Новогодние сны деревни Рождественской часть 11

          В стекло ударил снежок. Ваня соскочил с кровати и отдёрнул штору. За палисадником стояла улыбающаяся Яна. Ваня вспомнил, что они договаривались пойти к Яне, посмотреть, как она нарядила свою ёлку.  Он махнул ей рукой и побежал одеваться.
          - Ты куда? – спросила мама Аглая, вытаскивая из духовки румяные булочки.
          - Мам, можно, я  пойду к Яне, ёлку смотреть?
          - С утра? – удивилась мама. – А завтракать?
          - Я не хочу!
          - Возьми булочки, по дороге с Яной съедите, - сказала мама.
          Ваня с Яной шли по деревенской дороге и ели булки с малиной и смородиной. На свежем воздухе они казались ещё вкуснее чем дома. Ребята весело болтали и смеялись. Вдруг Яна увидела на дереве маленьких птичек.
          - Это воробышки! Замёрзли бедненькие, голодные, наверное! Надо их покормить!
          Яна отломила кусочек булочки и стала крошить на дорогу.
          - У нас в городе тоже есть воробьи, - сказал Ваня.
          - Не такие! У вас домовые, а у нас полевые! Мне деда Миша про них рассказывал.
          Ваня обиделся. «Ей дедушка всё рассказывает, а мне ничего!» - подумал он.
          - Деда Миша говорил, что если птичкам помочь зимой, то и они могут потом помочь. И деревья тоже помогают.
          - Как помочь? – спросил Ваня, забыв про обиду.
          - Как-как! Вот ты пойдёшь в лес и заблудишься, а птички начинают вокруг тебя летать и чирикать. Это значит, что недалеко может быть медведь или волк, или ещё кто-нибудь! Так они предупреждают об опасности. Даже зайчики могут выскочить рядом с тобой и смотреть в ту сторону, откуда кто-то идёт. Тут уж не зевай – убегай.
          - А зачем они помогают?
          - Так в благодарность, что ты зимой заботился о них, кормил! Я даже зайчиков не ругаю, когда они морковку у моих снеговиков съедают.
          Ваня отломил от своей булочки кусочек и начал крошить на дорогу.
          - А мне деда говорил, что хлебом кормить птичек нельзя, - сказал он.
          - Конечно, нельзя! – беспечно сказала Яна. – Но ведь другого у нас ничего нет! Значит, можно! Не умирать же им с голоду!
          - А тебя они предупреждали? – спросил Ваня.
          - А то! – сказала Яна. – Пошла я как-то в лес… без спроса. И заблудилась! Бегаю по лесу, а выйти не могу. Даже представила, как бабушка сиди дома и плачет. Тут вокруг меня птички стали кружить, на ветки садиться, ну, думаю, какой-то зверь рядом. И точно! Выходит из кустов волк и говорит: «Ты, что девочка здесь делаешь? Потерялась что ли?»
          - Кто говорит? Волк?
          - Сначала я подумала, что волк, но это не волк был, а собака!
          - Говорящая собака? – засмеялся Ваня. – Ты придумала всё!
          - Нет, не придумала! Это Фёдор Петрович говорил. Он у нас лесничим работает, и по лесу ходил со своей собакой. Он меня и вывел из леса.
          - Ну и что?
          - Как что?! Птички правильно предупредили, что кто-то идёт. Вот Фёдор Петрович и шёл с собакой.
          - А деревья как помогают? Они же ходить не могут.
          - А им и не надо ходить. Они нас насквозь видят. Деда Миша говорил, что они читают человека, как мы книгу читаем. И всё про нас знают. И если ты когда-нибудь ломал деревья или топтал цветы просто так, ну, в общем, безобразничал, то они тебя долго в лесу кружить будут. А если ты хороший человек, добрый, то они тебе быстро покажут дорогу из леса.
          - Как  покажут?
          - Вот тут поймёшь, куда идти, - Яна показала на свой лоб. – Они же не говорят, так как мы, а показывают! Так мне деда Миша говорил. Может, они и Фёдора Петровича послали меня найти.
          - Почему это мой дедушка тебе всё рассказывает? А мне нет? – обиделся Ваня.
          - Так он же мой крёстный отец! – улыбнулась Яна. – Ты что, не знал?
          - Не знал.
          - Когда меня крестили, он стал моим крёстным отцом. Он и должен меня всему учить и оберегать.
          - Я не знал, - растерялся Ваня.
          - Получается, что мы с тобой вроде как родня, как брат и сестра! Ты деду Мише внук, а я крёстная дочь! Это же здорово, иметь такую сестру как я! Правда?
          - Ага, - согласился Ваня.
          - Тебе повезло! – продолжала Яна. – И мне повезло! У меня теперь  есть ты!
          За разговорами они не заметили, как дошли до Яниного дома.
          Сняв валенки и повесив на гвоздики куртки, они побежали в большую комнату. Там в центре, вместо стола с ажурной скатертью, стояла ёлка, которую папа Серёжа и дед Миша укрепили в ведре с песком. Сейчас ведро было закрыто белой простынёй, как будто под ёлкой лежал снег. На макушке красовалась серебристая восьмиконечная звезда.
          - Вифлеемская звезда! – сказал Ваня. – Мне бабушка про неё  рассказывала.
          - Правильно! – сказала Ядвига Станиславовна, заходя в комнату. – Это Вифлеемская звезда. А знаете ли вы, что по ёлочным игрушкам можно историю нашей страны изучать?
          - Как это? – хором спросили Яна и Ваня.
          - Вот, видите, эти игрушки из картона – петушок, рыбка – были сделаны ещё до войны 1941 года. А эта игрушка сделана из обыкновенной лампочки. Уже шла война, и игрушек на ёлку в ту пору негде было купить, вот моя бабушка и придумала раскрасить перегоревшую лампочку краской, которой красили пол. А на краску приклеила маленький красный бантик. Может она и не такая красивая и яркая как другие игрушки, но мне она очень дорога. А вот дирижабль и аэроплан. Такие игрушки выпускали тогда, когда наша страна только осваивала небо. А вот спутник и ракета с космонавтом – наша страна уже начала освоение космоса.
          - Интересно, как наряжала ёлку баба Яга? – спросила Яна. – Наверное, маленькие деревянные ступы вешала на ветки?
          - Никак не наряжала. Когда она жила,  новогодних ёлок ещё не было, - сказала бабушка.
          - А что тогда было? – удивилась Яна.
          - О, да вы не знаете! Надо вам рассказать с самого начала, - Ядвига Станиславовна села на диван, рядом с ней устроились дети. – Случилось это в 1700 году. До этого года новолетие или праздник Нового года отмечали на Руси 1 сентября. Наш царь Петр 1 издал указ, чтобы Новый год начинался с 1 января, а летоисчисление вели не с Сотворения Мира, а от Рождества Христова как принято считать в других странах Европы.
          - Мне баба Оля рассказывала, в каком году ты родился, значит, столько лет прошло от того года, когда родился маленький Христос.
          - Как это? – не поняла Яна.
          - Я родился в 2015 году, значит, прошло 2015 лет с тех пор, когда Христос родился.
          - А если я родилась в 2014 году, то прошло ровно 2014 лет?
          - Всё правильно, - сказала Ядвига Станиславовна. – Но продолжим нашу историю. Пётр 1 повелел украшать дома и ворота еловыми, можжевеловыми и сосновыми ветками. Но тогда в доме ёлку не ставили. Ни Пушкин, ни Лермонтов не знали, что такое новогодняя ёлка. Только через сто пятьдесят лет она появилась в домах. Согласно легенде, волхвы принесли Младенцу Иисусу в день рождения «плоды земные». Поэтому и украшали ёлку конфетами, яблоками, орехами в золочёной бумаге, вешали даже виноград.  Мы с Яной тоже повесили конфеты и мандарины на нашу ёлку. Можете снимать и есть.
          Ваня увидел на ветках настоящие мандарины, которые он сначала принял за ёлочные игрушки. Он потянулся и снял один. Это было так необычно! На ёлке, которую украшали у него дома, были только стеклянные и пластмассовые игрушки. Мама никогда не вешала ни фрукты, ни конфеты. А тут можно есть конфеты, маленькие шоколадки, мандаринки да ещё искать их в ветвях. Это намного интереснее, чем просто любоваться ёлкой.
          - А кто такие волхвы? – спросил Ваня, жуя конфету.
          - Это такие чудесники! – сказала Яна.
          - Кудесники, а не чудесники! - засмеялась Ядвига Станиславовна. – Волхвы это люди, которые могли видеть будущее, ещё их называли волшебниками или кудесниками.
          - Ну вот, - обрадовалась Яна, - они же были волшебниками! Значит, творили чудеса, поэтому и чудесники! А у нас есть целый театр про волхвов, Младенца Христа и Его маму Марию! Правда, бабушка?
          - Правда. Но, во-первых, не театр, а ковчег. И доставать ковчег рано – до Рождества ещё пять дней. Вот в Рождество поставим, и всё посмотрите.
          - Ну, бабулечка, ну миленькая, ну хорошенькая! Покажи, пожалуйста, Ване! Он ведь его не видел! Пять дней – это долго! Покажи! А я тебя за это целый день буду слушаться! А может даже два дня!
- Лиса ты, Яна! Ну, хорошо, покажу.

