Приполярный Урал

     Возвращалась я домой со смешанными чувствами. Мечтала покорить, ну не покорить, а хотя бы посмотреть Сибирь, но не получился из меня Ермак! Дальше города Дзержинск не уехала. Отработала честно свои три года после техникума и теперь еду в Крым. В голове бродят мысли – что дальше. Как буду жить, куда направить свою неуёмную энергию!

     В поезде пришла идея! Посмотреть Крым, именно посмотреть, пройти пешком, посмотреть пещеры, подняться на горы, посетить южнобережные дворцы и ... попробовать все крымские вина! Вот такая идея! Я ей загорелась и успокоилась. В Крым заезжала уже снова целеустремленной и настроенной на новую жизнь, точнее следующий этап моей жизни.

     Специалист уже подготовленный, прошла практику на современном промышленном предприятии, я нашла быстро работу на заводе "Фотон". В отделе кадров поинтересовалась.
     – Скажите, пожалуйста, у вас есть туристический клуб при заводе.
     – Да, наши туристы хорошо подготовленные, и совершают походы по всему Союзу.
     – Это то, что мне надо.

     Получила работу в отделе главного технолога. В отдел влилась спокойно и уверенно. На следующий день разузнала всё о клубе и записалась.

     Руководитель клуба, молодой мужчина, спросил.
     – В походы ходила?
     – Нет – честно отвечаю.
     – Тогда начнём с подготовки. Записываю тебя на теоретические курсы, и параллельно будешь ходить в турпоходы по Крыму. А там посмотрим на успехи, и возможно будем привлекать тебя и в категорийные походы.

     Началась моя подготовка. Осень и зима хожу в походы, стараюсь не пропускать, втянулась и это дело мне нравится. 

     Под Новый год узнаю, что на конец весны готовится группа в Приполярный Урал. Ох, и не спокойно стало на душе. Ведь если удастся влиться в эту группу, то сбывается мечта посмотреть хотя бы часть Сибири –  Урал, Тундру, Уральские горы и реки, а если получится, то и побывать на стойбищах северных народов.

     Познакомилась с ребятами этой группы, интересуюсь предстоящим походом, ненавязчиво, так говорю.
     – Интересный поход у вас намечается! Пройдёте Приполярный Урал, с севера на юг несколько климатических зон по пути, столько нового увидите! Завидую белой завистью. Мне бы поучаствовать в таком походе?

     – Нечего завидовать, это трудный поход, 14 походных дней по незнакомой местности, по бездорожью, работа на износ, да и опасности на каждом шагу: горы, перевалы, форсирование рек, неустойчивая погода, холод – ребята пытаются охладить мой пыл.

     Ну, если что-то мне запало в душу, то я отступать не привыкла. Ищу другие пути влиться в группу.

     На новогодний праздник на заводе торжество с фуршетом и танцами. Мы с подругой Тошей.

     – Тоша, ребята идут в Приполярный Урал, я намекнула им, что хотела бы тоже пойти, они мне отказали.
     – А, ты, что очень хочешь пойти с ними?
     – Да, очень! Это можно сказать моя мечта!
     – Кто там руководитель группы?
     – Николай Фёдоров.
     – Знаю! Считай подруга дело решенное! – она взбила чёлку, поправила платье – ну, как я!
     – Отлично!
     – Я пошла.

     Она пригласила Николая на танец, и весь танец вправляла ему мозги. Он слушал, кивал головой. Не знаю, что она ему говорила, но на следующий танец Николай пригласил меня.

     – Ты, что хочешь пойти с нами?
     – Да, очень!
     – Ну, это очень трудно и рискованно. Я отбирал, только подготовленных ребят.
     – Ну, я же хожу по Крыму.
     – Для такого похода крымской подготовки мало.
     –  Еще впереди зима и весна, я успею подготовиться.
     – Хорошо! Я тебе сейчас ничего не обещаю, решим с тобой по весне.

     Я продолжаю усиленно готовиться, хожу в многодневные зимние походы, и всё время присматриваю за группой, дабы они меня не забыли.

     Но не забыли. В мае Николай собрал всю группу.
     – У меня есть две новости – приятная и не очень. Приятная новость – нам спорткомитет Украины утвердил поход и выделил деньги, но на шесть человек. Мою просьбу, добавить еще одного человека в группу, отклонили.
     – В группу просится Брандакова, на неё денег не выделили. Решаем голосованием, берём её или нет.

