День 16-го августа. Послевыборное

День 16-го августа.

Пару дней назад уже в первом часу ночи под окнами во дворе раздался истошный, исполненный отчаяния вопль: «Достал!!!». И через некоторое время уже на удалении: «Достал!». Громкие ночные крики в нашем тихом дворе – редкость. А если и случается, то относимся с пониманием. Ну, мало ли? Выпил человек, домой идет... Однако здесь было нечто другое. Похоже, и впрямь – достал!

Буду рассказывать лишь то, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Без ссылок на стороннюю информацию и чужое мнение. Беда в том, что видел и слышал я, прямо скажем, немного. Отнюдь не уверен в большой ценности моего личного опыта, да уж какой есть.

Я, кажется, уже говорил, что плохо переношу любые массовые скопления людей и стараюсь по возможности их избегать. Но в этот раз презрел свою антипатию и отправился на прогулку. Первоначальный план был пройтись до площади Незалежнасти, куда со всех концов страны прибыли на митинг сторонники Лукашенко. Особых иллюзий, что пустят (меня туда не приглашали), не было. Но все же надеялся что-нибудь да увидеть.

Днем в начале первого пересек по мосту Свислочь, и направился к стеле Победы. Людей не было. То есть – вообще! На перекрестке ближе к стеле стоял микроавтобус с затененными стеклами, рядом прогуливались два ОМОНовца в привычной черной форме и с черными же марлевыми повязками на лицах. Более никого. И в парке на озере – тоже пусто. Но машины по двум проспектам двигались оживленно. Перекресток работал исправно.

Я направился в сторону Дворца спорта. Так получилось, что по обоим тротуарам проспекта Победителей кроме меня никто не шел. Ни в попутном направлении, ни навстречу. Где же люди? На стоянке сбоку от Дворца вместе с одиноким автозаком и парой машин ГАИ стояли две очень странные единицы боевой техники. Какого-то инопланетного вида, явно бронированные, оборудованные мощными бульдозерными ножами. Почему-то синего цвета. Похоже для разрушения баррикад. Но баррикады никто не возводил! Да и вообще почти никого на проспекте не было.

После гостиницы «Юбилейной» народу стало больше. Ну, там всегда людно, особенно в выходные. Магазины работали. Я зашел в «Коммунарку» попить кофе. В процессе обсудил новости с девочками, работавшими в баре. Все это заняло минут 15. А когда покинул магазин, ситуация на проспекте разительно изменилась. В направлении стелы шли люди. С бело-красно-белыми флагами, с такого же цвета шариками, с цветочками в руках. Шли семьями, иногда с детьми. Сначала по двое, по трое, группами из нескольких человек. И поток их со стороны центра всё нарастал, появились уже и стихийные колонны. Стало понятно, что события назревают как раз у стелы Победы. Я изменил первоначальный маршрут и направился обратно.

Меж тем, было уже почти полвторого. Со стороны центра в темпе проследовала колонна из двух автозаков и трех автобусов. Лихо развернулись через «встречку» и причалили у стелы ближе к перекрестку. Вскоре с другой стороны заняла позицию еще примерно такая же группа. Из машин никто не выходил, бойцы на позиции не выдвигались.

Меж тем народ все прибывал. Собирался главным образом на травянистом склоне по диагонали от площади, что перед стелой Победы. Вроде пока не слишком много, но люди продолжали стекаться к перекрестку уже сплошным потоком и с четырех сторон. Более всего от центра со стороны Дворца спорта и по проспекту Машерова. Так продолжалось примерно час. Люди всё шли и шли. Уже заняли весь склон и все стороны перекрестка, включая площадку, откуда Президент так любит принимать парад. Но по ступенькам к самой стеле пока никто не поднимался. Там дежурило несколько бойцов ОМОНа, которые своим видом давали понять, что будут защищать памятник до последнего. А никто и не покушался.

