Обыкновенная история

                Пьеса.
                Действующие лица:

Макар, старший сын, 40 лет, предприниматель.
Света, его жена, домохозяйка.
Игорь, средний сын, 35 лет, врач.
Алина, его жена, врач.
Лиза, дочь, 30 лет, эмансипированная женщина с претензией на культурного человека; постоянно курит.
Алексей, водитель.

Сцена. Большой холл. Стол. Идёт подготовка к семейному ужину. В комнате Игорь и Алена. За сценой шум детских голосов, уже после приезда Макара. Все в черном, с черными повязками. Лиза в красно-черном платье, с чёрной шляпой.

               
Игорь (подходит к столу, наливает рюмку водки): Эх, когда же Макар приедет...

Алина (шипит): Отойди от стола, хватит нажираться раньше времени! Сегодня у нас серьезная тема для разговора.
Игорь: Да, сегодня действительно неординарный день. Совсем недавно умер отец, а теперь вот мать.
Алина: Хватит сентиментальничать. Дома напьёшься. Сегодня будем решать вопрос, что делать с дачей, и как её делить.
Игорь: Что её делить? Мы все живём в разных городах. Приезжать сюда, ухаживать за ней, копаться в огороде никто не будет. Никто в нашей семье не любит возиться с землёй. Это отец, наверное, по пьянке, решил построить дачу и думал, что она нам пригодится. Боюсь, что на самом деле, дача только заставит нас ненавидеть друг друга.
Алина: Не вздумай сказать такое при всех. Прошу тебя, не напивайся. Хоть что-то от дачи нам должно остаться в наследство.
Игорь: Да, плохо, что мать, умирая, не написала завещание.
Алина: Все равно по закону нам здесь принадлежит часть имущества.
Игорь: Зачем нам? Детей у нас нет, одна квартира есть, вторая строится. Машины есть. Если нужно, со временем купим дачу, не будем же мы строить.

Входит Лиза.

Лиза: Ну что, уже начали делить шкуру убитого медведя? Сколько же ты отрезал себе, любимый братик Игорек, сколько Макару и сколько мне?
Игорь (выпивая рюмку): Да брось ты, любимая сестренка. У нас все есть.
Алина: Почему же? Все-таки мы часть этой семьи и имеем право хотя бы выслушать, как все будет происходить.
Лиза: Да, Алина, ты права. Я тоже в такой ситуации первый раз и на дачу, зная, что там нужно будет работать, я не претендую.

Слышится гул машины, раздаются детские голоса. Приехал Макар с семьёй. Все оживились, встали. Входит Макар со Светой.

Макар (шумит детям): Поиграйте в саду, не мешайте нам. Только костёр не разжигайте (обнимается с братом, целуется с женщинами). Здравствуйте, родственники! Рад всех видеть. Жаль только, что встретились мы по неприятному поводу.
Света (покровительственно): Здравствуй, Игорек, здравствуйте, девочки.
Алина (в сторону, шепотом): Вот, приехал мафиози... Сейчас начнёт порядки устраивать.
Макар: Раз все собрались, давайте к столу. Вечер нам сегодня предстоит интересный.

Все рассаживаются. Макар во главе стола.

Макар (наливает вино): Вот мы и собрались. Редко так бывает. Помянем нашу матушку и отца.

Все выпивают, закусывают.