     Ребята все проголосовали «за».
     – Теперь о деньгах. Расходы на седьмого члена команды делим поровну на всех. Голосуем.
Ребята снова проголосовали «за».
     – Ну, что Сашка сбылась твоя мечта! Ты член команды. Идешь седьмым незапланированным участником. В спорткомитете о тебе не знают. Ты у нас птица свободного полёта. Это так в шутку сказано. Лёша, проследи, что бы она была правильно экипирована. И вообще тебе в обязанность вменяется за ней присматривать в походе и помогать. Хотя это будет касаться всех. Старт группы 28 мая.

     Теперь о группе.
Руководитель – Николай. Человек волевой, требовательный. Отлично ориентируется на местности. Беспрекословный авторитет в группе. В группе уважительно зовут капитаном. Лёша, его ближайший друг, надёжный человек. Вместе начинали заниматься туризмом. Олег, зовут Дока, грамотный технарь, всё знающий про туризм. Поэтому и привязалось к нему прозвище Дока. Ваня – спортсмен, скалолаз – молодой парень, в группе не давно, своенравен, с большими амбициями. Самый молодой участник и самый строптивый. Андрей и Виктор, более возрастные члены команды и уже семейные. С капитаном в туризме с первых дней, как познакомились. Ну и я Санька. Пока в состоянии эйфории и не понимаю, во что вляпалась. Вот проживу походную жизнь, тогда и узнаю во что.

     Теперь о рюкзаке.
Рюкзак Абалакова, брезентовый и тяжёлый сам по себе. По бокам нашиты два больших кармана, в них закладываются сухари – много, с учетом дней  на 20 пути. Сухари упаковываются в целлофановые мешки, крепко завязываются и укладываются в карманы. В рюкзаке одежда и продукты тоже укладываются в целлофановый мешок и крепко завязывается. При этом решаются две задачи – сохранить сухими продукты и вещи, и вторая задача, кто бы подумать мог, рюкзак хорошо держит на воде, как спасательный круг. Из одежды – два комплекта, один походный, второй сменный, переодеваемся в него на стоянках, походный при этом сохнет у костра. На ноги лучше всего резиновые сапоги, желательно охотничьи, с продолжением на пояс. Удобно при форсировании ручьёв и рек в мелководьях – ноги будут сухими. Мы же решили, что их тяжело нести и обошлись кожаными ботинками на фибровой подошве.

     Я всё время жила ожиданием отъезда – когда же выступим. И он, наконец, наступил радостный и тревожный, хотя был безмятежный и тёплый, солнечный и нежный майский день. Мы экипированы по-походному, с тяжёлыми рюкзаками. Ребята подхватили мой рюкзак, а я иду налегке. Хорошо и удобно, плечи не жмёт, иду и радуюсь. На вокзале провожают родственники.

     Лёшина мама, увидев меня в компании, всплеснула руками.
     – И ты деточка идёшь с этими охламонами? Как ты рискуешь? Им же, чем хуже погода, чем трудней, тем лучше. А ты такая маленькая и хрупкая. Не боишься?
Стою и улыбаюсь перед ней. Вступился Николай.
     – Она у нас хоть и маленькая, да удаленькая! Если, что поможем! Так что всё будет хорошо Мария Александровна.

     Забросили рюкзаки в вагон. Последние прощальные слова  родственникам и поехали.

     Ехать долго – три дня, пересекаем европейскую часть Союза и поднимаемся к северу к Приполярному Уралу. Остановка платформа 1952, не доезжая Инты, самая близкая точка для прохождения к горе Народы.

     Жемчужиной Приполярного Урала являются две его вершины г. Народны (1895 м) и г. Манарага (1660 м).

     Гора Народны – самая высокая гора Уральских гор. С её вершины открывается великолепный вид на Уральский хребет – он весь перед твоими глазами. Смотришь на восток – перед глазами Азия, на запад – Европа. Да, Уральские горы являются границей между Европой и Азией.

     Гора Манарага, хоть и ниже ростом, но поправу считается самой красивой горой Урала. Глядя на неё,  не верится, что это чудо сделано силами природы. Её причудливо зубчатый гребень воплощает красоту Уральских гор. Под гребнем идет длинная отвесная стена с семью, как бы  сторожевыми, башнями, которые похожи на оборонительные укрепления, специально выстроенные. И если бы жители этих районов Урала строили  оборонные сооружения или что-то понимали в их строительстве, то придумали бы  соответствующее название. Но они были знакомы только с медведями и поэтому дали название красивейшей горе  Манарага, что с Югорского переводится, как «медвежья лапа». И действительно, гора очень напоминает поднятую вверх медвежью лапу.
 
