закончила в украинской школе в Сумской области. Восьмой класс мне пришлось учиться в русской школе. Отцу предложили работу по специальности в Крыму, и мы переехали.

     В начале о себе. Девчонка домашняя, не избалованная, украиночка – родом из кубанских казаков. С лица приятная, с чернявыми волосами, бровями и глазами;  с длинной косой – ниже пояса. Роста не высокого, сложения крепенького, но изящного. Характер стойкий –  уверенная в себе девушка и, что называется, знающая цену своим достоинствам. В своих манерах эстетка и это врожденное чувство красоты и приятных манер мне присуще всегда, сколько себя помню. Людей оцениваю, прежде всего, по манерам – неаккуратный в одежде, вульгарный, сквернослов – мне не товарищ. Вообще такая вот себе девчоночка деревенская.

     В школе было два восьмых класса «А» и «Б». В классе «А» учились местные ребята, класс считался хорошим. В классе «Б» были приезжие ребята с соседних деревень, и класс был не успевающим. Меня определили в класс «Б», я тоже была приезжая. Семь классов закончила с похвальной грамотой, знания были, и в своём 8 «Б» я сразу выделилась.

     Контрольная работа по математике. Учительница проходит по ряду и останавливается возле меня.
     – Саша, а ты, почему не пишешь?
     – А я вже зробыла – отвечаю по-украински, не сразу заговорила по-русски, только спустя время смогла общаться русским языком.
Учительница взяла мою тетрадь, села за учительский стол и проверила работу. Всё правильно!
     – Ребята, хочу сообщить вам приятную новость – обратилась к ученикам – в нашем темном царстве появился светлый лучик. Молодец Саша!

     Училась хорошо и восьмой класс закончила с похвальной грамотой, но с одной четвёркой, и выпускалась из школы, она была восьмилетней, а дальше надо учиться в городе.

     Были у меня и кавалеры, а куда от них денешься? Два парня – один переросток и хулиган из нашего класса, другой мальчик из 8 «А» – серьёзный и достойный внимания. Но мои планы уже наметились на дальнейшую жизнь и они не вписывались в неё.  Людмила, моя подруга из прежней школы, написала письмо, что поступила в Сумах в техникум, без экзаменов, восьмой класс закончила на пятёрки и звала меня; и я решила, что поеду к ней. 

     – Саша, тебе надо обязательно продолжить учебу и затем поступать в институт – советовали мне учителя. Я обещала, что так и поступлю, о своих планах никому не говорила.

     На выпускной вечер был сильный дождь. Вовка – переросток, под конец вечера исчез, появился к закрытию вечера и вызвал меня на улицу. Мокрый весь, с него ручьём течет вода, руки держит за спиной.
     – Что тебе надо? – спрашиваю его недружелюбно, он, улыбаясь, протягивает букет роз из-за спины, где-то надёргал.
     – Спасибо! – буркнула ему, но букет взяла. Розы были замечательными, на цветках и листиках огромные капли дождя, от букета веяло свежестью и прохладой майского вечера.
     – Можно я провожу тебя домой? – робко спросил хулиган.
     – Нет нельзя! Вот еще что удумал!
И мы пошли домой. Я впереди, а он сзади на приличном расстоянии.
Уже перед домом он опять робко спросил.
     – Саша, можно я подойду?
     – Нет! Если подойдешь, я выкину цветы.
Он все-таки попытался подойти, уже перед калиткой нашего дома, я выбросила букет, вскочила во двор, прикрыла калитку и набросила крючок.

     Второй мой кавалер, когда я стала студенткой техникума, узнал, через одноклассниц моих, мой адрес и написал письмо с объяснениями в любви. Было приятно читать, но я не ответила, передо мной была другая жизнь, в которой и для него не было места.

     На этом моя школьная пора закончилась. Надо готовиться к экзаменам.

     Мне пятнадцать лет, я, впервые, уезжаю из дома, одна. Провожает мама. У нас есть родственники в Сумах, еду к ним. Меня будут встречать. Мама попросила попутчиков, чтобы за мной присмотрели.
     – Доченька, как жаль, что уезжаешь!? Если, что не сложится с учёбой, возвращайся домой. Храни тебя господь – мама плачет, вытирает платочком слёзы, мы целуемся, я уезжаю во взрослую жизнь. Мне всё интересно, как оно будет, как сложится судьба.

