Народная воительница Поляница, введение
С детства удивлял факт, что в нашей русской деревеньке
(где жила родня по материнской линии), расположенной в одном
из районов Белгородской области России, говорили на диалекте,
в котором значительная часть слов была украинского происхож-
дения. Причём со временем соотношение количества украинских
и русских слов почти не менялось, несмотря на “русское окруже-
ние”. Тогда ещё не знал, что здешнее население – не только это-
го села, но и окрестных – потомки казаков и крестьян,
сбежавших в 16-17 веках от гнёта польских панов тогдашнего
мощного европейского государства – Речи Посполитой.
Впрочем, находили здесь прибежище1 и многие уцелевшие
повстанцы, после разгрома польскими магнатами очередного
восстания холопов и казаков.
И не удивительно, что эту легенду о Полянице2, девушке с
украинского Полесья, автору поведал один из старожил села, до-
живший до ста лет потомок казаков с приднепровья, неугомон-
ный шутник и рассказчик, двоюродный дед Яков Ильич, или
просто - дед Яшка...
Естественно, из дедовой легенды взята суть, главная идея,
которую автор развил и расширил, согласно своему пониманию
того периода истории.
Несмотря на жанр “легенда”, исторический фон повести,
сущностные события происходившие на землях нынешней Ук-
раины в 17 веке, отображены в соответствии с реальной истори-
ей. Во всяком случае, той, которую автор принимает как досто-
верную4. Ведь известно, трактовок одних и тех же “историй” су-
ществует как минимум несколько, иногда не совпадающих по
многим “чувствительным” вопросам.
Итак, коротко об основных событиях 13-17 веков, развер-
нувшихся на просторах восточной Европы, в частности, на зем-
лях современной Украины.
---------------------------------------
1Массовые переселения казаков и крестьян на рубеже 16-17 сто-
летий с левобережной Украины в Московское государство, опи-
сывал и украинский историк Грушевский в своём труде
“Початки Хмельничини”. Переселенцам, как отмечает
Грушевский, отводились земли для поселения, давались семена и
деньги на обзаведение домохозяйством. А когда Польша
требовала их выдачи, московские воеводы отвечали отказом.
Интересна выдержка из царской инструкции для воеводств,
пограничных с Польшей: “...черкасов3 добрых, семейных
записывать на службу и наделять их пахотными землями,
сеножатиями и всякими выгодами...”
2Поляница – так на Руси называли деву-воительницу, или “се-
верную амазонку”. В былинах поляницы по своей удали и уме-
нию владеть оружием мало в чем уступали богатырям-мужчинам.
Название «поляница» происходит от слова «полякование». Так
называли обычай, когда ищущий чести и славы воин в одиночку
выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать.
Подтверждением победы были головы супротивников, выстав-
ленные напоказ.
3Черкасы – так звали в Московском государстве в 15-18 веках
жителей приднепровья, в частности, и казаков.
4Автор, в основном, опирался на исторические факты, приведен-
ные в книге Андрея Дикого “Неизвращённая история Украины-
Руси”. Андрей Иванович Дикий (Занкевич), родился в Россий-
ской империи, в Черниговской губернии в 1893, умер в 1977 в
Нью-Йорке, США. Русский писатель, белоэмигрант, политиче-
ский деятель и журналист.
-------------------------------------
В 13 веке в ответ на угрозу порабощения со стороны не-
мецких завоевателей – рыцарей-меченосцев - литовские племена
объединились, создав своё государство. Однако пресс агрессии
со стороны запада не ослабевал. Поэтому в 14 веке Великий
князь литовский Гедимин начинает искать дружбу с
княжествами юга и юга-востока – остатками Киевской Руси.
Довольно быстро эти земли без войн вовлекаются в орбиту
крепнущего Великого княжества Литовского и становятся его
частью. И здесь историки отмечают высокий уровень культуры
русских по сравнению с литовцами, в большинстве своём
язычниками, не имеющими на тот момент даже своей
письменности. И не удивительно, что в создавшемся Русско-
Литовском государстве, общегосударственными становятся
древнерусские культура и язык.
Со временем новое княжество расширилось почти до Чёр-
ного моря на юге и до Оки на востоке. Сюда вошли и Киев, и вся
Волынь, и Смоленск, и Брянск. Собственно Литва здесь занимала
только десятую часть, а остальное – земли и население распав-
шейся Киевской Руси! То есть часть территории нынешней Ук-
раины. Нужно отметить, что тогда не было названия “Украина”,
а само население считало себя “русским” или, позднее, “малорос-
сийским”. Да и поляки, впоследствии, тоже называли эту часть
своего королевства “русские земли”, а людей, их населявших,
“русскими”.