     На вершинах даже летом можно встретить снежники. Благодаря им горы имеют черты высокогорья.

     Манарага давно стала брендовой горой для туристов. Каждый турист мечтает посетить её или хотя бы полюбоваться, находясь рядом.

     Летняя погода на Приполярном Урале может сменяться в течение нескольких часов. Бывает, что к востоку от перевала тепло, солнечно, в то время над самим перевалом и западнее его тяжелые тучи закрыли небо, идет дождь и бушует холодный порывистый ветер. Средняя температура дня летом (июль, август) 10-12 градусов тепла. Вообще надо быть одетым – тепло по-осеннему и легко по-летнему.

     Растительность Приполярного Урала  богата и разнообразна. В горах на небольшом расстоянии можно встретить глухую хвойную тайгу, смешанные леса, пышные альпийские луга с травами и цветами в рост человека, суровую высокогорную и арктическую тундру.

     Что же нас ждет в походе?
Пройдем через тундру и тайгу. Самые подготовленные туристы, я в это число не вхожу – боюсь, поднимутся на горы – Народны и Манарага. А также побываем  на границе двух частей света – Европы и Азии. Нам откроются зеркальные озера с чистой водой. Истоки уральских рек, низвергающихся  с заснеженных вершин. Бескрайняя тундра, дикие стада северных оленей. Грозные скрытые густым туманом перевалы, разделяющие живописные долины. Тени облаков на склонах. Живая вода ручьёв, которые тут и там будем переходить в брод. Камни, покрытые мхом. Карликовые берёзы, переходящие в бурелом тайги. Желтые полярные тюльпаны, заиндевевшие за ночь. Нескончаемые закаты, тут же переходящие в рассветы. И вечный полярный день. Соприкосновение с тайнами вечности. Тут человеческая рука еще не коснулась со своей преобразовательской деятельностью. И можно увидеть Приполярный Урал, каким он был многие сотни лет тому назад.

     А поезд подходит к платформе 1952. Стоянка короткая и надо успеть высадится. Снесли в тамбур рюкзаки. Первым выскочил на платформу Лёша. Затем прыгаю я. Лёша поймал. Полетели рюкзаки один за другим, мы их растаскиваем в сторону, освобождая место, затем посыпались ребята, последний соскакивал с уже уходящего поезда. Всё, высадились.

     Погода нас сразу встретила сурово. Холодный пронизывающий ветер, сыплет мокрый снег, под ногами сыро, нога сразу продавливает мокрый снег, а там вода. Ребята помогли одеть рюкзак. Он меня потянул назад, наклонилась вперед, надвинула на голову капюшон и поплелась, догоняя ребят, которые ушли вперёд. Иду, слёзы заливают глаза, плачу, ребята этого не видят, лица у всех мокрые от снега.

     – Какая же я дура! Да просто идиотка! Попёрлась, чёрти куда! – глотая слёзы и кленя себя почём зря тащусь за ребятами.

     Высадились утром и идём под непрерывным снегопадом, ноги промокли. Погода меняться не собирается. Капитан не дает передыху и прав, расслабляться нельзя, только так можно согреться и согреть ноги. Группа подобралась, и идём рядом, мерно отмеряя шаги по мокрому снегу. Стало легче, нервы успокоились. Я подумала.

     – Раз ввязалась в это дело надо терпеть. Трудно не только мне, трудно всем. Да и рюкзаки у ребят тяжелее, всё общее оборудование несут они, я же только свои вещи.

     Под платформой 1952 числится посёлок Кожим Рудый. От него начинается тракт в горы. Это грунтовая дорога. По ней мы и держим путь. По бокам тракта невысокий чахлый лес, а вдалеке смутно просматриваются хребты Урала – ближний хребет Обе-Из. Через три километра окружающий пейзаж принимает совсем унылый вид – вдоль дороги во все стороны болота. Часа через четыре начинается пологий подъём.  Преодолеваем и выходим на понижение в долину реки Сывью. Пересекаем реку. Первое крещение в воде – глубина 30-40 см, но нашим ботиночкам и этого достаточно. Тракт опять забирает вверх и вскоре мы пересекли один из боковых хребтов Обе-Из и спустились в долину не большой речушки.  По этой долине планируем выйти в верховье реки Сывью и выйти в лиственный лес.

