То немцу смерть

«Новые дворяне» - так экс-глава ФСБ Николай Патрушев не раз говорил о себе и своих сослуживцах. Иными словами, спустя 100 лет после того, как большевики вырезали «недобитых помещиков» с их отпрысками, в России решили опять вернуться к идее формирования служилого сословия. Лучше, как говориться, не придумаешь. Воистину: новое – это хорошо забытое старое!
Мы строили-строили… И в итоге построили то, что разрушили в 1917 году.
Идея нынешнего государственного устройства принадлежит Петру Первому – именно он сформировал класс служилого сословия в том виде, в котором тот просуществовал вплоть до краха империи в 1917 году. Единственную (но серьезную) метаморфозу дворяне пережили во времена правления Екатерины II – указ «О вольности дворянства», позволявший им не служить вовсе и свободно выезжать из страны. Если быть точнее, то это право им было даровано покойным супругом Императрицы-узурпаторши. Но, несмотря на такой великодушный жест, его все же убили (причем, эти же самые дворяне).
Петр создал новый класс людей и раздал всем им погоны, но допустил существенную промашку. Погоны должны заниматься только военными или розыскными операциями. А Петр подпустил их выше, к государственному управлению – в итоге это ошибка стоила жизни некоторым преемникам царя-реформатора (а в конечном счете – и империи, которую он так тшательно создавал).
Посмотрите: три самых нелюбимых персонажей в истории России - Император Павел,  Хрущев и Горбачев, прекрасно осознавали непреложную истину: погоны должны заниматься только своим делом. За это их собственно и не любили (одного задушили, а двух других сместили и объявили волюнтаристом и изменником).
Если идея нынешнего устройства страны принадлежит Петру, то модель управления этой страной – Екатерине II (замечу, что оба монарха в российской истории носят титулы «Великий»). Придуманные матушкой-царицей деление территории на губернии и уезды (более или менее равномерные участки), а затем интегрирование их под началом генерал-губернатора в более мощные альянсы, с успехом были взяты на вооружение в начале 2000-х годов (правда, тогда автором этой «новой» идеи выступал Владислав Юрьевич Сурков).

****

Единственное серьезное отличие от той, первоначальной схемы, разбавленной немкой Екатериной в середине XVIII столетия, заключалось в том, что к рулю власти тогда пришли «понаехавшие» еще при Анне Иоанновне немцы (как правило, остзейские дворяне - Бенкендорфы, Адлерберги, Клейнмихели, Нессельроде, Остен-Сакены, Ливены, Мейендорфы, Врангели и иже с ними). Правда, сейчас это место занято представителями различных национальных группировок, которые правят бал в Москве и прочих местах.
Были у руля управления в свое (правда, весьма короткое) время Голицыны и Долгорукие. Но не удержались – заносчивые были, гордые, вот в результате отстранили их и казнили. Позиции спесивых неудачников со временем заняли прибалтийские немцы и близкие им по происхождению европейцы.
В общем Drang nach Osten состоялся в полном объеме.
Так что, не смерть ждала немцев на востоке, а райская жизнь!
Справедливости ради отмечу, что немцы в Россию, побежали гораздо раньше – еще во времена Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, когда орды Валленштайна выкашивали все деревни от мала до велика по всей территории Священной Римской империи.
А что конкретно вызвало восхищение Патрушева? Чем он так вдруг возгордился? Тем, что так старательно век назад уничтожали большевики? За что боролись-то?
Все просто: упоение вызвано в итоге возможностью приблизиться к престолу. И, естественно, возможностью при этом (и поэтому) беспрепятственно вершить (дела вообще и суд в частности). То есть, фактически, быть опричником (чем, в общем и являются силовые структуры).
За преданность полагается вознаграждение: чем преданнее, тем вплотную к трону и тем богаче подарки.
Ну, а там …
Помните, как в «Романсе генерала Чарноты»?