В дальнейшем ход исторических событий привёл к тому,
что к концу 14 века, в результате так называемой “Кревской
унии” 1385 года, Литовское государство объединилось с Поль-
шей в союз, на основе персональной унии5. Литовец Ягайло стал
одновременно королём Польши и Великим князем Литвы. Есте-
ственно, что в новое объединение вошли и все, ныне
украинские, земли. Вскоре к Польше была присоединена и
Червона Русь - Галиция. Таким образом, Кревская уния стала
важнейшим историческим событием, предопределившим
дальнейшую судьбу Польши, Литвы, части Руси, и непростую
участь последней.
В это же время на востоке набирало силу и расширялось
православное Великое княжество Московское. Естественно, что
оно обращало свои взоры на исконно русские земли, заселённые
тоже православными и захваченными Польшей и Литвой.
Угрозы со стороны Москвы также поспособствовали созданию
такого неоднозначного союза поляков и литовцев.
За власть в новом, Польско-Литовско-Русском, государст-
ве шла постоянная борьба между польскими и литовскими князь-
ями и магнатами6, которая привела к заключению Люблинской
унии в 1569 году. Она окончательно объединила Польшу с Лит-
вой в новое государство - Речь Посполитую. По этой унии к
Польше отошли русские княжества юго-востока, переименован-
ные в воеводства. А Литва стала сокращаться до своих первона-
чальных размеров.
После этого акта на восток хлынула польская волна жаж-
дущих “дармового” богатства. На землях нынешней Украины
они устанавливали, как отмечают историки, “польский
социальный порядок, известный полным бесправием
крестьянства и ничем не ограниченным всевластием магнатов и
шляхты7”. Крестьянин-холоп попал в положение раба, поскольку
прав не имел никаких. С ним могли сделать всё, что угодно, даже
убить, не боясь никаких последствий. От него, хлопа,
требовалось только одно: беспрекословно подчиняться своему
пану-хозяину и – работать. К этому добавились и гонения на
православную веру, насильственное окатоличевание c созданием
пресловутой церковной унии8 (которую простой народ не
принимал и считал враждебной) и полонизация, то есть
насаждение всего польского, вплоть до языка.
------------------------
5Персональная (личная) уния - объединение двух и более са-
мостоятельных государств в союз с одним главой, который, та-
ким образом, становится главой каждого государства – члена
союза. В таком союзе сохраняется полная независимость вошед-
ших в него государств.
6Магнат – крупный землевладелец.
7Шляхта – привилегированное сословие в Речи Посполитой.
8Уния - Брестская уния 1596 года - религиозное объединение,
основанное на союзе (унии) православной церкви
западнорусского населения Речи Посполитой с католической на
условиях признания главенства папы римского и католической
догматики. При этом сохранялись православные обряды и
церковно-славянский язык при богослужении.
_____________________
Вместе с поляками шли и так называемые “арендаторы”, в
основном, лица еврейского происхождения, их в народе
прозвали “рендари”.
Нужно сказать, что евреев, которых ещё называли жида-
ми9, в те времена в Европе, как и в Польше, не жаловали. Так для
них существовали ограничения на место проживания: скажем,
запрещалось селиться в крупных городах, как Кракове, Вильно,
Витебске и других. Католическая церковь в Польше, вообще,
требовала, чтобы евреи, как исповедующие иудаизм, жили от-
дельно от христиан. Урезали евреям права в ремёслах, торговле и
других видах деятельности. Частенько в городах вспыхивали по-
громы и избиения последних.
Поэтому, когда началось заселение и закрепощение поль-
ской шляхтой “пустопорожних” земель, то наиболее активные
дельцы, в основном еврейского происхождения (но не только:
были “жаждущие” и других народов), устремились туда, где ещё
не было никаких ограничений и притеснений. Здесь они и
нашли свою “нишу”: брали на откуп различные статьи доходов
магнатов и шляхты (шинки10, мельницы, право рыбной ловли,
охоты и т.д.), а также земли целиком с крестьянами. После чего
рендари, получившие полную власть над холопами, выбивали из
них доход не только для панов-хозяев, но и себя не обижали. Так
крестьяне оказались под двойным гнётом.
Нужно отметить, что евреи занимались не только арендой,
но и разнообразными ремёслами, всяческой коммерцией и рос-
товщичеством. Иногда шляхтич сдавал в аренду поместье с холо-
пами и всякими правами - например, на охоту, рыбную ловлю -
как откуп за долги ростовщику.
Насколько бесправны были простой казак и крестьянин,
отразилось и в народных сказаниях-думах. “Котрый бы то казак
схотив рыбы наловытиы, жинку свою с дитьмы накормыты. То
не йде до попа благословитыся, да пиде до жида-рендаря, да
поступы йому часть оддати, щоб позволыв на ричци рыбу
наловиты, жинку з дитьмы покормыты...”
Когда кончалось народное терпение и выливалось в сти-
хийные восстания, то повстанцы беспощадно, иногда с изощрён-
ной жестокостью, присущей тому веку, уничтожали и панов-
ляхов, и католиков, и униатов, и рендарей.