     Троп нет. Приходится выискивать путь самим, обходя густо заросший мелкий лес, через который сложно, а порой и невозможно пройти. Через два перехода по этому мелколесью вышли на правый берег реки Сывью, вошли в лиственный лес и остановились на ночлег.

     Стали на ночлег, и прекратился снегопад. Разожги костер и вокруг него на палках развесили походную одежду и ботинки. Хорошо, сохнет одежда, и ветер не задувает костёр. Покушали и отдых. Приготовили сушняка для костра, чтобы ночью подкладывать. Наступают сумерки, а темней не становиться. Полярный день продолжается. Измучены, быстро засыпаем.

     Второй день подъём в 7 часов. Довольно холодно, но нет снега и ветра, что большой плюс. Покушали и пошли по правому берегу к истоку Сывью. У реки большая долина, где пасутся стада оленей. Через два перехода мы еще раз перешли реку Сывью по мелководью и прижались к левому краю, обходя болотистую долину. Наконец увидели северных оленей. Пройдя еще один переход, решили остановиться на обед. Собрали сушняк. Пока готовился обед, к нам подъехали пастухи, мы их расспросили про дорогу, покормили обедом и двинулись дальше. Через пару часов прохода нам открылись справа обширные пастбища, а слева их ограничивал хребет Обе-Из. Мы стояли на отроге Обе-Из. Долина реки Сывью была справа. Продолжили движение вдоль хребта. Вскоре начали спускаться в долину к истоку. Под ногами сыро. С трудом нашли место для палатки.

     День третий. Утро туманное, сырость и  плохая видимость. Капитан с вечера определился с направлением движения.  Это долина маленькой  речушки, впадающей в Сывью. Мы шли по долине, заваленной камнями и болоту. Другого пути не было. Трудно. Наломались в пути отчаянно. Через один переход, компас показал новое направление, и мы ушли от речки в лес. Лес на болоте был густым и трудно проходимым. Буреломы приходилось обходить, продраться через них невозможно.  Компас показал, что движение следует продолжать по лесу в южном направлении. Так добрели до обеда. Были дрова вода, но место не очень приятное, с болотными запахами. После обеда продолжаем движение снова по лесу, наша задача идти вдоль хребта Обе-Из. Наконец лес закончился, и перед нами открылась огромная болотина, по которой продолжаем движение.  Вот тут то мы пожалели, что без сапог. Дно болота устелено моховой подстилкой, которая пружинит под ногами, затрудняя ход. Иногда ноги проваливаются между кочками. Два протяжённых и тяжёлых прохода вымотали группу, и мы вышли на небольшой островок, где и стали на ночёвку.

     День четвёртый. Наша задача выйти к реке Косью. Продолжаем опять движение вдоль хребта Обе-Из. И снова болото. В самом начале пути Иван провалился по пояс в болотную жижу. Неприятно, но перенёс молча свою неудачу.  Мы сделали четыре перехода по болоту до обеда. После обеда, когда группа прошла один переход, стало заметно, что местность меняется. Противное болото вытянулось в узкую полосу, а вокруг березняк. Слева хребет Обе-Из стал понижаться, значит, очевидно, что рядом Косью. Через два перехода мы оказались в лесу, который преграждал путь к Косью. Изматывающий проход по лесу, заваленному буреломом, и мы спустились к реке. У реки наткнулись на стоянку водников, на ней и остановились на ночлег. Трудности походной жизни сплотили ребят, и мы стали подшучивать друг над другом. Более всех доставалось мне. В этот день дежурная по кухне. Нужно готовить макароны. Ребята, обступили меня.
     – Сашка, ты готовила в тайге макароны – и смотрят на меня невинными глазами.
     – Да, нет же.
     – А, да тогда ты не знаешь, чтобы макароны сварились, надо каждую макаронину продуть.
     – Это как это продуть?
     – Да очень просто. Каждую макаронину подносишь ко рту и продуваешь.
     – Да, я же не успею сварить.
     – А ты постарайся!
Всё принимаю на веру, но понимаю, что не успеваю с ужином, иду к капитану.
     – Коля, ребята мне говорят, чтобы я продула макароны, иначе они не сварятся.
     – Эй вы, остряки, обойдётесь простыми макаронами, Саша вари обычные макароны – сердито, но с лукавой искоркой в глазах, бросил капитан.