     В Сумах меня уже дожидается Людмила. Она всё знает, мы сдаём документы в приёмную комиссию. И я готовлюсь к сдаче экзаменов. Сочинение на пять. Математика теорию ответила, а одну из задач решила, но не до конца оформила запись в итоге четыре. И я студентка техникума по мужской специальности – техник-инструментальщик. Что это такое и как я это буду в жизни применять, мне неизвестно?

     А жизнь студенческая покатила для нас с Людмилой сразу после экзаменов. Нам иногородним пообещали общежитие, но надо месяц отработать в этом самом общежитии: побелить стены, покрасить рамы, помыть стёкла и вымыть столы, стулья и полы. Весь месяц трудимся, как пчёлки. В последний день уборки мою пол на этаже. Передо мной таз с водой, я ногой толкаю его дальше, вторая нога не удерживается на мокром полу, и я падаю вперед прямо переносицей на край таза. Картина маслом и всё в сине-лиловом цвете: под глазами синяки, переносица и нос увеличились до невероятных размеров. По добру, по здорову надо побыть дома, но завтра первый учебный день в техникуме и надо быть.

     Утром Людмила прихватила меня за руку, и мы первыми проскочили в здание, чтобы не светиться на глаза студентам, будут разные шуточки. И шуточки были.

     Ребята старших курсов не приминули пройти мимо нас, не удостоив вниманием моё замечательное личико.

     – Девушка, где ж вы так неосторожно оступились? Да на вас прямо лица нет!
     – Было дело – буркнула я уже не сердито.
     – Это ж надо такому случиться – продолжили ёрничать ребята. Но мы не обращая внимания на них, хихикая, понеслись к своей аудитории.

     Училась я с переменным успехом. Техника, как оказалось, не мой конёк. Выбрала такую тактику. Готовлю предмет, преподаватель спросил, ответила, недельку можно отдыхать, а затем снова готовишься к занятиям. Преподаватель Петров читал материаловедение, опытный, хорошо знает повадки студентов. Спрашивает меня. Отвечаю, как положено, вижу, что он довольный моим ответом.
     – Молодец Брандакова, материал знаете! Не то, что эти стриженные и крашенные, им бы пуговицы пришивать в ателье, а не учиться в техническом заведении.
К следующему занятию уже не подготовилась, а он возьми и спроси меня. Не знаю, что-то мыкаю не вразумительное. Нахмурился преподаватель.
     – Разочаровали вы меня Брандакова – и влепил двойку. Надо исправлять, стипендия нужна.

     Готовлюсь к каждому занятию, тяну руку, не спрашивает. Продолжалось это две недели. Наконец спросил и гонял минут десять по всему пройденному материалу. Ответила на все вопросы.
     – Доволен вами, материал знаете! У вас есть характер.

     Преподаватель Петров как-то выручил меня на экзамене по высшей математике. Математика, как оказалось, ну совсем не мой конёк! Дифференциалы, интегралы, как посланцы с другой планеты, что с ними делать и как понимать? Смотрю на эти формулы, а они не укладываются в моём гуманитарном сознании. Зачем и почему они нужны? Сложить, вычесть – это понято, а дифференцировать и интегрировать – это как? Моим мозгам не понять. Что-то преподавателю отвечаю, он мне отчаянно подсказывает, чтобы вытянуть на положительную оценку. Входит Петров. Математик обращается к нему.
     - Федор Иванович! Как вы думаете, что следует поставить этой студентке?
     – Думаю, что не меньше четверки.
     – Согласен – и ставит мне четвёрку, хотя, если честно, я и на тройку не знала.

     Не меньше хлопот доставляло мне черчение. Боже ж ты мой, целый день стоишь у доски и пытаешься что-то изобразить на бумаге, которое должно хотя бы от части напоминать деталь в трех проекциях. Как вспомню, так и вздрогну. Намучалась!

     Нас в группе было три девушки, остальные ребята и среди них были и постарше, отслужившие в армии, которые к нам и нашим возможностям относились с пониманием и помогали нам, а мы этим и пользовались.

     Если у меня не хватало времени для черчения, я выставляла доску с листом ватмана и задание вечером в коридор, а утром, будьте любезны, на бумаге красовался готовый чертёж.