Игорь (слегка выпивший): Брат, как дела? Как фабрика, как дети? А ведь все это благодаря только нашим родителям. Ты на свет появился, я, Лизка. Что греха таить, родители дали нам все, что могли. Помянем ещё раз.
Лиза(шепотом): Сейчас опять напьётся.
Макар: Ну что, дорогие родственники... Отец в своё время оставил завещание. Гараж мне, машину Игорю, а Лизе подразумевалась квартира, в которой жила мама. Она, надеясь на наше добродушие и честность, завещание нам не оставила. И поэтому перед нами стоит вопрос: "Что делать с дачей?".
Света(смотрит на мужа): Да, действительно. Живем мы все в разных городах. Дача практически никому не нужна, как нужна была деду и бабушке.
Игорь: Как не нужна?! Отец столько труда, денег вложил в её строительство. Хотел, чтобы она досталась нам всем. Для того, чтобы мы могли отдохнуть на ней. Отец угробил своё здоровье на этом поприще. Выпивал со строителями, подрядчиками, субподрядчиками. Думал, что в строительстве дом станет дешевле, а он получился намного дороже, и в первую очередь, для нас. Такую утрату очень трудно восполнить.
Алина: Давайте побыстрее решим этот вопрос, ведь завтра мы уже уезжаем.
Лиза: Что вы так спешите? Давайте вспомним все хорошее о родителях. Скажем о них добрые слова, ведь мы так мало выражали им свою любовь, хотя они о ней знали и без слов. Я помню свою прабабушку, которая нас воспитывала...
Макар: Все это, конечно, хорошо, но всем нам завтра на работу. Поэтому прошу каждого высказать своё мнение и подумать, как сделать так, чтобы никто не держал зла друг на друга.
Лиза: А, так ты уже, наверно, все решил за нас? Тебе хорошо - дом, работа, фабрика, дети. Живешь ты рядом, а мы далеко. Да и детей у нас пока нет, а когда они появятся и вырастут, дача уже превратится в труху.
Макар: Хорошо. Давайте все выскажем своё мнение. Пусть наши жёны тоже примут участие. Я скажу своё. Живем мы вдалеке, дача без постоянного наблюдения и житья в ней действительно превратится в хлам. Мой вариант такой. Оценить дачу, продать её и поделить деньги. Или так. Если кто-то захочет приобрести её и жить в ней, то пусть выплатит деньги всем нам в соответствии рыночной стоимостью. Что ж, а теперь предлагайте свои варианты.
Света: Да, это действительно лучший вариант - продать дачу, а деньги поделить. Поровну, на три части.
Игорь: Трудно решиться на продажу этой дачи. Отец вложил в неё душу, здоровье и деньги. Неужели мы так все раз - и продадим?
Макар: Хорошо. Мы ждём твоих мыслей по поводу решения проблемы.
Алина: Я думаю, Макар прав. Лучше деньги в руке, а то неизвестно ещё что будет через полгода. Не объявятся ли ещё какие-нибудь претенденты на наследство.
Игорь: Что ты выдумываешь? Какие претенденты? Нам бы самим разобраться с этой дачей. У Лизы остаётся квартира, хотя по закону она принадлежит нам троим. Поэтому нам с тобой, Макар, придётся писать отказную на свои части в квартире. Или ты предлагаешь выкупить эти части у нас? Но Лиза живёт одна и таких средств у неё нет.
Макар: Мы можем просто отказаться от своих долей.
Алина: Как же так? Ведь эта материя, что нажита вашими отцом и матерью. Все это стоит денег.
Лиза: Что, опять деньги? У меня нет столько, чтобы выкупить доли у родственников. Только у тебя, Макар, деньги есть. Отец вкладывал частицу души, а получается, что мы ее и продаём за деньги?
Света: На что ты намекаешь? Что у нас много денег? Мы же не виноваты, что у тебя нет квартиры, определенной работы. Что это за работа - нимфеткой в театре?
Алина: Действительно. Игорь с Макаром помогали тебе финансово, но ты не использовала свои шансы.
Лиза: Я все помню. Как в детстве меня постоянно обижали братья и при каждом удобном случае напоминали о деньгах отца, вложенных в моё воспитание.
Макар: Хорошо, Лиза, давай не будем о деньгах. Скажи своё мнение.
Лиза: Да что мне говорить? Кругом деньги, деньги, деньги. Даже среди близких родственников. А если чужие люди? Вообще бы убили за какие-то поганые квадратные метры земли или квартиры, которые сами они не строили, не вкладывали в них душу и здоровье.
Алина: Хватит рассуждать. Говори своё мнение, и все.
Игорь (жене): Что ты вмешиваешься в отношения в нашей семье? Ты ведь далека от всего этого. Тебе только подавай деньги, и главное побольше, независимо от того, чьи они.
Макар: Хватит нагнетать атмосферу. Пойду посмотрю, где дети.
Игорь: А мы с тобой, Лиза, пойдём перекурим на балкон.

      Гаснет центральный свет. Сбоку включается лампа. Игорь и Лиза курят.

Игорь: Лиза, ты на мою жену не обижайся. Родители у неё из деревни, всю жизнь пахали, чтобы она получила профессию. И, конечно, говорили ей, что самое главное - деньги. Учеба у нас не бесплатная, даже отец платил деньги за моё обучение. За что я ему, как и все мы, очень благодарен.
Лиза: Все я понимаю. Игорек, Игорек, жена тебя, наверно, загнобила, от этого ты и выпиваешь.
Игорь: Хватит об этом. Что ты на самом деле думаешь по главному поводу?
Лиза: Пойдём к столу. У меня появилась мысль.

