Ископаемые трубки

   Настало время вернуться к такой занимательной теме городских древностей, как глиняные курительные трубки. С одной стороны, это обусловлено появлением свежих фактов, позволяющих приоткрыть завесу над прошлым нашего края, с другой – новыми находками, которые уважаемые читатели приносят на определение в местное краеведческое общество.
   Советская, а позднее, и российская историография незаслуженно обошла вниманием «турецкие» трубки. Публикации, посвященные данной тематике, можно пересчитать буквально по пальцам. Подавляющее число исследователей, включая и «маститого» археолога Р. Розенфельдта, и наших клинских коллег Н. Лисицыну и В. Пирога, несколько «застаривают» объект данной статьи, датируя такие трубки XVIII столетием [4, c.7]. Во многом это объясняется тем, что долгое время культурный слой XIX века не подвергался полноценному обследованию, и люльки-носогрейки-буруньки, наравне с прочей керамикой, относили к группе «подъёмного материала».

                Как появилась на Руси вредная привычка
   Долгое время курение на Руси было под строжайшим запретом и сурово каралось – вплоть до смертной казни. Лишь при Петре I мода на эту пагубную привычку начала потихоньку распространяться среди состоятельных людей. При этом среди купечества и простого люда (за исключением солдат и казаков) табак считался «чертовым ладаном», а курение – «дьявольским каждением».
   Практически весь XVIII век бытовали белоглиняные «голландские» трубки, у которых чашечка, в которую насыпался табак, а также чубук и мундштук составляли единое целое [1]. Однако такие трубки были сложными в изготовлении, да к тому же хрупкими в обращении. В конце столетия «голландские» трубки стали вытесняться более практичными «турецкими», у которых глиняный стаммель (то есть, чашечка и чубук) снабжался длинным деревянным мундштуком. Во многом такой перемене способствовали войны с Османской империей: служивые в качестве трофеев привозили неприятельские люльки и кисеты с табаком.
   Основную ценность «турецкой» трубки составлял украшенный богатой резьбой и перламутровой инкрустацией мундштук, а стаммель являлся расходным материалом, который при необходимости было легко и дешёво заменить. На это указывают несколько факторов: во-первых, большинство дошедших до нашего времени носогреек разбиты – очевидно, при выбивании золы. Но встречаются и целые трубки, забитые гарью – зачастую курильщики выкидывали их, не удосуживаясь прочищать. Во-вторых, изготовление стаммеля не требовало от гончара-трубочника ни длительного времени, ни большого мастерства: вначале в разъемную, из двух половинок, форму набивалась глина. Затем по направлениям дульца и чашечки будущей трубки вставлялись клинышки, формируя внутренние полости и обеспечивая плотное прилегание материала к стенкам формы. Далее почти готовое изделие доводилось вручную: проделывалось отверстие и наносился орнамент.

                Клинские «месторождения» глиняных трубок
   Если в начале XIX века «турецкие» трубки (в основном, фасона «тахта-чубук») поставлялись в Россию с подконтрольных Османской империи территорий, то уже в 1820-х в Москве и её округе появились первые местные мастерские, освоившие производство самобытных носогреек.
   Это убедительно доказал К. Кель, сделав привязку найденных трубок к сопутствующему датирующему материалу: монетам, торговым пломбам, стеклянным бутылочным печатям и тому подобным предметам [3, c.12-22]. Отходы трубочного производства были обнаружены в окрестностях Новоспасского монастыря, неподалёку от Гончарной слободы.
   В контексте производства и потребления «турецких» трубок Клин не отставал от Первопрестольной. В старом городе находятся два «месторождения», в которых, наряду с черепками и обломками изразцов, главным богатством недр являются носогрейки. Это сквер со скульптурой Девочки-грибницы у Торговых Рядов и склон за бывшим домом городничего. Именно из этих мест происходит наиболее полное собрание «турецких» трубок, хранящееся в Краеведческом музее.
   И если первое место связано с продажей готового товара, то второе представляет собой свалку, куда в целях укрепления склона выбрасывали разный сор – в том числе, и трубочную «некондицию»: носогрейки либо деформированы при обжиге, либо просто-напросто разбиты. Соответственно, трубочное производство располагалось где-то неподалёку, в шаговой доступности. Возможно, за рекой: в деревне Подьячево (Дураково тож), сельце Талицы или же Ямской слободке на Большой Московской дороге.
   В пользу местного производства говорит и такой факт: за редким исключением, найденные в Клину трубки являются более поздними подражаниями турецким оригиналам: на «наших» поделках отсутствуют клейма с арабской вязью.