--------------
9Жид - это исконный общеславянский этнический термин, кото-
рый издревле используется во всех славянских языках для обо-
значения лиц иудейского вероисповедания. То есть жидами явля-
лись не только евреи. К тому же, не все евреи были иудеями, не-
которые принимали и христианскую веру, и мусульманскую.
Есть факты, когда становились евреи и казаками, принимая веру
православную. Активно занимались коммерцией: обеспечивали
казаков провиантом, оружием, порохом; ходили с ними в
походы, занимаясь снабжением, скупая “добычу” и тому
подобное.
10Шинок – пивное заведение, кабак.
---------
Естественно, касаясь того периода, нельзя не осветить, хо-
тя бы вкратце, историю казачества, сыгравшего важную роль в
ключевых событиях образовавшейся Речи Посполитой.
После монголо-татарского нашествия и разорения Киев-
ской Руси в 13 веке, земли к югу и юго-востоку от Киева, по обо-
им берегам Днепра почти опустели. Редкие выжившие поселения
постоянно подвергались опустошительным набегам турок и
крымских татар, как части распавшейся Орды. В 14 веке эти зем-
ли, как уже отмечалось, присоединило к себе Великое Литовское
княжество. Но оно было не в силах обеспечить надёжную охрану
неспокойных юго-восточных границ.
И вот в эти, относительно “свободные”, края стали сте-
каться люди как с литовской (русской) стороны, так и татарской,
собираясь в вооружённые группы-отряды. В большинстве своём
они занимались не столько мирным трудом, сколько грабежом
всех, кто попадался под руку: купцов, обозов, крестьян и иных.
Их назвали казаками.
В 15 веке, из-за усиления польско-католического гнёта в
образовавшемся Польско-Литовском государстве, в эти места
стали убегать наиболее активные, свободолюбивые
православные крестьяне. Уходили целыми семьями,
образовывали поселения и занимались привычными для себя
делами: земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством11 и
ремёслами. Естественно, они стали подвергаться нападениям как
татар из Крыма, так и местных “казаков”. Мириться и сгибаться
не стали, а начали вооружаться, объединяться и успешно
отражать набеги врагов. Разогнав шайки грабителей, отбросив
татар на юг, они налаживают мирную жизнь. Сами себя вскоре
стали называть тоже казаками.
Росло, развивалось и укреплялось казачество в постоянной
борьбе с татарами и турками, превратившись к 16 веку в грозную
военную силу. Очередное усиление к концу 16 века гнёта кресть-
ян со стороны католиков, шляхты и магнатов, вызвало новый по-
ток православных беженцев, которые образовали вниз по
Днепру, за порогами, своеобразную казацкую мини державу -
“Запорожскую Сечь”. Она очень быстро стала лидером
казачества, благодаря жёсткой военной организации, со
своеобразной демократией в вопросах выборности
предводителей-атаманов и органов управления.
Летописец того времени писал: “...Сечь постепенно стано-
вилась прибежищем и центром для каждого, кому была не выно-
сима жизнь на родине, для всех обиженных, которые переселя-
лись туда с жаждой мести...” Сечь никакую внешнюю власть не
признавала, а её главными врагами были: “басурмане” – турки и
татары, а также католики, шляхта и униаты. Запорожцы являлись
зачинщиками многих восстаний против гнёта крестьян и казаков
в Речи Посполитой.
Власти последней постоянно пытались приручить “непо-
корное племя”. Иногда им это удавалось. Так, отметились казаки
и службой королю Речи Посполитой в качестве реестровых12, то
есть поставленных на государственный учёт и королевскую
службу. В составе войска польского, несколько раз ходили в по-
ходы на Москву, убивали своих же, православных. Частенько, в
силу военных обстоятельств, кратковременно объединялись в
баталиях и со своими извечными врагами турками и крымским
ханом.
Однако именно они, в лице гетмана Богдана Хмельницко-
го13, возглавили освободительную борьбу в 17 веке и процесс
вхождения “войска запорожского” и его земель в состав Москов-
ского государства. Непростая, иногда драматичная, история
взаимоотношений запорожцев с московскими царями и импера-
торами (со времён Петра Первого) имела важную веху в конце 18
века при Екатерине Великой: за заслуги в Русско-Турецкой
войне 1787-1792 годов им была выделана территория для
поселения на Кубани...
-----------------
11Бортничество – или бортевое пчеловодство, когда пчёлы
живут в дуплах деревьев.
12Реестровые казаки, или приписные, - часть казаков Поднеп-
ровья, принятых Польшей на государственную военную службу
для организации обороны южных границ польско-литовского
государства и выполнения полицейских функций (в Речи
Посполитой, прежде всего, против остальных казаков).
13Богдан Хмельницкий (1596-1657) – гетман войска Запорож-
ского, политический и государственный деятель казачества.
Предводитель восстания, в результате которого Запорожская
Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отсоеди-
нились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государ-
ства.
----------------
Свидетельство о публикации №220082200803