Снова Карлстад

На следующий день мы поняли, что началась осенняя инфлюэнция: с утра было сыро, потом и вовсе пошел мелкий дождь. После обеда мы с Верой решили устроить день шопинга, прогулявшись по местным магазинам. Как в любом городе в Карлстаде есть район, где скопились магазины, магазинчики, лавочки, бутики. Сначала мы проводили Аню на работу, вернее она довела нас до центральной площади (Stora torget), где еще несколько дней назад стояли павильоны пивного фестиваля «Октоберфест» - баварцы и сюда добрались со своим праздником. Здесь нам не удалось откушать немецкого пива, а какой смысл в Швеции пить немецкое пиво? В Швеции самое главное – пробовать все шведское. Мы снова прошлись по улице Королевы, открытую нами в первый день, примеряясь к ценам, рассматривая предложения и делая небольшие покупки. Задержались в книжном магазине «Bokhandel», кроме книжек здесь оказался большой выбор игр и канцелярских товаров,  а я, будучи бабушкой, настроена купить подарки внучке. Цены даже в обычных магазинах были для нас неподъемными, в одежде мне показалось мало разнообразия (блузки и платья будто сшиты по одному лекалу), хотя окраска меня порадовала скандинавскими пастельными оттенками. До намеченной встречи с Аней мы успели нагуляться и попить кофе с пирожными в кафе «Wayne’s Coffee», потом нам встречались кафе этой сети несколько раз. Кофе был в неожиданно больших чашках, не меньше 300 граммов, но за  те деньги, что мы заплатили, было бы обидно выпить два глоточка.

Последним пунктом нашего круиза по магазинам стал большой для маленького городка торговый центр «Mitty-Sity», где у нас была намечена встреча с Аней. При всем том, что мы в принципе покупок не намечали в связи с жуткой дороговизной (все мыслимые валюты далеко обгоняют рубль), все ж таки некоторые покупки, в том числе со скидками, мы сделали. Ничего особенного, но память о Карлстаде останется. Везде на кассах старались здороваться и благодарить по-шведски, что вызывало улыбку приятия у шведской стороны.

Вместе с Аней мы пошли в историко-краеведческий музей Вермланда. Хорошо, что нам ничего не надо было искать. Анечка заранее разработала план нашего пребывания в Швеции и четко водила нас по выбранным местам. Конечно, это облегчило нашу участь и несколько удешевляло наш отпуск, ведь мы жили у своих, у них питались и получали бесплатные услуги турбюро в лице моей племянницы.

В общем, прогулочным шагом мы шли к музею по осеннему городу, город небольшой, все здесь рядом. Снова встречали людей с собаками, и моя сестра Вера – заводчица кошек, проронила одно очень важное замечание о собаках. Она заметила, что у собак некоторых пород некупированный хвосты, хотя по идее должны быть купированы. В течение нашего пребывания на шведской земле Вера неоднократно замечала собак с некупированными хвостами. Этот факт заставил меня сделать проверку-исследование в Интернете. Нашла! В Швеции так же, как и в некоторых других европейских странах, входящих в Международную Кинологическую Федерацию, запрещено купировать собакам уши и хвосты, так что известные нам шнауцеры, терьеры, спаниели, а также доберманы, ротвейлеры имеют несколько другой вид и не стесняются хвостика-кренделька и лохматых ушек.. Мало того, собаки этих пород, прибывающие на собачьи выставки из других стран,  должны иметь так же некупированные хвосты. Вот как!
Музей Вермланда находится в чудесном сквере, здание музея традиционного бордового цвета, но вход современный, застекленный, и все окна, прямо скажем, европейские. Перед входом большая вывеска: «Чтобы знать, куда ты мигрировал». Весело!  Судя по вывеске исторический музей здесь предназначен для посещения и изучения его переселенцами. Сам музей небольшой, но оформлен достойно и с любовью. Тут если сравнивать Карлстад с Козельском, наш город не подкачал. В Козельске я была приятно поражена уютной атмосферой маленького краеведческого музея с очень достойными экспонатами, любовно сохраняемыми работниками-альтруистами.

Музей показал нам историю лена, начиная с царя Гороха, то есть с предводителя  местных викингов. Освещение приглушенное, с подсветками экспонатов. В некоторых залах экспонаты двигаются – например, со скрипом крутится мельничное колесо, двигаются фигурки жителей средневекового Вермланда, какие-то исторические моменты сопровождаются звуковыми сигналами или музыкальными пассажами. В специальной нише сквозь нехитрый заборчик можно разглядеть церковный алтарь 13-го века с подсветкой – композиция из раскрашенных фигурок богородицы с младенцем, ангелов и святых, скорее всего, вырезанных из дерева. Когда мы попадаем в зал 40-60-х годов, то тут же вспоминаем калининградские Фридландские ворота. Тут без всякой помпезности на простых столах и в обычных застекленных витринах красуются старинные бытовые вещи – чемоданы, баночки, заварочные чайники, чашки, бытовые приборы – радиоприемник, пылесос, набор пластмассовой посуды для пикника в чемоданчике. Последнее нашему народу в те далекие годы и не снилось. Даже самого слова «пикник» в нашем языке не существовало. Это было что-то иностранное, встречающееся лишь в заграничных фильмах и книгах иноязычных авторов. У нас, это слово появилось, возможно, с выходом книги Стругацких «Пикник на обочине» в 1972 году. А что касается набора для пикника, то в нашей стране люди ездили на природу или на дачу, где прекрасно отдыхали без всякой пикниковой посуды. Историческую часть музея завершили портреты известных жителей Швеции, в том числе писательницы Астрид Линдгрен, чье имя многие годы гордо носила учрежденная мною, так и не расцветшая фирма в форме ООО (как сказал незабвенный дедушка Крылов: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец…»).

Дальше мы перешли в сектор художественного промысла и изобразительного искусства. Интересненько! Довольно много работ, они развешены без какого-либо порядка, в одном зале и реалистические картины, и в стиле авангардизма, рядом с работой настоящего мастера висит, с Вашего позволения, полная хрень. Мне понравилось всего несколько живописных работ и несколько акварелей. Вот в середине зала инсталляция: за столом сидят манекены, изображающие людей, с коробками вместо голов. На коробках наушники. Эти люди-манекены что-то изучают, возможно, иностранный язык, потому что слышен голос диктора с некоторым присвистом, как бывает в наушниках, а потом другой голос повторяет слова за диктором. Дальше идем на второй этаж.  Здесь в зале вся стена увешана небольшими портретиками поп-музыкантов. Пригляделась – вышивка. Круто! Еще зал с картинами и одной рукодельной работой в стиле пэчворк. Не выдержала – сделала снимок. Все авторы, видимо, местные, ни одной знакомой фамилии. Ну, что ж, познакомились, вполне даже накушались и удовлетворились страноведением и художественным творчеством Вермланда.


Рецензии