Я пересек людское море и занял наблюдательный пункт на склоне стелы. Во-первых, оттуда был хороший обзор. Во-вторых, наверху как раз у поста военных расположилась единственная на всю округу мусорная тумба. Когда я к ней приблизился, милиционер решительно направился в мою сторону, но, увидев полную ладошку «бычков» от выкуренных сигарет (не сорить же прямо на улице!), милостиво разрешил выкинуть их в мусорку.

Сверху было хорошо видно, что все склоны, парк напротив, площадка внизу, тротуары вдоль улиц во все четыре стороны были уже полностью заполнены людьми. А они все шли и шли бесконечным потоком. Я очень плохо считаю большие цифры. Потому количество людей измеряю стадионами. Визуально помню максимальную заполненность стадиона «Динамо» до последней реконструкции. Кажется, 55 тысяч. Так вот: по моей прикидке количество собравшихся людей уже превысило несколько стадионов. Меж тем они неуклонно подходили со всех сторон.

Всё это мало напоминало митинг. Поскольку пока что никто не произносил речей. Хотя примерно в три часа с противоположного склона раздался голос включенного мегафона, но у нас говорившего слышно почти не было. Да и вообще мне трудно представить аппаратуру, которая могла бы озвучить такую площадку. Хотя на концертах рок-звезд и трех теноров народу, говорят, бывало и побольше.

Звучали уже привычные речевки. Чаще других «Жыве Беларусь», «Верым, можам, пераможам», «Уходи». Море флагов (ни одного государственного!), воздушные шарики. Потом раздалось громогласное «Позор». Это уже в 14-45, когда машины с ОМОНом дружно снялись и покинули позицию. Кто-то высказал смелое предположение, что блюстители осознали свою неправоту и готовы перейти на сторону народа. А я так думаю: получили приказ сворачиваться. Потому что стало понятно: здесь им делать нечего. Меж тем люди заняли уже весь склон и под самой стелой. И продолжали пребывать неиссякаемым потоком.

Теперь о том, что лично мне представляется очень важным. Всегда относясь настороженно к любым проявлениям массового возбуждения, тем не менее чувствовал себя вполне комфортно. Никаких признаков агрессии не было даже когда звучали «кричалки». Напротив: царило какое-то праздничное настроение, люди общались друг с другом так, словно были давно знакомы. Внизу площади у стелы появилась невеста в фате и белом платье. Ее вел под руку молодой человек. Радость публики при их виде была бурной и искренней.

Меж тем движение машин по обоим проспектам не прекращалось ни на минуту. Они, понятное дело, выражали свое отношение к происходящему по-своему: громко сигналили. Светофор на перекрестке тоже работал. Люди терпеливо ждали зеленого света, лишь после единым потоком дружно и организованно пересекали улицу. Никто не помышлял тормозить или останавливать движение транспорта.

Вот ей богу, не видел ни одного пьяного! То есть кто-то, допускаю, вполне мог принять немного на грудь. Но внешне это было никак не заметно. Да у меня у самого еще с полудня в организме уютно расположились 100 грамм коньяку. И что? Ни одной бутылки пива в руках тоже не видел, хоть придирчиво и присматривался. Вот «колы» и воды – сколько угодно. Поскольку было весьма жарко, а место открытое. Воду желающим раздавали прямо из упаковок просто так. Позже, говорят, волонтеры собирали в пакеты мусор и увозили его с места событий. Но я этого уже не застал, потому что в четвертом часу, повстречавшись с женой («пост сдал – пост принял»), покинул площадь и отправился к дому. Малость устал торчать на солнцепеке. Меж тем люди всё прибывали. Пешком, на велосипедах, электросамокатах и гироскутерах. С рукотворными плакатиками и без них. С флагами, шариками и цветами. Шли и шли.

В маленьком магазинчике, что в нашем доме, увидел отнюдь не юного вида мужчину, который деловито паковал на хозяйственную тележку несколько упаковок воды. И вряд ли он делал запас себе впрок. Иначе взял бы емкости побольше. Литров, скажем, на пять: ведь они тоже были в продаже. Да и ощутимо дешевле это. А так – маленькие пластиковые поллитровки. Наверняка собрался угощать страждущих. Пройти было всего каких-то пятьсот метров до них.


Рецензии