Переправа на Дунае Орловка -Исакча

ПЕРЕПРАВА НА ДУНАЕ «ОРЛОВКА-ИСАКЧА»
Есть такое место на реке Дунай, которое притягивает к себе людей во все времена.  Это неподалеку от села Орловка Ренийского района Одесской области. А все потому, что место это на реке – самое узкое и удобное для переправы с берега на берег.

 В разное время здесь переправлялись армии разных стран и разных эпох. Переправлял здесь войска персидский царь Дарий Первый, шедший завоевывать Скифию. Форсировали водную преграду войска греческого полководца Александра Македонского. Римский император Троян также выбрал это место для перехода на другой берег. Можно бы назвать и других полководцев. Во время русско-турецкой войны 1828-29 гг. русское войско, возглавляемое Николаем Первым, именно тут построило  гать и форсировало Дунай. Это самый короткий путь из Украины в Румынию.

Когда еще существовал Советский Союз, расквартированная в городе Болград  дивизия во время учений построила через реку понтонный мост, и вся техника и личный состав переправились по нему на противоположный Румынский берег для участия в совместных учениях стран Варшавского договора.

О налаживании паромной переправы на Дунае в Одесской области мечтали многие, в том числе и бывший председатель Измаильского городского совета, романтик Станислав Борисенко. Помнится, у него было два грандиозных заветных желания – построить в окрестностях Измаила газотурбинную электростанцию и наладить Орловскую паромную переправу.

С электростанцией он решил вопрос легко! На большом празднике, который проходил на городском стадионе, он объявил, что директор строительства уже назначен. Представил его. А для того, чтобы руководитель мог успешнее решать все задачи, сказал он, за ним закрепляется автомобиль! Новоиспеченный директор демонстративно сел за руль и укатил со стадиона.

Совершенно случайно им оказался мой сосед по многоквартирному дому. Прошло несколько лет, и я решил спросить, как продвигается строительство, ведь его не только назначили руководителем, но даже снабдили транспортом. Он засмеялся и рассказал, что автомобиль он купил на свои деньги, а Борисенко предложил ему подыграть. Никакого строительства газотурбинной электростанции нет, не было и не будет. Это только маниловская мечта.

С Орловской переправой такого фокуса показать не удалось, но Борисенко часто публично о ней заявлял. Он говорил, что дорога к переправе уже прокладывается, проекты рисуются. Дело за малым. Вот деньги Киев выделит, и переправа будет построена! Не прошло и восемнадцати лет, как мечта романтика сбылась! Но об этом чуть ниже.

Мне довелось неоднократно бывать на том месте, где сейчас уже действует «Паромный комплекс Орловка». В начале нулевых лет бурную деятельность по обучению активистов экологического движения  развил Одесский проектный офис WWF, финансируемый Всемирным фондом природы (World Wide Fund for Nature). Это крупнейшая в мире независимая природоохранная организация с более чем пяти миллионами сторонников во всём мире, работающая в более чем ста странах, поддерживающая около тысяча трехсот природоохранных проектов во всём мире.

Одесский проектный офис WWF работает на территории украинской дельты Дуная, украинских Карпат и Молдовы. Официальный бюджет офиса - около миллиона долларов, кроме того, он получал дополнительные средства за счёт сотрудничества с украинским отделением программы TACIS (Technical Assistance for Community of Independent States) и фирмой Field Fare. В начале проекта существование офиса планировалось поддерживать в течение 3-х лет, однако в апреле 2001 года его работа была признана настолько успешной, что финансирование было продлено.    Одним из критериев успешности был отчёт о ревизии, произведённой представителем Московского офиса WWF.

Вот в период этой успешности в работе я много раз принимал участие в проводимых офисом мероприятиях. Особенно меня интересовало проходившее на территории Одесской области, в том числе и в Измаиле, обучение группы иностранных экологов. В ней были представители Африки, Латинской Америки, Европы. Занятия шли на английском языке, и вела его председатель офиса, молодая женщина родом из Килии. На нескольких занятиях, а также в поездках по районам, я побывал.