     При подготовке к государственному экзамену нужно было по заданию составить технологическое описание, а затем начертить узел в трех измерениях. В описании у меня закралась ошибка, я её сразу не заметила, приступила к чертежу, а он не получается. У меня паника. Понимаю, что не успеваю переделать, просто не хватит времени. Экзамен через два дня. Еду к Олегу, он часто помогал.
     – Олег, вот такая беда, помоги, пожалуйста.
     – Хорошо.
Сутки, не отрываясь, он всё исправил в описании и вычертил заново чертёж. Я защитилась и была рада!

     В студенческой жизни были и романы, тем более у такой нестандартной и симпатичной девушки, как я.

     В кавалеры я себе выбрала парня не из своей группы, а в группе четвертого, выпускного курса. Дружить, так с взрослыми ребятами, а однокурсники казались какими-то мелковатыми и неинтересными. С Вадимом познакомились на танцах. Он меня высмотрел и пригласил танцевать, да так и протанцевали мы с ним целый вечер.

     Был ко мне внимательный и предупредительный, вольностей не допускал. Часто угощал конфетками и шоколадками. Правда и сам большой любитель сладкого, поэтому всё делилось пополам.

     Как-то пригласил домой. Мама всплеснула руками, увидев меня и особенно мою очень короткую юбку.

     – Девочка, какая у тебя короткая юбка, это ж не прилично?
     – Мама, ничего страшного, зато не жарко – вступился в защиту Вадим.

     Однажды пригласил в компанию отмечать свой день рождения. В начале отказывалась, нужно готовиться к семинарам, но уговорил. Пошла. Собралась компания Вадима. Он представил меня.
     – Да она ж дитё! – парировал его друг.
     – И не дитя я. Мне уже шестнадцать исполнилось – обиженно  отозвалась, чувствуя себя неуверенно среди них.
     – Ладно вам, совсем заклевали Саньку. Не робей, садись за стол – он усадил меня, и началось веселье и танцы.
В одиннадцать Вадим проводил меня в общежитие.

     Утром пришла не подготовленной на семинар. Вела занятие по английскому языку наша классная дама – добрейшая Нина Ивановна. Поднимает меня.
     – Ну, Брандакова, переводи текст домашнего задания.
     – Я не успела перевести.
     – Это почему же?
Молчу. Сказать нечего.
     – Так всё понятно! Веселиться в компании великовозрастных парней у тебя было время, а подготовиться к семинару не было?  И залепила двойку.

     За первокурсниками присматривали в техникуме. Как бы что не случилось. Этим занимались классные дамы. Наша Нина Ивановна была нам, как мать, особенно для девочек. Со всеми проблемами шли к ней. Она всё решала. После моего похождения на день рождения в компанию Вадима, с ним встретилась Нина Ивановна и серьёзно говорила.
     – Вадим, она девчонка, бестолковая еще, смотри не обидь её.
     – Ну не трогал я её, Нина Ивановна! А потом нравится она мне, очень нравится! Такие вот дела.
     – Она еще ребёнок, у неё нет серьезного отношения к жизни. Сегодня ты ей нравишься, а завтра понравится другой. Имей это ввиду.

     Как в воду смотрела. Остановил меня как-то Вадим на улице, разговариваем. Навстречу нам идет девушка и обращается к Вадиму.
     – Ты куда пропал? На звонки не отвечаешь?
     – Я занят, видишь, разговариваю! – зло ответил, что совсем не похоже на него, так грубо отвечать девушке.
Подошла к нам.
     – У тебя новая знакомая? Молодая, красивая! Что ж поздравляю! Только вы девушка, насчет его не обольщайтесь, он и вас когда-нибудь оставит! – и она отхлестала его по щекам.

     Я поняла, что это его девушка, и она не знает обо мне. Всё сразу стало для меня понятно, и я ушла. Так мы и расстались.

     Был у меня поклонник и в моей группе. Коля. Парень,  которому я нравилась, а он мне нет, казался простым, неинтересным, каким-то обыденным. Таким, каких на улице прудом пруди. Ну не лежала к нему душа. А он страдал, мучился, пытался меня уговаривать, а иногда пытался насильно поцеловать. Я противилась и между нами начиналась потасовка. Не добившись от меня ответных чувств, пошёл Коля на совет к Нине Ивановне.

     – Что тебе Коля сказать, не для тебя она, пойми ты это и найди себе девушку попроще. И не обижайся, такова жизнь.

       август 2020 г.


Рецензии