Саратов. Конец 50-х. Как всё начиналось

САРАТОВ. КОНЕЦ 50-Х. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ...

Конец 50-х - начало 60-х годов 20-го века в истории города Саратова связаны с очень большими преобразованиями.

В основную очередь они связаны с берегом Волги и самой рекой.

В это время (с 1950 по 1962 г.г.) в городе Волжском, тогда ещё Сталинградской области строилась плотина и большое здание ГЭС, готовилось к наполнению новое огромное водохранилище на реке Волге, которое полностью потом изменит режим и характер реки, поднимет её уровень на многие метры и затронет своими водами наши саратовские берега.

В момент постройки этой ГЭС в начале 60-х годов она была крупнейшей в мире и поэтому в стране заранее была принята комплексная программа по преобразованию многих территорий, попадавших под то или иное воздействие от возникающего водохранилища.

Не все из нынешнего поколения молодых людей, да и людей среднего возраста, привыкших к сегодняшним видам Волги, набережной и нашего моста могут себе представить о чём идёт речь.

Однако, как мне кажется, нам надо быть благодарным тем фотографам, кто более полувека назад запечатлели те старые виды наших Волжских берегов и самое начало грядущих их преобразований.

Характерный пример такой фотографии я увидел сегодня на страницах Saratov Project сети Фейсбук.

И следующая надпись к фотографии : "Саратов, 1959 год. Ленинский взвоз (начало Московской улицы). Виден новый дом № 8 по Набережной. И обратите внимание на расстояние от него до берега Волги".

Много любопытной информации можно получить рассматривая эту фотографию !

И о времени съёмки - часов 10-11 утра (тени направлены с юго-востока на северо-запад) и периоде съёмки - явно весна (конец марта - начало апреля), видны ещё кое-где снежные сугробы, однако на реке хоть и есть некоторое количество льдин у берега, зеркало воды более или менее чистое и основной ледоход уже прошёл.

В этом зеркале воды, хорошо видно даже отражение производственных кранов в районе Зелёного острова и отдельные лодки на реке.

На переднем плане на фото, можно отметить большое скопление людей, смотрящих на Волгу и ждущих явно паромную переправу в г.Энгельс.

До постройки и введение в строй автодорожного моста Саратов-Энгельс (1965 г.) ещё шесть лет и в то время именно эта паромная переправа, которая находилась многие годы здесь у этого взвоза, служила основной связующей нитью между нашими городами.

Конечно, в 1935 году был построен ж/д мост в районе Увека и можно было воспользоваться им и железнодорожным сообщением между нашими городами, но количество людей на фото, ожидающих эту речную переправу, говорит само за себя и о её популярности среди жителей наших городов того времени.

Переправа была и для автотранспорта, о чём можно судить по разбитой колее от автомашин, уходящей и вверх к домам и основному спуску с Ленинского взвоза и вниз к Волге и которая едва просматривается там, у воды.

Однако, вернёмся к тем преобразованиям, в связи со строительством ГЭС за многие сотни километров от нашего города, но которые коснулись и нас и стали проявляться на нашем саратовском берегу и которые уже зафиксированы на этом фото.

Стали строиться и возникать новые здания будущей Набережной. И на фото видно одно из них - уже тогда построенное (дом №8) и затем к нему будут с обоих сторон пристроены дополнительные новые здания.

По всему берегу хорошо видны ряды забитых свай, которые будут трассировать, скорее всего, будущую нижнею стенку Набережной (если я не прав прошу меня поправить).

Кучи щебня и земли явно также появились здесь не случайно, а завезены сюда для выравнивания и постройки террас и ярусов будущей Набережной.

Все небольшие одно- и двух-этажные здания и сооружения, которые просматриваются вдоль берега Волги будут в скором времени снесены и на их месте, со временем, появится нечто другое..

К сожалению, на фото не видно ещё одно главное сооружение начала этих преобразований - Саратовский автодорожный мост, который начали сооружать в 1958 году, с первоначальным сроком сдачи в эксплуатацию в конце 60-го - начале 61-го года. Но, всякие неурядицы и задержки при строительстве, позволили открыть его только в июле 1965 года.

На этом фото 1959 года видны возможно отдельные конструкции и элементы начала строительства правобережной части моста, чуть дальше стоящих домов.

Ещё дальше, хорошо просматривается Зелёный остров, с многочисленными производственными сооружениями на его юго-западной оконечности.

В то время, на острове, как и напротив него в Затоне и на склонах Соколовой горы геологи в конце 40-х - начале 50-х годов открыли нефтяное месторождение и была сооружена целая инфраструктура скважин, нефтяных качалок и разных других объектов для добычи и последующей транспортировки нефти.

В связи с последующим подъёмом уровня Волгоградского водохранилища до + 15 метров (а на этом снимке видно, что урез воды реки Волги до водохранилища был очень низок - он зимой и осенью составлял не более +5 :+7 метров) было необходимо предусмотреть многие вещи, чтобы необходимые производственные зоны не подверглись затоплению.

Тем кто не смог определиться, что это за место, могу сказать, что в настоящее время это район самого здания Речного вокзала Саратова, которое было построено в конце 60-х - начале 70-х годов 20-го века и которое сегодня используется не совсем по своему прямому назначению.

Вот на такие мысли, рассуждения и воспоминания натолкнула меня вот эта фотография, увиденная мною сегодня утром.

Игорь Пролеткин


Рецензии