Глядя на слушателей группы, а было в ней около двадцати человек, я сгорал белой завистью. Завидовал тому, что выпускница периферийной школы легко владеет иностранным языком, а я языков не знаю. Завидовал иностранцам, в руках у которых были дорогие современные фотоаппараты. На приобретение подобного у меня не было денег. Еще и тому, что представители разных стран свободно приехали на Украину, чтобы научиться взаимодействовать с муниципальными властями на своей родине. А я вот нигде за границей не был.

После одного из таких занятий в аудитории, где проходили лекции и записывались конспекты, группу усадили в шикарный автобус, арендованный офисом WWF, и привезли на берег Дуная около села Орловка. Именно на то место, где намечалось строительство переправы через большую Европейскую реку. Дунай вдоль Украинского берега огражден от высоких паводков дамбами, и от этого образовались участки суши, ранее подтопляемые. Их называют польдерами. Вот такой польдер и интересовал группу экологов. Теоретически они считали, что воды реки сюда нужно пускать снова, чтобы не уменьшать количество водно-болотных угодий, источника жизни дикой природы.   

Участники семинара разбились на несколько групп. Одни иностранцы осматривали живописный берег Дуная, обрамленный густыми зарослями деревьев и кустарников. Других заинтересовал высокий металлический конус обелиска, воздвигнутого здесь в память о былых переправах.

А в это время из Орловки прибыл ансамбль художественной самодеятельности: баянист, скрипач и девушка-солистка, все в национальных костюмах. Они стали играть и петь темпераментные болгарские и молдавские мелодии и песни, очень заинтересовав слушателей. Местные жители устроили для гостей из разных стран настоящий искрометный праздник! Впечатление было подкреплено отличным бессарабским вином и местной кухней.

Беспрерывно щелкали затворы фотоаппаратов. А когда уставшие артисты взяли перерыв, все гости отправились к монументу.

Конический чугунный обелиск, украшенный артиллерийскими орудиями, еще и двуглавыми орлами, был возведен в 1888 году. Гербы России к нашему посещению уже были оторваны местными варварами. Надпись на памятнике гласит: «Здесь 27 мая в 1828 году переправился через реку Дунай Император Николай Первый и указал своим войскам путь к славе и победам».  Своей формой монумент напоминает каменные обелиски храмов Древнего Египта. Поход на Константинополь закончился Адрианопольским миром. К шестидесятилетию этой компании и был установлен чугунный обелиск.

Прошло много лет с той поры, как побывал я в знаменательном месте. И вот несколько дней назад, а точнее – десятого августа, на этом участке реки стала действовать паромная переправа, чему я очень обрадовался.  На паромной линии (расстояние 900 метров) будут постоянно работать два парома – один украинского оператора, а второй – румынского. В настоящее время работу тормозит эпидемия коронавируса. Строительством переправы занимались украинское ООО «Паромный комплекс Орловка» и румынская компания "Navrom Bac SRL", каждая на своем берегу. Общий объем инвестиций — двенадцать миллионов евро.

График движения паромов в будущем - как минимум через каждые 30 минут, сейчас пока - через час. Ежедневно паромная переправа «Орловка — Исакча» сможет перевезти в каждом направлении около тысячи единиц транспорта и тысячу пассажиров. Транспортный коридор через переправу сократит до 200 км пути из Одессы в причерноморские регионы Румынии, Болгарии, Турции и некоторые районы Греции. При сокращении расстояния и времени на процедуры контроля, суммарный выигрыш по времени составит 10-12 часов.

Поездка за границу стала более экономичной. Теперь не надо проходить через два международных пункта пропуска - в Молдавии и в Румынии и оплачивать проезд. Как говорит водитель фуры Сергей Поляков, на одной таможне надо уплатить двадцать пять евро, на другой – тридцать пять. А на паромном комплексе стоимость переправы для пешехода обойдется в одну евро, велосипедисту – в  две, мотоциклисту – в пять, владельцу легкового транспорта – в двадцать пять, а для фур в среднем – пятьдесят евро.

