О судьбе клинского фотографа В. А. Беликова

   Клинский фотолетописец, школьный счетовод, политический заключенный

   О жизни и деятельности клинского купца Василия Андреевича Беликова известно немногое. Он родился в 1879 году в Клину. Здесь же, с грехом пополам, закончил местное училище. Казалось бы, ничего не предвещало стремительной карьеры. Однако уже в первые годы XX века Беликов владеет магазином писчебумажных и канцелярских принадлежностей, типографией, а также фотоателье и модной новинкой того времени – синематографом (причём, первым в Клину и округе). Расходятся по городам и весям Российской империи почтовые открытки с видами Клина и Твери – Василий Андреевич потрудился на славу. Однако перед самым началом 1-й Мировой войны следы Беликова теряются, его предприятия исчезают из поля зрения статистики, а права на выпуск видовых открыток переходят к контрагентам. Что послужило тому причиной – остаётся лишь судить да рядить. Неизвестной до настоящего момента была и дальнейшая, послереволюционная судьба Василия Андреевича.
   В архиве московской прокуратуры имеется дело за номером N. Скупые пожелтевшие строчки хранят сведения о трагической судьбе бывшего клинского купца, издателя и фотографа. Ошибки здесь быть не может: Василий Андреевич Беликов, 1879 года рождения, уроженец города Клин.
   Итак, в конце 30-х годов В.А. Беликов проживает в подмосковном посёлке Сходня, на Ленинской улице, в 25-м доме. Занимает скромную должность счетовода в сходненской школе № 1. Казалось бы, тихая, размеренная жизнь на склоне лет и сил. Ничего не предвещает беды. Но 1 декабря 1941 года В.А. Беликов был арестован.
   Что послужило причиной ареста – неизвестно: Василий Андреевич уже немолод, разменял седьмой десяток лет. Какую-либо угрозу для Советской власти скромный счетовод вряд ли представляет. Безжалостный вал репрессий давно на спаде. Да и война идёт: враг вплотную подступился к Москве. Вполне возможно, это и послужило причиной ареста – вспомнили купеческое происхождение Василия Андреевича и его прежние издательские «заслуги». Откреститься было невозможно: почти каждая открытка имеет надпись: «изданiе фотограф. Бъликова».
Что правда, то правда: дореволюционные открытки с видами города – лучшая находка для шпиона. Клинский вокзал, железнодорожное депо, переезд у деревни Маланьино, а также почта, торговые ряды, мост на улице Чайковского. Прибавим к этому списку вид города Клина «с высоты птичьего полёта» – вот далеко не полный перечень сюжетов на открытках Беликова. С одной стороны, милые сердцу обывателя виды уездного городка, а с другой – важные стратегические объекты. И если для составления подробных карт местности немецкая разведка засылала в предвоенный Клинский район своих агентов, работавших лесниками да топографами (тому есть свидетельства), то для составления подробного плана города противнику не пришлось сильно утруждаться: дореволюционные открытки были хорошим наглядным пособием. Вспомним, с какой ужасающей точностью и педантичной последовательностью бомбили Клин в 41-м: исторический центр был практически уничтожен, вокзал и железнодорожный узел также сильно пострадали.
   Несмотря на то, что начало декабря – время ожесточённых боёв за Москву, советское правосудие работало весьма споро: не прошло и двух недель с момента ареста, как Василий Андреевич был осужден ВТ Московского военного округа по статье 58-10 ч. 2 УК РСФСР. Это была та самая, печально известная «политическая» статья, устанавливавшая ответственность за контрреволюционную деятельность. Пункт 10 подтвердил наше предположение: «распространение или изготовление…антисоветской литературы», содержащей «призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти». Это красноречиво свидетельствует, что Василию Андреевичу припомнили прошлые «заслуги».
   Приговор для пожилого человека (а Беликову шёл 62-й год) был весьма суров: семь лет лишения свободы. На этом записи архивного дела за номером N обрываются. Вероятнее всего, что и жизнь Василия Андреевича Беликова, талантливого фотографа и предприимчивого купца, также оборвалась в лагерных застенках.
   P.S. Василий Андреевич Беликов был посмертно реабилитирован лишь в июле 2003 года.

   Примечание: статья опубликована в газете «Серп и Молот» от 27 февраля 2018 г., с. 9. На иллюстрации - одна из открыток ателье В.А. Беликова, 1910-е гг.


Рецензии