Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 41

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЗАМЫСЕЛ ИМПЕРАТРИЦЫ

Отстранение Меншикова от улльской «маетности» показательно: деньги управляли душами людей. Даже король, наделенный короной, не мог уберечь «римского» графа и доблестного «рыцаря» во славу Речи Посполитой. Ничего не мог противопоставить магнатскому напору. Обладая доходами, они диктовали свои условия, при которых на первый план выступало желание еще больше обогатиться, добыть себе самый большой кусок при дележе земельного «пирога».

Потоцкие включились в раздачу отнятой «маетности» и повязали улльский берег ориентацией на запад. Полоцкое влияние, замешанное на вечевом управлении, снижалось, а распространялось неуемное желание владеть всей территорией - не только важной пристанью в левобережье Западной Двины. Смольянцы, которые лежали вверх по Улле и играли немаловажную роль при движении к Березине, тоже становились приобретением новых собственников. Помните, мы рассказывали о Казановском – варшавском ставленнике, который основал там поселение. Теперь туда внедрялся «новоиспеченный» род. Сначала Констанция Служка, жена полоцкого воеводы, наследовавшая Смольянцы после Казановского, уступила их своей тезке из рода Подберезских, представитель которого числился среди смоленских воевод, а вообще происхождение рода связывают с князьями Друцкими. И не безосновательно. Считается, что Подберезские были предшественниками панов Цехановецких, осевших в Бочейково - на пересечении западно-восточных трасс с юго-северными.

Констанция Подберезская вышла замуж за Потоцкого, и прибрежье перешло в их подчинение. Двое из трех наследниц Смольянец носили эту фамилию. А третьей оказалась представительница не менее значимой фигуры. Третью часть поселения приобрела Катаржина – супруга графа Коссаковского.

На этой фамилии остановимся подробнее. Титул владелицы объясняет образование в междуречье новых административных форм управления – графств. Именно так именовалась чашникская земля в один из исторических периодов.

Кто же они – графы Коссаковские? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словарям царской эпохи - наиболее выдающимся источникам исторической информации. Словарь Брокгауза и Ефрона пишет, что Коссаковские, или Корвин-Коссаковские — польский графский и дворянский род, герба Слеповрон, восходящий к началу XV века. Семеро из них были каштелянами, то есть «подмастерьями» воевод, управляли дворцами и замками. Наивысшего положения достиг Симон (Шимон) Мартин Коссаковский, занявший пост военного министра – гетмана Великого княжества Литовского.

Придворное положение - это ступенька вверх, и Симон-Мартин не исключение, с той лишь разницей, что его восхождение закончилось трагически, он стал последним военным министром Речи Посполитой. 

Переплетаясь между собой, привилегированные роды становились сильнее и могущественнее. При этом очень важное значение имело то, чем занимался придворный: заведовал ли королевским хозяйством, накрывал ли стол, подносил ли напитки. Шимон (Симон) Коссаковский преуспел на последнем поприще – как и его радзивилловские предшественники. Из чего можно сделать вывод, что чашникское графство - как легендарная чаша Грааля – привлекало возможностью добыть капитал, соединив две ипостаси: выгодный торговый курс и распространение «trunkow» - спиртного изобилия.

Шимону помогали братья: Михаил – воевода витебский, и Юзеф Казимир – епископ инфлянтский. Третий же брат, Антоний, тоже располагался в Инфлянтии, был там каштеляном, но его корни междуреченские, особые. Матерью Антония была Марианна Забелло, тоже представительница графского рода, но осевшая северо-западнее Чашников, среди озерного края Ушаччины. Там выделялось Белое. А славилось оно винодельческим производством, Забеллы владели винокурней. Но не только. В Мосаре – ближайшем населенном пункте, был религиозный центр, где исповедовали иезуитскую веру.

В Белом объявились иезуиты, пережившие падение. Их «приютила» российская императрица, правда, случилось это уже после раздела Речи Посполитой, когда часть Великого княжества Литовского отошла Российской империи. Екатерина Вторая предоставила этому ордену возможность проповедовать католические убеждения, так как основывала на них свои прагматические цели. Орден существовал на полоцкой земле, пока осуществлялся технически грандиозный проект – создавался искусственный переход из одного моря в другое. Иезуиты управляли своей паствой из Полоцка. А Забеллы предоставили им землю, это говорит о свободе религиозного выбора. Храмы возводились, как правило, на средства землевладельцев – в зависимости от предпочтений. "Забелльская" монашеская обитель стоит до сих пор – поражая архитектурными пропорциями, но с пустыми окнами-глазницами и проросшими в трещинах деревцами.

Не будем сейчас воспроизводить всю историю мосарской богадельни, о том рассказано в другом повествовании. Отметим только екатерининскую проницательность. Принимая решение о создании искусственного речного перехода с севера на юг, она использовала католический потенциал, чтобы воплотить замысел. А ведь могло быть по-другому…

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: современная чашникская церковь Преображения Господня.


22.08/20


Рецензии