Новогодние сны деревни Рождественской часть 12

          Ядвига Станиславовна достала из шкафа большую красную коробку. На каждой стороне коробки были нарисованы красивые пейзажи с овечками и пастухами, обрамлённые еловыми ветками с розами. Она сняла крышку, и Ваня заглянул в коробку. Там лежали несколько таких же красивых маленьких коробочек. Ядвига Станиславовна стала бережно и аккуратно доставать эти коробочки и рассказывать:
          - Мои прабабушка и прадедушка были родом из Польши, они жили в городе Кракове. Тогда Польша входила в состав России. Прадедушка участвовал в польском восстании в 1863 году. За это царь отправил его в ссылку в Сибирь, а прабабушка приехала к нему сюда жить. Когда ссылка закончилась, они не захотели вернуться в Польшу и остались здесь. Они были католиками.
          - А кто такие католики? – спросил Ваня.
          - Понимаешь, есть религия, в которой люди верят в Иисуса Христа как сына Бога. Таких людей называют христианами. Эта религия делится на две ветви – православную и католическую. Мы с вами православные, и поклониться Богу и Христу мы ходим в церковь. А католики ходят в костёл.  Католики на Рождество, кроме рождественского дерева – ёлки, ставят вот такой ковчег.
          Ядвига Станиславовна открыла маленькие коробочки, там оказались фарфоровые статуэтки, которые лежали в вате, чтобы не разбились.
          - Этот ковчег достался по наследству моей бабушке, потом маме и сейчас он у меня. Потом он перейдёт к Яне. В православии нет такой традиции, ставить на Рождество ковчег, но я ставлю. Ставлю в память о моих предках.
          - А  ковчег зачем? – спросил Ваня.
          - Он рассказывает историю Рождения Христа. И сейчас я вам её расскажу.
          Ядвига Станиславовна сняла небольшие крючочки, которые не давали коробке раскрыться, с петель и положила одну стенку коробки на стол. Коробка стала походить на небольшую сцену. Ваня увидел, что внутри все стенки были разрисованы. Слева был нарисован вход в пещеру. На дальнем плане и справа были нарисованы деревья, под которыми паслись овечки.  Пол сцены был песчаный, кое-где была видна трава, и только у входа в пещеру были нарисованы камни.
          Ядвига Станиславовна вытащила  из коробочки двух волхвов и поставила  на стол.
          - Волхвы давно знали, что скоро должен прийти в наш мир мессия -  Спаситель человечества. И ждали, когда Он родится. А в это время император решил провести перепись населения и приказал, чтобы все явились в города, где жил их род.  Иосиф и Мария пошли в город Вифлеем. Пройти надо было сто километров. Мария ждала ребёнка, и идти ей было трудно, поэтому они пришли в город позже всех, когда все гостиницы были заняты. Они нашли за городом пещеру, куда пастухи загоняли на ночь овец, и остановились там. Вскоре Мария родила своего первенца, назвала Его Иисусом и положила в ясли. Когда мальчик родился, вся пещера осветилась ярким светом. Это был Иисус Христос.
          Около пещеры Ядвига Станиславовна поставила фигурку Марии и Иосифа, которые стояли рядом с яслями, в которых лежал Младенец.
          - А ясли,  это что? - спросил Ваня.
          - Это деревянное корыто, из которого кормят овец, - сказала Яна.
          - Не  корыто, а кормушка на ножках, - поправила Яну её бабушка. -  Туда положили сено, а на него Младенца, ведь в пещере не было ни кровати, ни матраса. Ну вот! Когда Он родился, над городом в небе загорелась звезда. А город как назывался?
          - Вифлеем! – крикнула Яна.
          - Это  была Вифлеемская звезда? – спросил Ваня.
          - Да. И волхвы, увидав её, поняли, что родился Спаситель, взяли дары и двинулись в путь. Но первыми пришли поздравить Марию с рождением Сына  пастухи.
Ядвига Станиславовна достала фигурки пастухов и овечек.
          - Они пасли невдалеке от пещеры овец, когда к ним явился Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел их успокоил и рассказал радостную весть о рождении Христа. И пастухи пошли в пещеру, поклониться Сыну Божьему. Потом пришли волхвы, а путь им указала Вифлеемская звезда.
          Ядвига Станиславовна поставила рядом с пастухами фигурки волхвов. Ваня зачаровано смотрел на это действо. Потом Ядвига Станиславовна стала укладывать фигурки в коробочки.
          - Понравилось? – спросила она, Ваня кивнул. – Вот в Рождество  поставим, украсим и подсветим лампой. И всё будет выглядеть как настоящее. А сейчас сходите, погуляйте на улице. Только на речку одни не ходите! Ваня, это тебя касается! На речку не ходить! Поняли?
          - Да поняли мы, поняли! – сказала Яна. – Мы к дяде Тиме пойдём, я у него  книгу забыла, которую ты  покупала. Заберу, и придём домой читать.
          Яна с Ваней бежали по улице к Тимофею Ильичу, который жил через три дома от Яны.
          - А какая книга? – спросил Ваня.
          - Про дедов Морозов! – на бегу крикнула Яна.
          - Так дед Мороз  один!
          Яна остановилась.
          - Как это один? Он бы не успел одновременно побывать на всех ёлках! Их было три брата: дед Василий, дед Пётр и дед Иван. Так в книге говорится. А ещё у них были друзья. Баба Яга и маленькая русалочка, которая могла из воды делать живых человечков.
          - Как из воды? – удивился Ваня.
          - Я тебе прочитаю. Она всё умела из воды делать, даже настоящие маленькие пылесосы. Сейчас книгу возьмём и почитаем, - сказала Яна.
Тимофей Ильич был дома. Он сидел за столом и мастерил блесны и мормышки  для подлёдного лова.
          - Здравствуйте, дядя Тима! – с порога сказала Яна. – Мы к вам!
          - Заходите, - обрадовался Тимофей Ильич, - гостями будете. Раздевайтесь.
          На столе стоял небольшой электрический самовар. Тимофей Ильич включил его, и он стал весело шуметь, приглашая всех к столу. Пока Яна расставляла чашки на столе, она рассказала, что они пришли за книгой, которую она когда-то забыла. 
          - Вон твоя книга на тумбочке лежит. Сейчас чаю попьём,  потом ты нам с Ваней книгу почитаешь, а я блесны буду доделывать. Под хорошую книгу и работа спорится.
          Тимофей Ильич начал колдовать над чаем. Сначала он сполоснул горячей водой маленький расписной фарфоровый чайничек, всыпал туда заварки и каких-то травок, потом поставил его на самовар запариваться. И самовар сразу преобразился: подбоченясь, он стоял гордо и празднично с чайничком на макушке.
          Потом все сидели за столом и пили чай с липовым мёдом. Наконец  Яна взяла книгу «Волшебные сказки о дедах Морозах» и стала читать сказку. Сказка называлась «Русалочьи игрушки».