Осенним утром псовая охота.
Борзые стелют, доезжачих крик…

Собственно, это и есть идеал (помимо хруста французской булки, о котором многие ностальгируют до сизх пор).
Вот и занимались в итоге от нечего делать «псовой охотой» - травили ни в чем неповинных животных, убивали почем зря, от безделья, скуки ради…
При этом в каждом деревенском дворе в достаточном количестве имелись гуси, утки, куры и индюшки. Ешь не хочу! Так, нет же – требовалось пойти в лес, охотиться зачем-то на фазанов!
Лучше бы себя поубивали…
Но, как это не смешно звучит, ведь было и такое -

Но, господа, как хочется стреляться
Среди березок средней полосы.

Это оттуда, из той же самой песни.
Поэтому и таился внутри каждого такого, страдающего от безделья и мучившегося помещика-дворянина, которому нечем заняться и охота пострелять, агрессивный зверь – его бы выпустить наружу, повоевать бы с кем-нибудь. А в подручные можно и рабов-оруженосцев…

****

Если вкратце охарактеризовать Россию (какой она была в прошлом и является в настоящем), то мы увидим, что эти три пункта, как аксиома, остаются неизменными на протяжении многих столетий -
1) Богатый и щедрый край, нескончаемые ресурсы, с выгодными торговыми путями.
2) Инородцы у власти (или те, у кого богатства и родня за рубежом).
3) Стадо безмолвных людей.
Последний пункт звучит, конечно, не очень. Но, что поделаешь? Зачем же обижаться на правду? Такое уж у нас жило (и живет, если вспомнить 75%) население.
Вот, например, характеристика крестьян Могилевской губернии, составленная в середине XIX века капитаном Генерального Штаба Дмитрием Ивановичем Черницким:
“… Полагая, что они как лично, так и все принадлежащее им имущество, есть собственность помещика, они не только не заботятся о приобретении необходимейших для жизни потребностей, но по обыкновенной беспечности о завтрашнем дне предаются бродяжничеству и пьянству, одному только наслаждению в жизни, которое они знают…» .
А вот тогдашняя характеристика шляхтичей Подольской губернии капитана Дмитрия Васильевича Тверитинова:
«… Образование богатых помещиков поляков всегда поверхностное, состоит в светскости и знании иностранного языка. Магнаты обыкновенно проводят жизнь свою за границей, второстепенные богачи веселятся в губернии, или в столичных городах России и Царства Польского. Воспитание юношества они вверяют всегда гувернерам иностранцам, и потому, не зная ни русского права, ни языка, чуждаются государственной службы в ожидании службы по выборам; мелкопоместные же отдают детей в гимназии, из которых они иногда поступают в Киевский университет…» .
Идеалом для многих был «покойник дядя», о котором с восхищением говорил Фамусов из бессмертного грибоедовского «Горе от ума»:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; 
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.

Из описания помещиков Псковской губернии следовало, что хотя стремление жить по средствам наблюдалось у некоторых отдельных семейств, в целом дворянское сословие предпочитало прожигать жизнь и проедать накопленное предками состояние:
«… Помещики средней величины, более 100 душ, и до 1000, образуют главный разряд дворянства, самый значительный. … В жизни и образовании их заметна близость столицы. Каждое семейство в своем селе живет довольно скромно. Многие села … существуют не более как для одного поколения. Умирает хозяин, разделяется имение, и наследник богатого села остается не в состоянии поддерживать его в том виде, как оно было при нераздельном имении. И потому, нередко встречаются села в развалинах и запустении. Большие дворни, хотя и заметно поуменьшились противу прежнего, но и по настоящее время они еще очень многочисленны. И вопрос об уменьшении дворни часто занимает хозяев, хотя до сего времени остается не решенным…» .
Это - чтобы понимать, что ждет «новых дворян» в результате. Потому как все новое – это хорошо забытое старое.
Тем не менее, лозунг «Партия – дай порулить» все еще актуален. Каждому хочется побыть втайне в опричниках, немного порулить и урвать что-нибудь от государственного пирога. Поэтому и карьера молодого человека, где-нибудь в глухом уездном городишке за Уралом, начнется в МФЦ “Мои документы», а там – прямой путь в администрацию области и … вожделенная Москва!
Ну, а дальше – смотри выше…

****

К чему это я все ?
А к тому, чтобы еще раз повторить мысль сардинского министра и философа Жозефа де Местра: “Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» (в разной интерпретации звучит по разному).
Так что, что обижаться…


Рецензии