          (продолжение следует)


Рецензии
Вечера доброго Вам, Валентина!

Да уж, очень приятная история, читаешь о детях, и такое ощущение, что сам побывал в заповедных местах.
Представляешь воочию эту картину, как мальчонка с девчонкой шли по деревне, кормили птиц...
И думается, ведь порой сказка окружает нас и в реальной жизни, просто мы частенько не желаем присмотреться внимательнее.
Кстати, интересный момент, сентябрьский "Новый год" на Руси праздновали только после массового принятие христианства, а вот до этого момента год начинался с дня весеннего равноденствия.
И еще интересный моменты - кудесник, не просто жрец, а жрец-предсказатель, бьющий в бубны - кудеса.

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   21.07.2023 21:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Наверное, начинать год с дня весеннего равноденствия правильно - природа начинает оживать. В Индии до сих пор его празднуют в этот день, а принесли его туда наши предки арии. Теперь уже доказано, что индусы и русские имеют одинаковый "код"(не помню, как это называется). Да и санскрит с русским языком похожи не только словами, но и структурой слова, синтаксисом и правилами грамматики. А один санскритолог сказал, услышав нашу речь, что мы говорим на изменённой форме санскрита.
Отошла от сказки, но это меня тоже интересует.)))

Валентина Шабалина   23.07.2023 14:17   Заявить о нарушении