     День пятый. Цель выйти на реку Нидесея. Погода улучшилась. Пошли вверх по реке Косью. Берег круто уходит вверх. Ползем наверх, сквозь завалы камней и густые заросли. Тропы нет. Приходится самим прокладывать. Иногда спускаемся к воде, если там есть хоть небольшой пологий участок. Здесь образовался каньон, поэтому так сложно проходить. Через четыре перехода каньон кончился и начался пологий участок. И опять на пути заросли и высокая трава. Быстро кончился пологий участок и снова крутой подъём на террасу. Часовой проход и спускаемся на берег Косью на обнаруженную стоянку на обед. Уже недалеко река Индысея. После обеда встали на тропу, которая шла от стоянки, и скоро вышли к берегу Индысея. Река широкая, но мелкая берега заросли кустами. Продравшись сквозь них, перешли вброд Индесей на левый берег. Тропа пропала, и снова ориентируемся по Косью. Измотав силы переходом, всё-таки решили дотянуть до реки Нидесея. Потребовалось четыре перехода, и мы на берегу реки. Надо перейти. Ищем брод. У самого устья река распадается на два рукава и между ними остров. Вот здесь и переходим в два этапа. Останавливаемся на ночь на хорошей, но заброшенной стоянке на левом берегу.

     День шестой. Цель выйти до устья Капкан Вож. Тропы снова нет. Рельеф долины сложный. Ближе к реке Косью сплошные заросли, дальше болота. Промучившись, мы определили оптимальное расстояние от берега реки, где можно было проходить. И всё равно нужно искать всякий раз путь – в тайге законов нет. Иногда шли по колено в воде по руслу проток, на которые разбивалось русло Косью. Мы пытаемся рассмотреть склоны ближайших хребтов, но их не видно – серая изморось и туман с утра.
В одном месте наткнулись на тропу. Мы вышли к красивому месту – Косью делает поворот и далее тихий плёс. Вода чистая, глубина приличная, над плёсом скалы с площадками, с которых можно прыгать. Хорошее место для отдыха! За день вышли к месту, где в Косью впадает Капкан Вож. Ночёвка прямо на берегу – на песке пляжа. Удивительное дело, но в окрестности много больших и не червивых грибов и всевозможных ягод. Отвели душу и насытились белками и витаминами.

     День седьмой. Задача на день двигаться вдоль реки Капкан Вож до поворота на Манарага. Сложные её берега – правый буреломный, левый болотистый. Вот и выбирай. Хрен редьки не слаще. Решили сначала не переходить реку, и пошли правым берегом. Зашли в такой бурелом, что решили  снова спуститься к реке и перейти на левый берег. Здесь узкое русло, сильное течение и глубина 70-80 см. Не рискуем, переправляемся стенкой. Так и движемся вперед вдоль реки, переходя с одного берега на другой. В это время начинается дождь, переходящий в ливень. К счастью быстро заканчивается. Два перехода идём левым берегом. Река поворачивает на восток и меняет ландшафт. Лес стал более редким, трава высокой. Пошли лесом. Через два перехода вышли из леса на берег Капкан Вож.
На противоположном берегу начинается каменистая коса, куда и перешли, чтобы заобедать. Развели костёр для просушки одежды и готовки.
Снова двинулись вверх по руслу Капкан Вож. Вышли на обширное моховое болото, прошли за два перехода. Низкую облачность раздуло, и открылась долина Капкан Вож. Она была широкой, и впереди уже просматривался наш поворот в сторону Манараги. Мы шли в сторону реки. Затем перешли в брод на противоположный берег и, пройдя чуть ниже к группе лиственниц, наткнулись на стоянку, где и заночевали.

     День восьмой. Пройдена половина маршрута, а мы только подступаемся к главной цели – посещение двух вершин Манарага и Народны.  С утра погода хорошая, прохладно, небо ясное. От места стоянки вверх идет хорошая тропа. Она вывела нас из долины и провела над тесниной каньона. Через два перехода вышли в широкий цирк, в центре которого скальные выходы, с низвергающихся с них водопадов. Выше них скально-осыпные отроги Манараги. К ним ведет перевал Студенческий. Тропы нет. Путь завален курумником. Место подъёма правее седловины, крутизна травяного склона, заваленного камнями, 35-40 градусов. Вышли на седловину. На западе открывается вид на долину реки Манарага. Вдали видна гора Народны. На перевале оставляем записку. Группа фотографируется вместе для отчета без меня, и со мной для меня. Над перевалом нависает гора Манарага во всей красе. Её башни и гребень выглядят грандиозно. Любуемся и фотографируемся на её фоне. На подъём не отважились, довольно круто для нас, да к тому же повалил снег.
С перевала по некрутому травяному склону дошли до первых зарослей на луговом участке. Нашли родник и возле него обед.
После обеда быстро преодолев редколесье, мы углубились в лес. И снова лесные дебри. Продираясь через них, за два перехода, вышли из леса и наткнулись на тропу, которая вывела на торную тропу по долине Манараги. Еще два перехода вывели к большому пронзительно синему озеру. Здесь с полчаса фотографируем озеро, гору Манарага на фоне озера и снимки с себя любимых. Через один переход вышли на балок «Олений». Домик, печь. Здесь и заночевали. Разожгли печь, разложили сушиться вещи. Поужинали и впервые спим в теплом помещении.