Включается верхний свет.
Лиза, Игорь и Макар садятся к столу. За окном всполохи. Горит костёр.

Макар: Ну что, Лиза. Говори, пожалуйста.
Лиза: Я думаю, что спешить с продажей дачи не надо. Макар, твои дети скоро подрастут. Вон старшая дочка уже женихается. Мы же не знаем, как у них сложится дальнейшая судьба. Продать легко, а построить с нуля довольно-таки сложно. Думаю, что лучше всего сдать дачу в аренду. Отопление есть, большой огород, сад, речка, рядом транспортный узел. Можно жить и зимой, и летом. Самое главное - найти порядочных съемщиков. А квартиру мне оставить безвозмездно.
Света(не даёт договорить Лизе): Постой, постой. Это что же получается? Что все остаётся тебе, а нам ничего? Где справедливость? Нет, так не пойдёт. Макар, скажи.
Макар: Думаю, что что-то есть в идее Лизы. Нужно сохранить дачу, чтобы все переходило из поколения в поколение.
Алина: Нет, Макар, ты не прав. У всех людей наследство делится между родственниками. Игорь, скажи, ведь и документы должны быть оформлены на кого-то одного. Разве сможет Лиза одна потащить дачу? Да и в квартире есть наша часть. Скажи, Игорек.
Игорь(выпивая рюмку водки, злится): А может Лиза права? Неизвестно, будут ли у нас с тобой дети. А если будут, пускай приобщаются к работе на земле, глядишь, пригодится им в дальнейшем. Если, конечно, внуки не передерутся между собой за дачу деда.
Макар: Так, давайте о хорошем. У нас есть время до утра. На трезвую голову примем решение. Наливай по полной, Игорек!

Выпивают. Голоса становятся громче. Шум посуды. Лиза сидит отдельно.

Лиза(полупьяным голосом): Что, уже поделили между собой все наследство? Какие же вы несчастные и глупые. Все деньги да положение. Добрых слов об отце с матерью так и не сказали.
Игорь: Лиза, что ты, ты же знаешь, как мы любим своих родителей, и тебя любим. Ведь лишний раз об этом не скажешь.
Лиза: Вы все врете, ненавижу вас! И ваших детей!
Макар: А дети тут при чем?
Лиза: Всех, всех ненавижу!
Света: За что? Объясни нам, что мы сделали не так.
Лиза: Да все, все не так. Не знаю, за что ненавижу. Эта ненависть во мне давно. У меня другая жизнь. Будьте вы все прокляты!

                Бросает шляпу и убегает.

Игорь: Куда же ты? Ночь, скоро гроза, машины не ходят.
Лиза: Я на трассу. Доберусь до города пешком.
Алина: Что же это она, с ума сошла?
Света(крутит пальцем у виска): Да она всегда была такая.
Алина: А если действительно сделать ей психиатрическую экспертизу, признать невменяемой, положить в психиатрическую больницу, взять над ней опекунство, и таким образом, лишить наследства?
Света: Да, это вариант. Кто-то же должен этим заниматься. Ты будешь, Алина?
Алина: Не знаю. Вы напишите заявление в психушку для экспертизы её психического здоровья? А уж дальше я буду все контролировать.

Звонок на сотовый телефон Макара. Выслушав, его лицо становится печальным и озабоченным. Все спрашивают у него, что случилось.

Макар: Звонили из больницы. Лиза в реанимации. Ничего конкретного не известно. То ли бросилась под машину, то ли случайно попала.
Игорь: Надо срочно в больницу!
Макар: Дети, собирайтесь. А ты, Света, позови Алексея, водителя.

                Все уходят. Остаются Макар и водитель.

Макар: Алексей, действуем, как и договаривались. Ты оставайся здесь, я поеду один, не беспокойся. Не хочу, чтобы в нашей семье кто-то друг друга травил, убивал, клал в психушку. Не думаю, что отец и мать родили нас для того, чтобы мы ненавидели друг друга. Где бензин, ты знаешь. И знаешь, что делать. Единственное, прошу тебя, останься до приезда пожарных, проследи, чтобы не загорелись другие дома в деревне. Я на тебя надеюсь, верный друг.

                Уходит.
                За сценой разгорается пламя


Рецензии