В памяти голодное военное и послевоенное детство
Галина Алексеевна Макаренко – жительница Саратова, ветеран труда, много лет была воспитательницей городского детского сада, вспоминает свое непростое голодное военное и послевоенное детство. Ее родители жили в одном из сел Сталинградской области, до начала Великой отечественной войны у них появились на свет дочь и сын. С первых дней войны отец ушел на фронт, оставив жену с двумя малолетними детьми. Неожиданно в деревню нагрянули войска СС, среди них были и предатели Родины «власовцы», они, буквально, зверствовали, за небольшую провинность утопили в речной проруби их родственника, многим в те дни пришлось прятаться от них.
Село освободили от ненавистного врага, мама перебралась на постоянное место жительства в село Ровное (Зельман) Саратовской области (бывшую республику немцев Поволжья), сюда после контузии с войны вернулся отец. В 1943 году на свет появилась дочь Галина, в памяти которой до сегодняшнего дня сохранились голод и холод военных и послевоенных лет. Сколько помнит свое детство, она постоянно искала на улице и жевала, жевала, жевала съедобную траву: лебеду, головки клевера…
Когда смерть косила души,
А траур вновь надежды рушил,
Тогда и лебеда съедобною была,
Для каждого голодного села. Н.К.Морозов.
Голодная девочка набивала пустой, урчащий желудок любой зеленой травой. В ее памяти мама, а рядом с ней она, маленькая Галя, которая вновь дергает подол ее юбки и постоянно просит: «Хочу кушать, дай кушать!» Трудно сказать, из каких трав варила мама очередную похлебку, а она стояла рядом, с нетерпением ожидала большую чашку с горячей едой, следила за тем, как мамочка поставит ее посередине большого стола. Но Галя была слишком маленьким ребенком, поэтому ела настолько медленно, что не могла угнаться со своей большой ложкой за голодными старшими сестрой и братом. Они очень быстро съедали похлебку, не обращая никакого внимания на сестренку, а малышка, к своему большому сожалению, буквально через несколько минут, вновь видела на столе пустую посуду, и в очередной раз слезно просила маму хоть чем-нибудь съедобным ее накормить.
Наедаться Галина стала после того, как мама повела ее в детский сад. Подросла, начались занятия в нетопленой начальной школе, куда приходила в другой конец села в поношенной одежде, которая доставалась от старших брата и сестры, но редко ей оставалась даже сильно изношенная обувь, поэтому до глубокой осени приходилось месить грязь босиком, обтирать ее с босых ног о траву школьного порога. Своей чистоплотностью она отличалась от одноклассников мальчишек, которые точно так же ходили без обуви, но в отличие от Гали постоянно входили в класс, не стерев грязь с ног, за что получали замечания от учителя. Маленькая девочка радовалась своей маленькой детской радостью за то, что ее справедливо ставили в пример одноклассникам за ее аккуратность.
Потом пришла взрослая жизнь, Саратовское педагогическое училище, по окончанию которого она осталась жительницей Саратова, пришла любимая работа воспитательницей городского детского сада, замужество, рождение и воспитание двоих детей, которые давно выросли и стали взрослыми, подросли внуки, появился первый правнук. Многие годы ее жизни прошли в Саратове, а в памяти до сих пор голодное детство и село Ровное (Зельман).
Для нее вновь остается сладким
Даже хлеба черствого кусок…
Это дни войны прошедшей тени
Ей постоянно ложатся на висок. Н.К.Морозов.
ГОЛОДНОЕ, ХОЛОДНОЕ ВОЕННОЕ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕТСТВО НИКАК НЕ ПОКИНЕТ ПАМЯТЬ ГАЛИНЫ АЛЕКСЕЕЕВНЫ МАКАРЕНКО.
Свидетельство о публикации №220082200765