     День девятый. Решили устроить день отдыха. Подсушиться и выспаться. Собрали грибов. Обед и ужин получились отменными.

     День десятый. Погода благоприятная, даже светит солнце. Задача на день – выйти на перевал Кар-Кар. Через один переход вброд преодолеваем ручей Олений. За ручьём тропа по редкому лесу. Рядом с тропой встречаются маленькие и живописные озерки. Продолжаем движение по долине реки Манарага. За три прохода вышли до стрелки двух ручьев, которые являются истоками Манараги. Нам  нужен левый. В его верховьях расположена гора Народа.
Возле стрелки пообедали на обширной поляне. После перешли вброд ручей. Продравшись через кусты, забрались на небольшой холм. По нему шла тропа в нужном направлении. Она шла по обширному лугу, и забирала к реке. Через переход снова открылось ответвление её долины, которое замыкала гора Народа.
Дорогу к перевалу Кар-Кар перекрывает мощный морёный вал. Поднимаемся на него. На вершине встречаем красивейшие озёра, которые всех очаровали. Кристально чистая вода. Отливает голубизной. Дух захватывает. Снова фотографируемся. Спускаемся с вала к перевалу. Подъём на перевал не простой. Сначала по среднему курумнику, затем по крупной каменоломне. Идти с рюкзаком не удобно. В верхней части лежит снег и угол подъёма 40-50 градусов. Капитан принимает решение рубить ступеньки, чтобы вся команда могла пройти. Аккуратно, не торопясь, выходим на гребень.
Гребень достаточно широкий и завален крупными камнями. С перевала открывается красивый вид на цирк, из которого поднялись – все пять озёр в зеленоватых, бирюзовых и изумрудных красках заставляют нас снова фотографировать эту красоту. К северу, в месте спуска, тоже большое озеро с островом посредине. К этому озеру обрывается плато Народы крутыми скалами. Перевал соединяет два мощных кара.
Спускаемся по скальным полочкам с траверсом уходящим налево.  После этого по осыпи уходим к озеру.  Заканчиваем спуск на травянистом берегу. Возле озера ночёвка.

     День одиннадцатый.  С утра восхождение на Народу. Идут четыре человека налегке. Остальные трое, со мной вместе в лагере. У меня снова отдых и мне это приятно. Очень тяжела походная жизнь в Приполярном Урале. Но если бы меня спросили, пошла бы я в поход, если бы знала, что будет сложно? Пошла бы! Потому что эти красоты стоит посмотреть, хотя бы раз в жизни.
Человек пытается создавать себе блага цивилизации, но они согревают тело, делают его слабым и болезненным; и совершенно не греют душу. Да, в начале душа радуется и газу, и отоплению паровому, и воде водопроводной, но потом это становится обычным и хочется чего-то еще. А чего человек и сам не знает, пока не попадёт на природу. И становится ясным тогда, что кроме благ бытовых нужны ему и природные блага. Это и альпийские луга, и долины рек, и ручьи с кристально чистой водой; и заснеженные горные вершины, уходящие в небо; и поля, усыпанные цветами; и утренние рассветы, и закаты; и воздух, целебный горный воздух.
Человеку нужно по жизни всё – и блага цивилизации и природа. В разумном единстве это дает ему спокойную и уверенную жизнь.
Ребята вернулись во второй половине дня, заиндевевшие и продрогшие, но с массой впечатлений и множеством фотографий.
Мы накормили их грибами с кашей, чаем. Накормили до отвала. Отдых и вторая ночёвка возле озера.