                Секрет притягательности старинной работы
   Трубки периода 1820-30 гг. характеризует высокое качество изготовления. При их производстве применялись глины различных оттенков: от иссиня-черного до светло-серого и даже бежевого. Впрочем, большинство носогреек вылеплены из глины, дающей при обжиге красный цвет. Мастера-трубочники практиковали также смешение различных видов глины, в результате чего на поверхности изделия проявляются причудливые полосы и вкрапления. Лощение и покрытие поливой подчёркивало красоту природного материала.
   Обаяние старинных предметов основывается на том, что в них нет ничего лишнего – напротив, строго соблюдается паритет двух философских категорий: формы и содержания. Так, валик у чубука «турецкой» люльки служит не только для красоты, но и для прочности, ведь место соединения с мундштуком – «ахиллесова пята» любой трубки. А массивный прилив в основании чашечки призван предохранить пальцы курильщика от трубочного жара.
   В отделке трубок можно видеть обилие геометрического и растительного декора, нанесённого посредством штампов. Помимо разнообразных линий, виньеток и розеток, часто встречаются два клейма, символизирующие функциональную направленность предмета: огонь – солярное клеймо, и табачный лист. Изредка попадаются антропоморфные сюжеты. К примеру, одна из клинских носогреек стилизована под голову янычара: несмотря на многочисленные утраты, на чашечке хорошо различимы восточные черты лица, а прилив-утолщение выполнен в виде бороды.
   Мода на курение «турецкой» трубки нашла отражение в литературе тех лет. Вспомним гоголевских помещиков Ноздрёва и Манилова – в кабинете у последнего «больше всего было табаку», а «горки выбитой из трубки золы» были «расставлены не без старания очень красивыми рядками» [2, c.33]. Этот колоритный персонаж не только слыл большим любителем курения трубки, но и всячески пытался приобщить к сему действу и окружающих – в том числе, «попотчевать трубочкой» Павла Ивановича Чичикова, заехавшего к нему с целью приобретения мёртвых душ.

                Закат эры «турецких» трубок
   К 1840-м гг. происходит упрощение и удешевление трубочного производства. В это время отделка становится менее тщательной, зачастую неряшливой: поверхность большинства носогреек шероховатая, без признаков лощения. Глянец поливы был начисто забыт. Часто весь декор заключался лишь в прокатке киля штампом-валиком.
   Это связано с тем, что изначально местные гончары старались выдавать свои изделия за турецкие, имея под рукой качественные, оригинальные образцы. В более позднее время не было нужды имитировать заграничное происхождение, так как уже не являлось секретом, что трубки производятся в России. Таким образом, началось копирование «подражаний», рассчитанное на непритязательного потребителя [3, c.12-22].
   «Турецкая» люлька – дешёвый, массовый вариант трубок, который появился в связи с повсеместным распространением моды на курение в начале XIX века и продолжал бытовать вплоть до 1860-х годов. С появлением бумажных папирос «турецкие» трубки канули в Лету. Лишь земля старого города до поры до времени хранит отголоски былого.
   P.S. Автор и сам не курит, и Вам, уважаемые читатели, не советует!
   
   Примечание: сокращённая версия статьи опубликована в газете "Серп и Молот" от 19 февраля 2019 г., с. 10. На иллюстрации: клинские трубки 1820-40 гг., фото автора.
               
                Список источников:
1. Волков И.В. Частная коллекция "турецких" курительных трубок из Москвы http://opentextnn.ru/history/archaeology/library/?id=836
2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. М.: «Московский рабочий», 1984.
3. Кель К. Московские курительные трубки. «Родная старина» № 3 (5) 2008.
4. Пирог В., Лисицына Н., Табачные ювелиры. Серп и молот, 28 февраля 2003.


Рецензии