          (продолжение следует)


Рецензии
Вечера доброго Вам, Валентина!

Успел подзабыть, что у католиков принято ставить на Рождество маленькие ковчеги... Ваш рассказ напомнил.
Хороший экскурс в историю христианства, причем доступный для детей.
Интересно, как в повествование вплетены ссылки на другие произведения автора...))

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   22.07.2023 20:47     Заявить о нарушении
К нам в Сибирь после восстания в 1863 году много высылали поляков. В том числе и моего прадеда, он учился тогда в Краковском университете. Поэтому в крупных городах в 19 веке строили кастелы, а у нас есть ещё и современный католический собор, построенный в конце 20 века. И в том и в другом стоят органы, и мы ходим туда слушать музыку.
Многие поляки, когда ссылка закончилась, не уехали на родину, а остались здесь. Пожив среди сибиряков, поняв их менталитет, они сочли, что им тут лучше. Мой прадед принял православие и женился на русской девушке.
Поэтому Ядвига Станиславовна и Яна появились не просто так, - польские корни это тоже история нашей страны, и хотелось об этом рассказать. Да и ковчег, надо сказать, вещь интересная, наглядно показывает и рассказывает историю Христа.

Да, вставила в текст сказку, есть грешок.)))) В Соню-засоню тоже вставляла сказку о карандашах, но потом написала другую, а о карандашах сделала отдельную книгу. А в эту сказку ничего не придумала нового, да так и оставила.
Но я ещё подумаю, а то стыдно стало...)))

Валентина Шабалина   24.07.2023 10:04   Заявить о нарушении