     Дни двенадцатый – четырнадцатый. Уход на реку Балабан-Ю. Ручей, вытекающий из озера, и является одним из истоков Балабан-Ю. По нему и пойдём. Чуть в стороне от Балабан-Ю, в районе озера Малое Балбанты проходит тракт. На него нужно выйти. Наша задача за три следующих дня выйти из Приполярного Урала в ХМНО, а затем лодками, пароходами, самолётами, как придется, добраться до города Нижний-Тагил, и поездом уехать в Симферополь.
 
     Река небольшая по протяженности около 50 км. Порожистая и быстрая. Любимое место туристов-водников. В верхней части, при выходе из высоких гор образует несколько небольших, но очень красивых озер, называемых Верхнее, Малое и Большое Балбанты.

     На  берегу Малое Балбанты располагается летняя стоянка оленеводов. Намаявшись, при выходе из горной части, мы вышли на стоянку. На берегу озера несколько мансийских чумов. Из одного вышел пастух-оленевод. С ним заговорил капитан.
     – Мы туристы. Прошли маршрут. Сейчас нам надо выйти к судоходной реке. Где-то здесь есть дорога, которая уходит на восток и идёт к реке. Как нам выйти на эту дорогу?
     – Это не далеко отсюда. Я вам покажу.
     – Спасибо.
Он действительно вывел на тракт. И мы пошли дальше. Путь оказался не близким. И занял два дня. По ходу было две ночёвки. Мы вышли из Приполярного Урала в ХМНО.

     День пятнадцатый. Дорога до реки заняла еще часа три. Побродив немного, вышли на стойбище рыболовов и оленеводов.
Из ближайшего чума вышел манси и удивился, увидев нас.
     – Вы откуда пришли? Здесь за 300 км вокруг жилья нет.
     – Мы туристы, путешествуем в ваших краях уже 14 дней.
Манси посмотрел на нас. Худые, бородатые ребята и с ними девушка. Уставшие и замученные.
     – Кушать хотите?
     – Да мы не против. 14 дней нормальной еды не было.
Позвал хозяйку и что-то ей сказал. Она вынесла на стол на улице мясо оленины. Пока она ходила в чум еще за какой-то едой, возвращается тарелки уже пустые. Поставила на стол тарелки и вынесла еще мясо.
     – Умерьте ваши аппетиты, а то мы все запасы съедим у людей – призвал капитан опомниться.
Его никто не слышал. Вмиг всё было подъедено. Капитан встал и поблагодарил хозяев за обед.
     – Спасибо, люди добрые за обед. Нам нужно уехать в Нижний-Тагил к поезду. Не подскажите, как нам проехать.
     – Надо лодкой до большой воды, там пароходом и самолётом. Здесь есть рыболов у него большая лодка, он отвезет к большой воде, договоритесь с ним.
Капитан ушёл.

     Я пошла к реке. Села на берегу. Ко мне подошёл местный парень лет шестнадцати и заговорил со мной.
     – Вы были в Москве?
     – Да.
     – А в Третьяковской Галереи?
     – Да.
     – Я так хочу увидеть Москву!
     – Ну, съездишь еще.
     – Нет, я не увижу её.
     – Чем занимаешься?
     – Режу из клыков моржей разные фигурки.
     – А можно купить фигурки?
     – Сейчас нет у меня.
     – Жаль.
Рядом мужики пили водку и бутылки бросали в реку. Алкоголь крепко прижился у северных народов.

     Капитан договорился. Подплыла лодка, мы загрузились и поплыли. Плоскодонка, перегружена, черпает бортами воду. Ребята всё время вычерпывают воду ведёрцами. Манси спокоен, сидит возле мотора и думает о чем-то своём. Через два часа мы были на большой воде. Манси высадил нас у причала. Пароход, к нашей радости, будет через 40 минут. Ждём.

     Причалил пароходик небольшой речной, кроме нас на причале  пассажиров не было. Загрузились. Пароходик отвалил от причала, нагнал на берег волну и, урча моторами, потянулся к середине реки.  Ехать нам шесть часов до посёлка вахтовиков, к ним летает самолёт. Сейчас четыре часа к десяти будем на месте.

     Выстроились вдоль борта и смотрим по берегам. Безлюдная земля. Богатая природой, ресурсами еще ждёт своего доброго и рачительного хозяина. Задул ветер, пошёл мокрый снег и загнал нас в пассажирский салон. Расположились на скамейках. Расслабились, впервые за пятнадцать походных дней, почувствовали себя защищёнными от непогоды. Над нами крыша салона, где-то за стенкой мерно стучит мотор. Говорить не хочется. И всё-таки качка и мотор убаюкали нас. Капитан судна разбудил и предупредил, что наша остановка.

