Друг Гораций

                Друг Гораций

    В книге Екатерины Мелентьевой «Бартоломе де Лас-Касас, защитник индейцев» каждая глава предваряется эпиграфом. Изречения Аристотеля, сентенции Сенеки, стихи Горация…
- Силён будь духом, не клонись в напасти,
А когда вовсю подует ветер попутный,
Мудро сократи, подобрав немного, вздувшийся парус…

   Строки римского римского поэта таятся в моей сердечной памяти четверть столетия.
В детстве и юности в огромных количествах ел чеснок, утруждая не слишком здоровую печень. И что бы вы думали. Недавно, открыв том стихов римского рапсода, едва ли не с ужасом читаю:
«Коль сын рукою нечестивой где-нибудь
Отца задушит старого,
Пусть ест чеснок: цикуты он зловреднее!»

   И что бы раньше прочесть мне Квинта Горация Флакка, так нет же, откровенная беседа с ним состоялась лишь в самом начале моей второй жизни.
В горе Горация перечитаешь и, право же, легче станет.

   Думаю, что друга Гамлета звали Горацио не случайно. До самой гибели горестному принцу датскому был он мудрым советчиком и собеседником.

   Интересно, что Данте Алигьери вместе с великим римлянином Вергилием сквозь ад прошёл, а Гамлет как одна из духовных ипостасей Шекспира земное чистилище не одолел даже с помощью друга Горацио.

  Между тем не странно ли, что для русского слуха в самом звучании слова Гораций слышится «горе», «горесть». В переводе с латинского «рацио» значит разум. Что ж тогда получится на смеси латинского с нижегородским – горе от ума, что ли? Шучу…

                12 июня 1997.  Сергей  Жуков.


Рецензии