Арса на Осколе

Города призраки, Руси, России, СССР.
======================================
Также Арсана.
     Город находился в районе нынешнего села Ютановки, на правом берегу реки Оскол, столица государства славян, алан и аорсов Арсания. По разнородным данным летописей и легенд это был один из трёх славянских центров раннего Средневековья наряду с Куябом, в районе нынешнего Киева и Славией, в районе нынешнего Новгорода.
     Производственную зону Арсы, столицы легендарной Арсании, ассоциируют с Ютановским городищем в нынешней Белгородской области.
     Это был крупнейший в Восточной Европе металлургический цент, где собрались древние ремесленники по металлу, которые хранили в тайне от всех своё ремесло. Они грузили свои изделия на плоты, спускались до большой реки, там всё продавали, ничего никому не рассказывали ни про свои товары, ни про то, как они их делают, и никому не позволяли следовать за собой в Арсанию. Всех, кто туда проходит без их разрешения, они казнят. Так хранят они свои тайны много веков.
     Начиная со 2-го века по рождеству Христову союз ремесленников разнородных племён Арсания, расположившаяся в то время между Осколом и Северским Донцом, начинает принимать тюркскую волну переселенцев, которую принёс с собой в восточную Европу Тюркский Каганат. Эти переселенцы отличались тем, что умели работать с железом, что отражено в древних сказаниях о культе Асены, сохранившемся не только в хазарских легендах, но и в китайских источниках, которые зафиксировали конфликт китайских вождей с прародителями хазар, основанный на том, что хазары отказались учить китайцев металлургическому производству.
     Здесь начиная с 3-го века н.э. возникает пункт пересечения нескольких торгово-транспортных путей, связывавших приречную долину Оскола с бассейнами Северского Донца, с сетью дорог в направлении Дона, а также с Воркслой, ведущей свои воды в Днепр. По ним продукция Ютамского комбината Арсы попадала на мировые рынки сбыта. В торговле Арсы активную роли играло и купечество Руси, которое имело хорошие связи с Европой ещё с дорюриковских времён.
     Со второй половины 8-го века высокие меловые отроги правых коренных берегов Оскола и Северского Донца бассейна Дона начинают заселять аланы, которые несут сюда элементы салтово-маяцкой культуры, выработанной в недрах хазарской конфедерации племён, куда тогда входила и часть алан, в среде которых были древние аорсы, их верхние, более богатое знаниями ответвление, наследники сармат.
     Эти аорсы когда-то жили в легендарной стране Арсания, в память о которой приняли своё имя. Они несли с собой многие знания, в том числе по работе с рудой.
     Свою крепость новые переселенцы назвали Арса, летописцы его называли Арсана, а страну, где их главный город слыл столицей, называли Арсания.
     Центр города аланы положили на мысовой площадке, которая возвышалась над рекой на высоте в 50 метров. Под мысом лежала широкая речная пойма с болотистой нетью. Здесь древние зодчие сделали искусственный отвесный склон, а с напольной стороны расположили два вала со рвами. Один вал был усилен глубоко врытыми в землю кольями, поверх второго вала стояли срубовые клети, засыпанные глиной и землёй.
     Вся конструкция крепости почти полностью соответствовала древнерусской зодческой технологии. При создании крепостных сооружений здесь, также, как и на Руси, камень не использовался. Хотя при строительстве сторожевых сооружений в Хазарии камень был одним из основных строительных материалов.
     Основная торговля железоделательной продукции Арсы шла по рекам на Дон, где её покупали хазарские купцы.
     Однако часть изделий попадала и на рынки Киевской Руси. В первой половине 10-го века, во времена правления Князя Игоря и его мудрой жены Ольги, существовал торговый городок, который основали выходцы из Арсы, торговавшие здесь в том числе металлургической продукцией, поступавшей из Ютана.
     Это было время, когда прямая торговля с Хазарией стала ослабевать, и вожди Арсы были вынуждены пойти на отношения с хазарскими купцами, которые перекупали у оскольских производителей часть их продукции, доставляя её на Днепр, откуда. пользуясь своими старыми связями, поставляли металл в Византию, пользуюсь торговым флотом Киевской Руси. Пристань с городком недалеко от Родни хазары назвали Арсана. Здесь осуществлялась перегрузка товаров в Византию и обратно. В это время в торговых документах эту пристань и поселения вокруг восточные авторы назвали Арсанией, а славянские её называли Артанией.
     В 10-м веке Арсановские металлургические ремёсла были отрезаны от Хазарии печенегами, заполонившими Донские степи. Пришлось металлургам покинуть Ютановские месторождения железной руды на Осколе и искать применения своим тайнам на Севере Руси и за Днепром.
     Ютановский период истории Арсы раскрывает в основном хазарский период существования города, выраженный салтово-маяцкой культурой, носителем которой здесь были аланы с аорсами, вятичами. а также несколькими веками присутствия здесь же финно-угорской культуры, которую представляла мордва.
     В хазарское время часть городского комплекса Арсы назвалась Ютам, что означает перевоз через реку, возможно, тут было устье какой-то древней реки с похожим названием. Но, скорее всего, историки и лингвисты упускают из своего внимания какое-то более древнее значение слова на основе корня «ютам», ведущее к железному делу.
     В хазарское время жители Арсы занимались здесь производством изделий на основе чёрной металлургии из местной железной руды. Считается, что технологии, применявшиеся здесь, не смогли повторить нигде в Европе. Это было крупнейшее в Европе металлургическое предприятие середины 1-го тысячелетия по Рождеству Христову. Здесь использовали технологии получения железа, которые по тому времени были самыми передовыми.
     Основой металлургического производства хазар в арсанской Ютаме была сыродутная печь, агрегат для получения железа за счёт химического восстановления. Хазарская сыродутная печь выдавала высококачественное железо, эта технология, как и само железо были уникальны, и нигде больше не повторены.
     Конструктивной особенностью сыродутных горнов Ютамы был колбообразный тигель. Ютамская технология предполагала изготовление железа только в закрытом помещении, что позволяло вести производство круглый год.
     Технология изготовления железа в Арсе совместила в себе культуры арийских, древнетюркских, угорских и местных хазарских производств. При этом в производстве происходила дифференциация этих технологий в зависимости от имеющихся заказов и технологической культуры ремесленников, которая передавалась по наследству из поколения в поколение.
     Производство металлургического комплекса Ютамы было основано на нескольких производственных зонах, в каждой из которых работали по сотне ремесленных сыродутных горнов. Кроме горнов тут были также гончарные мастерские. Промзоны выполняли полный цикл железоделательного дела.
++++++++++++++++++++


Рецензии