     Выгрузились на причал.  Здесь всё рядом причал, аэродром и гостиница. Самолёт завтра в 10 утра. Устроились в гостиницу. И первым делом душ. Душ на час не меньше. Отогреться, отмыться и ещё раз отогреться. Отогреться и отпариться до красноты кожи, до ломоты в костях и побриться, а мне расчесать и взбить свою причёску.
     Когда, через полтора часа, собрались на ужин, то ничего таёжного в нас не осталось: ни бород, ни запахов болотных, ни грязных физиономий и рук. Вполне себе приличные люди и даже симпатичные.
     Соорудили обед из остатков припасов, кое-что прикупили в буфете и две бутылки вина.
     Слово взял капитан.
     – Поздравляю всех нас с окончанием трудного похода! Поздравляю Сашу, она стала полноправным членом нашей команды и с честью выдержала трудности походной жизни! Желаю всем нам новых походов и приключений. А иначе жизнь пресная и неинтересная. За нас!
Ели, пили, шутили, вспоминали с юмором все перипетии нашей походной жизни.
     Я попросила слово.
     – Начну с того, что не забуду ваши макароны с продувкой. А я ведь в серьёз поверила, если бы ни Коля, наверное, каждую макаронину и продула. А вообще спасибо вам, что поверили, что взяли с собой, поддерживали и помогали в походе. За вас!
Вечер продолжался, уже выпито вино, съедены все съестные запасы, а расходиться не хочется.
     – Всё ребята, спать, а то проспим завтра самолёт – закончил вечер капитан.

     Самолётик, маленький АН-2, прилетел с опозданием на час. Загрузились. И полетели.
     – Знакомый мне самолёт – говорю ребятам.
     – Что летала раньше на нём? – спросил Лёша.
     – Не только летала, а и прыгала.
     – Как прыгала?
     – С парашютом.
     – Ну, ты даёшь! Что парашютистка?
     – Нет. Для меня это громко будет сказано. Всего шесть прыжков.
     – Да, кто бы мог подумать – глубокомысленно произнёс Лёшка, а остальные ребята с удивлением посмотрели на меня.
     – Да, я не рисуюсь перед вами, просто нахлынули воспоминания.

     Пилот вёл самолёт очень низко над тайгой, казалось, вот-вот заденет колёсами за верхушки деревьев. А мы получили еще одну возможность посмотреть на тайгу сверху. Безлюдная и безбрежная, первое, что бросается в глаза. Нет ей конца и края. Верхушки деревьев надвигаются и проносятся под крыльями самолёта, уступая место следующим. Лесные массивы сменяются болотами, мелкорослым кустарником.

     Горе путешественнику, который сунется в тайгу без подготовки. Выбраться будет сложно. Да и климат здесь не сахар – и дождь, и снег, и студёный ветер, поджидают путешественника круглый год. Лето короткое два месяца, да и назвать его летом при температуре 10-12 градусов трудно.

     Через полтора часа лёта приземлились в г. Серов. А затем электричкой едем в Нижний-Тагил.

     На ближайший поезд до Симферополя в кассе только три билета. Еду я и два билета разыграли между собой ребята. Идём на посадку всей компанией. Подходим к своему вагону; и я вижу знакомую спину родной сестры, не сдерживая радости, кричу.
     – Любочка, глазам не верю, ты ли это!
     – Она поворачивается ко мне, и бросаемся в объятия.
     – Ты, как здесь?
     – Люба, долго объяснять. Потом. Мы с похода семь человек нас, а билетов три. Возьмешь нас всех. Билеты мы купим в поезде.
     – Возьму.
Мы грузимся в вагон. Это было не забываемое путешествие. Любочка поила нас чаем всю дорогу. Мы рассказывали ей о своих приключениях. Много шутили и смеялись. Люба училась в Москве в институте, а летом подрабатывала в стройотряде, проводницей на железной дороге.

     Через два дня в родном Симферополе. Отдых на море и работа. Слух о том, что с ребятами прошла трудный поход  девушка, сделали меня на некоторое время знаменитой в узком кругу туристов, на меня ходили смотреть.

     На следующий год группа собиралась в Уссурийскую Тайгу. Звали меня, но я не решилась еще раз повторить этот подвиг, зная, что ждёт. Может и напрасно, упустила свой шанс.

     Ребята привезли мне подарок – большую шишку с орешками.

           август 2020 г.


Рецензии