За вводом в эксплуатацию паромной переправы я наблюдаю теперь по интернету. Спасибо Ренийскому телевидению. Спасибо моей коллеге журналистке Снежане Стрепетовой, операторам телевидения. Они предоставили возможность разглядеть паромы – мощные катамараны, вид Орловской переправы с высоты птичьего полета. Я видел погрузку транспорта на паром, момент, когда паром отчаливает от дебаркадера. Он заплывает сначала вверх по течению, а лишь потом берет курс на румынскую сторону. Хорошо виден противоположный берег и люди и автомашины у дебаркадера.

Со стороны наблюдать значительно интереснее, чем быть участником переправы. По себе сужу. До строительства моста на Крымский полуостров через Керченский пролив действовала паромная переправа. Автобус, в котором я ехал, на паром поставили между двух фур с высокими бортами. Впереди тоже стояла фура. Кроме их бортов ничего видно не было. Ни толчка, ни тряски, совсем непонятно, плывем ли мы или стоим у причала? И вот мы уже выгружаемся на крымском берегу! Ничего интересного!
 
Итак, появилась удобная, долгожданная переправа через великую  реку Дунай, связав напрямую Украину с Европой. Теперь непременно возрастет обмен товарами между соседствующими странами, что пойдет на пользу развитию стран-участников в строительстве переправы. Сбылась, наконец, мечта бывшего мэра города Измаила! Ну и жителей Придунавья, многие из которых уже давно запаслись румынскими паспортами. Счастливого плавания и счастливой торговли!    


Рецензии
Как всегда интересно, злободневно. Но я насчет иностранцев. Я с ранней юности - среди них. Потому что училась в МГУ, а там - через одного студенты-иностранцы. Общались просто, без комплексов. Потом, когда работала в Москве они постоянно бывали на Правде 24 и в моей газете. Однажды была вместе в командировке с канадским телевидением. Это когда СССР развалился. Они рыскали по стране в поисках интересующих Запад сюжетов, их интересовали прежде всего наши новоиспеченные фермеры и распродажа земли. Успешные хозяйства они игнорировали напрочь. Хотя я ездила с ними на их Вольво, со мной, позади нас, ехала черная "Волга", арендованная для меня в местном гараже, бывшем обкомовском. Всю командировку так и проездила позади. Антураж у канадцев, конечно, был соответствующий - аппаратура, одежда, портативный холодильник с продуктами в багажнике. Пока мы ехали, они много и оживленно говорили на английском (они были из разных стран - из Канады (но - французский Квебек, из Парижа и из Англии, по-моему). Я невольно слушала, но не подавала виду, что понимаю. О чем же они так оживленно говорили? Да всю дорогу несли почем зря американского журналиста, который чем-то им перешел дорогу. И все. У меня даже голова разболелась от этой пустой болтовни. Из этой командировки я вынесла все-таки одно полезное для себя - массивные ботинки у Катрин (одна женщина и двое мужчин). Специально для командировок. Конечно, я раздобыла себе такие же, а до этого ездила в обычных туфлях. И это было и неудобно,и даже "неприлично". Выдавало русский провинциализм. Так что вы правы - напрягает нас общение с иностранцами.

Татьяна Щербакова   27.08.2020 16:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, ты уловила мои чувства при общении с иностранцами. Я речи не понимал, но видел схемы, которые для них чертила экологиня, и мне все было ясно. Надо идти к начальству, стучать, настаивать, не отступать. Всего хорошего! Василий.

Василий Храмцов   27.08.2020 16:27   Заявить о нарушении
Василий, прекрасно описали историческое место. Теперь Украине после строительства переправы будет очень легко идти в Европу. Флаг им в руки.

Николай Таратухин   05.09.2020 19:59   Заявить о нарушении